Урок-расследование по теме Хроматография

Уровень образования школьников: 8-й класс

Форма учебной работы: классно-урочная, внеклассная

Цель урока:

  • познакомить с одним из способов разделения однородных смесей бумажной хроматографией и областями применения этого способа на практике в быту.

Задачи урока:

Обучающие:

  • выяснить, на чем основан способ разделения однородных смесей — бумажная хроматография;
  • закрепить понятия «смесь», «свойства вещества», отличия веществ от смесей;

Развивающие:

  • развитие творческих способностей;

Воспитательные:

  • научить участвовать в общем диалоге;
  • формирование навыков работы в группе

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  2. Мультимедийная презентация «Приложение 1»;
  3. Образец письма написанного на хроматографической или на фильтровальной бумаге;
  4. На партах вода в склянках с капельной крышкой.

Ход урока

Эпиграф:
«Любое дело делай так, как будто это твоя лебединая песня»

1. Мотивация и актуализация

Представьте себе, что мы с вами лучшие ученики школы криминалистики имени Ш. Холмса, и сегодня у нас с вами очень важный день. Ведь именно сегодня мы получим первое в нашей жизни криминалистическое дело, которое мы должны будем раскрыть. Это своего рода экзамен для нашего с вами квалификационного становления. Девизом сегодняшнего экзамена будут очень мудрые и поэтичные слова:

Любое дело нужно делать, так как будто это твоя лебединая песня. «Слайд 1»

Как вы их понимаете?

Они означают, что любое дело, каким бы оно не было нужно:

Делать изо всех сил;

Доводить до конца;

Преодолевать, не взирая ни на какие трудности

Итак, представим себя юными криминалистами, а вот и наше первое криминальное дело. К нам в школу пришло письмо, вот с таким содержанием:

 «Помогите. Мой призыв о помощи написан кровью. Спасите меня!» «Слайд 2»

Кратко обрисуем проблему:

  1. Попытаемся определить есть ли в этом письме криминальное начало. (Есть. На это указывает внешний вид кусочка бумаги, почерк, написанные слова ).
  2. Что же мы с вами как криминалисты должны сделать, получив такой призыв о помощи? (Выяснить, чем было написано письмо).
  3. Чем может быть написано это письмо, кроме как заявленного автором? (Красками, фломастерами, ручкой, кровью)
  4. Скажите, если мы сможем доказать что данное письмо написано чем то другим, а не кровью будет ли в этом криминальный состав? (Нет, не будет)
    Таким образом, наша задача сводится к доказательству или опровержению того, что данное письмо написано кровью.
  5. Как же нам выяснить, чем действительно было написано письмо?

Оказывается, идентифицировать написано письмо ручкой или фломастером можно и в этом нам поможет способ, который называется хроматография.

«Слайд 3»

Запись в тетради «Хроматография»

Сегодня на нашем импровизированном уроке- расследовании как вы думаете, чем мы будем заниматься?

«Слайд 4»

Цель: Ознакомиться со способом идентификации красителей с использованием метода хроматографии.

И не забывайте, пожалуйста, про наш девиз.

2. Изучение нового материала

Знаете ли вы что такое хроматография?

«Слайд 5»

Хроматография дословно в переводе греческих слов (chromatos – цвет, окраска, «грамма» — считывание и «графия» – запись) «пишу цветом». Однако у хроматографии есть более точное определение — это метод разделения и анализа смесей. Разработал этот удивительный метод разделения смесей на отдельные компоненты Михаил Семенович Цвет в 1903 году.

Мы познакомимся с самым простым видом хроматографии – бумажной.

«Слайд 6»

Этот способ разделения смеси применим только для однородных смесей, таких как, например, водопроводная вода, красителей фломастеров, соков без мякоти.

Рассмотрим суть данного метода.

Для того чтобы провести метод бумажной хроматографии нам будет необходима:

  1. Хроматографическая бумага. Это высоко пористый материал, который должен быть максимально однородным и содержать только целлюлозные волокна.
  2. Исследуемая  однородная смесь.
  3. Растворитель, чаще всего в качестве растворителя используется вода.

«Слайд 7»

При размывании пятна смеси растворителем на хроматографической бумаге происходит распределение двух компонентов смеси относительно середины пятна. Один компонент распределяется в потоке растворителя дальше от центра пятна, а другой ближе к центру пятна. Это объясняется тем, что каждый компонент характеризуется своим значением коэффициента подвижности по хроматографической бумаге в потоке растворителя. Поэтому тот компонент, чей коэффициент подвижности больше перемещается дальше от центра пятна, а тот чей коэффициент подвижности меньше размещается ближе к центру пятна.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем заключается метод хроматографии?
  2. Как нам доказать или опровергнуть, что письмо имеет криминальное начало. (Нужно провести хроматографию красителя, которым написано письмо).

Но для этого нам нужно знать как будут вести себя при хроматографии компоненты крови, красителя фломастера и ручки.

А для этого рассмотрим слайды.

Инструкция. Сейчас вы посмотрите, а после нам предстоит обсудить и попытаться объяснить увиденное вами. Поэтому будьте предельно внимательны.

«Слайд 8»

При хроматографировании красителя фломастера происходит распределение различных по цвету компонентов относительно центра пятна.

«Слайд 9»

При хроматографировании красителя ручки на хроматографической бумаге не происходит видимых изменений с компонентами красителя. На это могут быть различные причины.

  1. Отсутствие нескольких компонентов в красителе ручки;
  2. Несовместимость растворителя воды с компонентами красителя ручки.

«Слайд 10»

При хроматографировании пробы крови на хроматографической бумаге образуется размытое кровяное пятно. Это может быть объяснено тем, что  компоненты крови настолько сложны, что не могут быть разделены посредством бумажной хроматографии.

 Здесь учителю, конечно, приходится приврать, так как в цель урока не входит подробный разбор хроматографии крови.

3. Ответ на проблемный вопрос

Итак, знаниями мы вооружились, теперь вернемся к нашему криминальному делу. Как же нам доказать или опровергнуть криминальность письма. (Провести хроматографию проб письма)

Нам с вами несказанно повезло, письмо, которое пришло, написано как раз на бумаге очень сходной по свойствам с хроматографической.

А теперь поработаем в парах, вспомните еще раз как поведут себя при хроматографировании красители фломастера, ручки и кровь. Найдите различия, которые можно использовать для нашего расследования.

4. Проведение опыта

Образец письма делится на группы, и ребята проводят экспертизу, используя капельницы с водой.

  1. Кто готов высказать свои предположения?
  2. Есть ли в нашем письме криминальное начало?

5. Рефлексия

Ну, что ж со своим первым криминальным делом вы справились, а теперь подведем итог нашей работы.

«Слайд 11»

Я попрошу вас взять в руки ручки и, следуя моим инструкциям записать.

  1. Запишите в одном слове то, о чем мы говорили на уроке.
  2. Запишите 2,3 прилагательных характеризующих тему урока.
  3. Запишите глагол, характеризующий тему урока.
  4. Выразите свое личное отношение к сегодняшнему уроку
  5. Запишите слово ассоциацию или синоним, к изученному на уроке.

Ну а теперь давайте прочитаем, что же у вас получилось. (Хроматография, красочная, живая, расследовали, увлекательно, хроматография — цветная)

«Слайд 12»

Ну что мои юные криминалисты вы справились с этим непростым делом и достойны того, чтобы получить сертификат криминалиста.

6. Домашнее задание

И так как вы уже дипломированные специалисты, к следующему уроку составьте отчет по использованию метода хроматографии для раскрытия криминальных дел.

Ну что ж мои юные криминалисты доброго вам пути и как гласит девиз нашего урока: «Любое дело делайте так как будто это ваша лебединая песня»

Следующий: