Урок Развитие организмов и окружающая среда. 10-й класс

1. Тема индивидуального развития организмов
является составной частью раздела “Размножение
и развитие организмов” в курсе “Общей
биологии” и является заключительной. Перед
изучением этой темы учащиеся овладевают
основными понятиями клеточного учения. Тема
онтогенеза завершает формирование знаний
учащихся о размножении как основном свойстве
живого, формирует знания учащихся о
зависимости развития организмов от факторов
окружающей среды, обобщает их знания из смежных
биологических курсов – экологии
, генетики и
привлекает знания учащихся из курса анатомии,
физиологии и гигиены человека, зоологии и
ботаники.

2. Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение, углубление и закрепление знаний
  • развитие навыка работы с научной, справочной и
    научно-популярной литературой
  • развитие навыка выделять главное,
  • развитие навыка оценивать ответ одноклассников

Воспитательны

е:

  • демонстрация практического применения знаний
    экологии и генетики;
  • формирование научного мировоззрения.

Развивающие:

  • развитие мышления и памяти
  • развитие культуры речи и коммуникативности
  • развитие интересов и способностей учащихся.

3. Задачи урока:

  1. Раскрыть практическую значимость изучения темы
    “Развитие организмов и окружающая среда”.
  2. Углубить и расширить знания об организме как
    системе, реализующей в онтогенезе свою
    генетическую программу.
  3. Продолжить формирование умений сравнивать,
    доказывать, устанавливать причинно-следственные
    связи.
  4. Осуществлять экологическое воспитание
    учащихся.
  5. Формировать гигиенические навыки учащихся на
    основе раскрытия вредного влияния наркогенных и
    мутагенных веществ на развитие зародыша
    человека.

4. Тип урока

комбинированный.

Форма организации урока –

семинарское
занятие.

Форма проведения семинара – обсуждение
докладов
.

5. Средства обучения

:

  1. технические –

магнитофон, диктофон, пылесос,
вытяжной шкаф

  • информационные –
  • сообщения учащихся,
    таблицы, плакаты

  • лабораторные –
  • лабораторное оборудование,
    химреактивы

    6. Для решения поставленных задач мною была
    выбрана нетрадиционная форма проведения урока:
    урок-семинар.

    Эта технология соответствует решению задач
    урока, помогая учащимся усваивать новые знания в
    процессе обобщения известного им материала; в
    процессе самостоятельной, активной подготовки к
    семинару: работая с литературой, проявляя
    коммуникативные и исследовательские качества.

    Семинарская форма урока очень подходит
    учащимся старшего класса, умеющим работать
    вместе, способным проявить активный, творческий,
    исследовательский подход к решению учебных
    задач.

    С целью успешной подготовки учащихся к
    семинару была проведена определённая
    организационная работа:

    1) Заранее сформулирована тема семинара,
    определена цель его проведения, предложен план
    проведения семинара:

    План семинара “Развитие организмов и
    окружающая среда”

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Общая часть
      - Выступления докладчиков:
      1. Факторы окружающей среды;
      2. Отчёты исследовательской группы;
      3. Гомеостаз;
      4. Стресс;
      5. Регенерация;
        - Обмен мнениями и вопросами
    3. Подведение итогов семинара:
      1. Заключительное слово учителя
      2. Оценка работы участников семинара

    2) В классе был вывешен список рекомендуемой
    литературы по теме семинара.

    Список литературы

    для подготовки к семинару
    “Развитие организмов и окружающая среда”

    1. “Основы экологии”. Учебник для 10-11 классов. Н. М.
      Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов, М. ,
      Дрофа, 2002 г.
    2. “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов под
      редакцией Д. К. Беляева. М. , Просвещение, 1992 г.
    3. “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов под
      редакцией А. О. Рувинского. М. , Просвещение, 1993 г.
    4. “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов
      Пономарёва
    5. “Общая биология”. Учебник для 10-11 классов В. Б.
      Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. М. , Дрофа, 2001 г.
    6. “Генетика”. Факультативный курс. З. С. Киселёва,
      А. Н. Мягкова. М. , Просвещение, 1979 г
    7. И. Д. Зверев “Учебные исследования по экологии в
      школе” М. , 1993
    8. Энциклопедическая и справочная литература.

    3) Были сформированы группы участников семинара
    в соответствии с их интересами.

    4) Были проведены консультации с каждой группой
    участников семинара по вопросам составления
    плана доклада, организации группы для
    представления доклада, оформления работы.

    Ход семинара “Развитие организмов и
    окружающая среда”

    Здравствуйте, коллеги! Прошу садиться.

    Не удивляйтесь, пожалуйста, я обращаюсь к вам
    сегодня неспроста: сегодня у нас не просто урок –
    а семинар.

    Сегодня мы обсуждаем очень важную, я бы даже
    сказала жизненно важную проблему: “Развитие
    организмов и окружающая среда”. Вы
    самостоятельно попытались разобраться в
    вопросах, раскрывающих разные аспекты этой
    проблемы, и сегодня выступите в роли научных
    экспертов, а я – я с большим вниманием вместе с
    уважаемой аудиторией готова вас выслушать.

    Надеюсь, вы заинтересованы в обсуждении нашей
    сегодняшней темы и у вас найдутся как всегда друг
    для друга самые разные вопросы.

    Итак, приступим.

    Один из сложнейших вопросов, стоящих перед
    биологией, — установить принципы, управляющие
    развитием живых организмов. По существу можно
    так сформулировать вопрос: каким образом из яйца
    возникает сложно устроенный живой организм или
    как реализуется генетическая программа в ходе
    индивидуального развития? В связи с этим
    возникает и ряд частных вопросов: Что может
    повлиять на процесс индивидуального развития?
    Каковы последствия взаимодействия организма и
    факторов среды его развития? Существуют ли
    механизмы сохранения целостности и постоянства
    внутренней среды организма? И множество других.
    Мы с вами ограничены временными рамками учебного
    занятия и поэтому сможем рассмотреть только
    наиболее важные и хорошо изученные вопросы
    главной темы нашего семинара.

    1

    . Предоставляю слово первой группе научных
    экспертов.

    Доклад “Факторы окружающей среды”.

    Прошу задавать вопросы докладчикам.

    2.

    Проиллюстрировать, подтвердить
    практически доклады своих товарищей я прошу
    группу экспериментаторов.

    Отчёты по экспериментам

    < Приложение 1>.

    Прошу задавать вопросы докладчикам.

    3

    . А теперь слово второй группе научных
    экспертов.

    Доклад “Гомеостаз

    < Приложение 2>.

    Прошу задавать вопросы докладчикам.

    4

    . Слово предоставляется третьей группе.

    Доклад “Стресс”

    .

    Прошу ваши вопросы докладчикам.

    5

    . Слово предоставляется четвёртой группе
    научных экспертов.

    Доклад “Регенерация”

    .

    Прошу ваши вопросы докладчикам.

    Итак, мы обсудили несколько аспектов проблемы
    сегодняшнего семинара.

    Научные эксперты продемонстрировали свою
    компетентность, и аудитория выслушала немало
    интересных научных фактов из разных отраслей
    биологии: из экологии, из генетики, из
    эмбриологии, из анатомии и физиологии.

    В заключение семинара мне хотелось бы обратить
    ваше внимание, как всегда, на применение
    приобретённых знаний.

    Потребительское отношение к природе,
    неразумное вмешательство человека подвело
    человечество к экологическому кризису,
    важнейшее проявление которого — неблагоприятные
    тенденции в состоянии здоровья людей. Никакие
    блага цивилизации не могут заменить человеку
    здоровье. Все достижения науки станут
    бессмысленными, если загрязнение среды обитания
    вызовет необратимые мутации в генетическом
    аппарате человека и приведёт к видоизменению или
    уничтожению его как биологического вида.

    Среди медиков признано, что оптимальной
    моделью для изучения влияния загрязнения среды
    на здоровье является детский организм: у них нет
    вредных привычек, у них особый обмен веществ,
    быстрый рост и развитие, отсутствуют
    профессиональные вредности. Нельзя только
    забывать, что эта модель — постоянно действующая
    в жизни, т. к. факты, полученные наукой о влиянии
    среды на организм человека, являются отражением
    своеобразного эксперимента, который
    человеческая цивилизация проводит на
    собственных детях.

    Рождение больного ребёнка ломает судьбу
    родителей, хотя часто родители сами повинны в
    этой трагедии. Посмотрите на плакат — здесь
    перечислены факторы, в наибольшей степени
    опасные для внутриутробного развития ребёнка:
    наследственные болезни, загрязнение окружающей
    среды, наркогенные и мутагенные вещества,
    стрессы, болезни матери, нарушение
    санитарно-гигиенических правил.

    Что вы, как научные эксперты по проблеме
    развития организмов, можете предложить будущим
    родителям во избежание последствий воздействия
    этих опасных факторов?

    На листе ватмана записываются предложения
    учеников:

    • Создание экологически нормальных условий
      жизни.
    • Исключение близкородственных браков.
    • Здоровый образ жизни.
    • Планирование семьи.
    • Биологическая и экологическая грамотность.
    • Оптимальный возраст деторождения.

    Желаю вам всем хорошо запомнить этот плакат.

    Лидеров групп я прошу заполнить оценочные
    листы: группа ставит каждому участнику по две
    оценки – за участие в подборе информации и за
    участие в оформлении доклада. Оценку за участие в
    работе семинара поставлю я и на следующем уроке
    сообщу вам итоговую оценку. А сейчас я просто от
    души благодарю вас за хорошую работу. Всем
    спасибо!

    Следующий: