Урок Реакции ионного обмена. 8-й класс

Цели:

образовательные

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и
    электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие
    “реакции ионного обмена”, закрепить понятие “реакции нейтрализации”;

  • экспериментально доказать, что реакции в растворах
    электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых
    они идут практически до конца;

  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот,
    оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;

  • научить составлять эмпирические, полные и сокращенные
    ионные уравнения.

развивающие:

  • совершенствовать учебные умения школьников при
    составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

  • продолжить формирование химической речи учащихся,
    творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать
    результат деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство
    ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение
    работать в группах.

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные
реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные
и сокращенные ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая.

Оборудование урока: доска, экран, мультимедийный
проектор, у учащихся ноутбуки на партах; для лабораторных опытов: сульфат
натрия, хлорид бария, гидроксид натрия, серная кислота, карбонат натрия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, создает благоприятную
обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку и
на оборудование урока.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.
Осуществляют предметно-практическую деятельность.

2. Актуализация знаний

Предлагает систему вопросов, способствующих проверки
домашнего задания и выявлению главной проблемы урока.

  1. Какие вещества называются электролитами? Какие
    вещества к ним относятся?

  2. Выберите из предложенных веществ неэлектролиты.

    Презентация. (Слайд 1)

  3. Что такое электролитическая диссоциация?

  4. Что такое ионы?

  5. Какие ионы образуются при диссоциации, оснований?
    (Слайд 2)

  6. Какие ионы образуются при диссоциации кислот?
    (Слайд 3)

  7. Какие ионы образуются при диссоциации солей?
    (Слайд 4)

  8. Какие реакции называют реакциями обмена?
    (Слайд 5)

Учащиеся отвечают на вопросы, работают на ноутбуках,
выявляя какие вещества являются электролитами, а какие неэлектролитами.
Вспоминают все вопросы связанные с электролитической диссоциацией
неорганических веществ.

3. Целеполагание и мотивация

Предлагает учащимся сформулировать тему урока с
помощью лабиринта на компьютерах.

Актуализация знаний учащихся.

(Слайд 6)

Ц И И С Р О А Н
К Ф И О О Г М Е
Р Е Б Н Н О Б К

  1. Определите ключевое понятие сегодняшнего урока,
    используя “лабиринт букв” (“реакции ионного обмена”).

  2. Какие уже известные вам понятия включает это,
    пока еще новое для вас, понятие? (“реакции обмена”, “ионы”.)

Итак, опираясь на знания о реакциях обмена,
электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в
воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются
реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения,
выяснить условия их протекания.
– Запишите тему урока: Реакции ионного обмена.
(Слайд 7)

Учащиеся формулируют тему урока “Реакции
ионного обмена”
и записывают тему урока в тетради.

4. Первичное усвоение знаний

Формулирует основное понятие урока – реакции ионного
обмена. Мотивирует учащихся на важность темы для дальнейшего изучения
химии и биологии.

С помощью слайдов, объясняет какие из ионов участвуют
в химической реакции, а какие остаются в растворе.

1. Вступительное слово.


Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в
растворах, – это свойство ионов, на которые электролит распался: либо
катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в
водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не
учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы,
на которые он диссоциирован.
Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами,
называются ионными, а уравнения таких реакций
ионными уравнениями

РИО (реакции ионного обмена) – это реакции,
протекающие между электролитами. (Слайд 8)

Сегодня на уроке мы с вами должны исследовать, как
протекают реакции ионного обмена, какие признаки будут являться
определяющими.

Вопрос.

А какие признаки химических
реакций вы знаете?



Так как мы будем говорить о разных признаках реакций
и наблюдать их, то я хотела бы услышать, а как вы их определите. Как вы
будите работать с кислотами и щелочами? Что мы должны при этом помнить?

Проводит инструктаж по технике безопасности при
обращении с химическими реактивами.

Помогает и контролирует проведение лабораторных
исследований.

Наблюдает за ходом работы учащихся в парах.

Задание.

Лабораторный опыт № 1 “Реакции, идущие с образованием
осадка”.

(Нерастворимых веществ.)

Оборудование и реактивы: растворы
хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4,
штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида
бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия
Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали?
(выпадение осадка)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном
виде по этапам (Слайд 8–13)

Эта реакция сводится к взаимодействию ионов бария и
сульфат-ионов (Слайд 14)

Итак, первое условия протекания реакций ионного
обмена – это выпадение осадка
(Слайд 15)


Проводим опыт № 2.

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием
газа”.


Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3,
серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната
натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл
серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы
наблюдали? (Выделение газа.)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном
виде по этапам (Слайд 15)

Итак, второе условия протекания реакций ионного
обмена – это выпадение газа
(Слайд 15)

К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая
реакция? (ионов водорода и карбонат-ионов) (Слайд 16)

Проводим опыт № 3.

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием
слабого электоролита – воды”.


Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН,
серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с
пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида
натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки
реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл
серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы
наблюдали? (исчезновение цвета)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном
виде по этапам (Слайд 17)

К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая
реакция? (ионов водорода и гидроксид-ионов)

Итак, третье условия протекания реакций ионного
обмена – это образование слабого электролита – воды.
(Слайд 17)


Реакции между кислотой и основанием называются
реакциями нейтрализации.

Реакции ионного обмена в растворах электролитов
практически необратимо протекают только в том случае, если в результате
образуется осадок, газ или слабый электролит (вода).

Слушают учителя и делают записи в тетради основных
понятий урока.

Ребята называют основные признаки реакций и вместе с
учителем их уточняют.

Слушают инструктаж по технике безопасности.

Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают
гипотезу в ходе проведения эксперимента.

Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу.
Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую тетрадь.

Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают
гипотезу в ходе проведения эксперимента.

Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу.
Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую тетрадь.

Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают
гипотезу в ходе проведения эксперимента.

Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу.
Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую тетрадь.

5. Первоначальная проверка знаний

Тест

1. Реакции ионного обмене – это реакции:
А. Разложения. В. Обмена
Б. Замещения. Д. Соединени

2. Укажите уравнение реакции ионного обмена:

А. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Б. 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
В. Аl2(SO4)3
+ 6KOH = 2Al(OH)3 + 3K2SO4
Д. 3Ba + N2 = Ba3N2

3. Реакцией нейтрализации является реакция между
парой веществ:

А. Сa(OH)2 и NaCO3
Б. MgSO4 и BaCl2
В. К2СO3 и НCl
Д. NaOH и Н3PO4

4. Электролитом является каждое вещество в ряду:
А. ВaO; H2SO4; HNO3
Б. AgCl; H3PO4; CuSO4
В. FeSO4; AlCl3; H2SO4
Д. K2SO4; H2; MgCl2

5. Формулы веществ, при взаимодействии которых
образуется вода:
А. Fe(OH)2 и HNO3
Б. КOH и HNO3
В. КOH и Zn(NO3)2
Д.MgCO3 и Ba(NO3)2

Выполняют тест и делают взаимопроверку.

6. Домашнее задание

Домашнее задание.

§37 по учебнику О.С.Габриеляна.

Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные
уравнения реакций между растворами веществ:

  1. CuSO4 и KOH.

  2. FeCl3 и NaOH.

  3. LiOH и НС1.

  4. K2CO3 и H2SO4

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

Слайд 27

Выбирают смайлик, который подходит им после урока.




Следующий: