Урок-путешествие в страну Химляндию по теме Оксиды, основания, кислоты, соли


Цели урока:

Обучающие: способствовать:

1) Закреплению знаний об оксидах, основаниях,
кислотах, солях.
2) Выработке навыка составления формул по степени
окисления (для оксидов) и зарядам ионов (для
оснований)

Развивающие: способствовать развитию:

1) Мыслительных навыков: анализа, сравнения при
выполнении заданий на поиск лишнего вещества, на
классификацию веществ.
2) Общеучебных умений: пользоваться
Периодической системой, таблицей растворимости.
3) Коммуникативных умений: устной монологической
речи при индивидуальном ответе.

Воспитательные: способствовать:

1) Снижению уровня тревожности (путем
создания ситуации успеха, посильности заданий)
.
2) Повышению предметной мотивации (через
использование дополнительной информации)
.

Организационный момент.

Взаимное приветствие учеников и учителя,
проверка готовности учащихся к уроку.

Целеполагание. (совместное)

Какие классы неорганических соединений мы
изучили? (оксиды, основания, кислоты, соли)

Как вы считает, что нам нужно повторить и
закрепить на уроке? (повторить определения
оксидов, оснований, кислот, солей,
потренироваться записывать формулы оксидов,
оснований, кислот, солей, вспомнить
классификацию кислот, оснований)

“Путешествие в страну Химляндию”.

Сегодня мы с вами, ребята, совершим
удивительное путешествие. И путь наш лежит в
удивительную страну “Химляндию”. На пути нас
ждут самые разные приключения, и даже
препятствия, и только тот, кто их преодолеет, тот
и станет победителем (слайд № 1)

Итак, в путь! (звучит музыка из мультфильма
“Облака – белогривые лошадки”)

А) Но прежде, чем мы сделаем остановку на первой
станции этой удивительной страны нам нужно
пройти “таможенный досмотр” и заполнить
“таможенную декларацию”.

Правила заполнения “таможенной декларации”:
из первого столбика (простые вещества)
вычеркнуть сложные вещества, оставить только
простые. Из второго (сложные) – оставить
только сложные вещества, а простые вычеркнуть.

Работа проводится в группах (по рядам).
Количество заданий в “декларации” равно
количеству парт в каждом ряду. Каждый ряд
получает по одной “декларации”. По сигналу
учителя, учащиеся, сидящие за первым столом,
находят ошибки в первом пункте и передают
учащимся второй парты. Те в свою очередь
исправляют ошибки во втором пункте и передают
“декларацию” дальше. При выполнении этого
задания, необходимо, чтобы дети, за одной и той же
партой каждого ряда имели сходный тип
темперамента и степень обученности.


Простые вещества Сложные вещества
1. Кислород, серебро, оксид серы (VI), азот
2. H2; O2; FeS; Zn
3. H2SO4; S; Ва; К
4. C; Мg; NaOH; Zn
1. Иод, сульфид натрия, хлорид калия,
кремний.
2. Cu; Ag2O; Na2O; Ca(OH)2
3. H2O; КОН; S; H2S
4. SO2; H2; Fe; FeCI2

(слайд № 2)

Б) Молодцы! Все заполнили “декларацию” и в
полном составе прибыли в “Кислотостан”

(слайд № 3)

Работа проводится в группах, сформированных по
уровню обучаемости:



Первая группа (уч-ся с высокой степенью
обучаемости)
: перед вами список формул кислот:
HCI; Н3РО4; НNО3; H2SO4; НNО2;
НВr; HI. Найдите как можно больше признаков, по
которым можно объединить кислоты в одну группу.
Запишите группы, указав признак, по которому вы
их составили.

Вторая группа (учащиеся со средней степенью
обучаемости)
: перед вами список кислот: HCI; H2SO4;
H2SO3; НNО3 H2S; H2СO3.
Приведи их классификацию по основности, по
содержанию кислорода и по растворимости в воде.

Третья группа (уч-ся с репродуктивным уровнем
обучаемости)
: HCI; H2SO4; H2СO3; НNО3
HВr Выпишите в столбики одноосновные,
двухосновные, кислородсодержащие,
бескислородные кислоты.

В) Мы успешно справились с заданием и двигаемся
дальше.

На нашем пути “Оксидония” (слайд
№ 4)

Работа проводится с учетом ведущего канала
восприятия. Визуалы “играют” в
“Крестики-нолики”, использую формулы плаката.
Кинестетики собирают из предложенных карточек
формулы оксидов:

Аудиалы выполняют следующее задание: найдите и
назовите оксиды азота в порядке увеличения
степени окисления азота:


NO2 N2O5
N2O3
NO N2O

А сейчас я предлагаю вам привал. Давайте
отдохнем и отгадаем загадки:

- что видно, когда ничего не видно (туман)
- без крыльев летят, без ног бегут, без паруса
плывут (облака)
- приходил — стучал по крышам, уходил – никто не
слышал (дождь)
- не драгоценный камень, а светится (лед).

Какое отношение имеют облака, туман, дождь, лед
к Оксидонии.

И туман, и дождь, и лед – все это вода.



Сообщение 1 уч-ся:

Вода — самый необыкновенный житель Оксидонии.
Гимном этому веществу стали строки знаменитого
французского писателя Антуана де Сент Экзюпери:
“Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не
ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни. Ты — сама жизнь. Ты
наполняешь нас радостью, которую не объяснишь
нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам
силы, с которыми мы уже простились”.
Доказательством этих слов служит такой пример. В
525 году при переходе через Ливийскую пустыню в
страшных мучениях, от жажды, погибло 50-тысячное
войско персидского царя Камбиза — войско, которое
не мог одолеть ни один враг (слайд №
5)

Сообщение 2 уч-ся:

Для человеческого организма вода необходима
как горючее для машины. Чтобы проникнуть в тайну
воды в человеческом теле, не нужно совершать
большого путешествия. Достаточно рассмотреть
самого себя.


Вода в организме человека Ее содержание (%)
Мозг
Кровь
Мышцы
Кости
81
80
50 — 75
22 — 34

Тело взрослого человека на 64% состоит из воды.
Еще больше воды в теле ребенка. При весе 40 кг в нем
34 кг воды (слайд № 6)

В) Следующая наша остановка на “Основайских
островах”.

Задание на внимательность: посмотрите на
острова и найдите здесь коренных жителей –
основания. Дайте им названия. Теперь обменяйтесь
тетрадями и проверьте выполнение задания у
своего соседа по парте (слайд № 7)

Г) И вот мы добрались до “Соляндии” (слайд № 8)



И здесь нам предстоит еще одно испытание.
Работать будем снова по группам.

Задание для первой группы (уч-ся с высокой
степенью обучаемости)
: Установите
закономерность заполнения первого и второго
ряда и допишите третий ряд:

  1. CaCI2; CaCO3; Ca(NO3)2; Ca3(PO4)2
  2. MgSO4;Mg3(PO4)2; MgCI2; MgSiO3
  3. Cu(NO3)2; ? ? ?

Задание для второй группы (уч-ся со средней
степенью обучаемости): из предложенных ионов
составьте все возможные формулы солей и дайте им
названия: Na+; Ba2+; AI3+; CI-; SO42-


К+ Са2+
РО43+
СО32-

Задание для третьей группы (уч-ся с
репродуктивным уровнем обучаемости)
:
составьте формулы солей и дайте им названия.

Подведение итогов урока (совместное)

Учащиеся заполняют таблицу:


Возникали ли у тебя проблемы в ходе
урока.
Все ли задания ты выполнил Удовлетворенность индивидуальной
работой
Удовлетворенность групповой работой Самооценка

Предъявление и обсуждения домашнего задания.

Задание тоже дифференцировано.

Задание для первой группы (уч-ся с высокой
степенью обучаемости)
: составь формулы разных
классов неорганических веществ, используя атомы
из заданной формулы (в новых формулах не может
быть больше атомов определенных химических
элементов, чем в исходной)
: Na2SO4.
Дайте названия полученным веществам.

Задание для второй группы (уч-ся со средней
степенью обучаемости)
: “Третий лишний” – в
каждой строчке вычеркните формулу вещества, не
принадлежащего к тому классу, к которому
относятся два других:

HNO3, HNO2, KOH.
KCI, KOH, Ca(OH)2.
K2SO4, Ba(OH)2, NaCI.

Задание для третьей группы (уч-ся с
репродуктивным уровнем обучаемости)
: найдите
соответствие между формулами и их названиями:

Сульфат натрия Ba(OH)2
Азотистая кислота Na2SO4
Гидроксид бария CaO
Оксид кальция HNO2

Вот мы с вами и финишировали.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Я благодарность вам всем объявляю,
Отметки в журнал я вам выставляю.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю! (слайд
№ 9)




Следующий: