Урок-путешествие в страну кислот Кислоты. Состав и свойства кислот


Урок проводится в форме игры-путешествия в
“страну кислот”. Проведению урока
предшествовала подготовительная работа,
учащиеся (по желанию) получили задания и список
литературы для работ.

Цели урока:

1. обучающая –

  • Сформировать понятие о кислотах,
  • Рассмотреть состав, названия и классификацию
    кислот,
  • Познакомить учащихся с важнейшими
    неорганическими кислотами.

2. развивающая

  • Формирование умений наблюдать, анализировать
    опыты, делать выводы,
  • Обогатить их представление об общем, особенном
    и единичном в составе и свойствах кислот,
  • Продолжить работу по выработке навыков и умений
    работать с дополнительной литературой.

3. воспитательная. Продолжить воспитание
чувства доброжелательности друг к другу,
уважения к мнению других, умения слушать и
критически оценивать ответы товарищей,
воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: Реактивы на столах
учителя: HCl, H2SO4, уксусная кислота,
стеариновая и пальмитиновая кислоты, яблоко; на
столах учащихся: кислоты – HCl, H2SO4 и
др. кислоты, индикаторы, пробирки, кусочек яблока.

Оформление класса: Плакаты с
формулами кислот (органических и минеральных),
паровоз с цистернами, названия остановок
(таблички), светофор.

Оформление доски: Тема урока,
девиз урока “Учение с увлечением!”, план урока,
таблица (сетка) для выполнения л/р., словарь
(индикаторы).

Ход урока.

I.

Проверка Д/з.

II.

Вступительное слово учителя. Сегодня нам
предстоит совершить увлекательное путешествие
по “стране кислот”. Знакомство учащихся с
девизом урока, коротко сообщаю цели урока,
напоминаю учащимся, что они должны вести дневник
наблюдений во время путешествия.

Актуализация знаний: Прежде чем
отправиться в путь необходимо проверить
готовность к путешествию. Проводится беседа по
вопросам:

  1. К доске – решение Д./з. – упр.:4, зад. 5
  2. С какими классами неорганических веществ вы
    знакомы?
  3. Как можно определить степени окисления атомов
    химических элементов в бинарных соединениях?
    Показать на 2-х, 3-х примерах.
  4. Каков тип химической связи в молекулах оксидов
    и в молекулах оснований?

Итак, ребята, вы хорошо подготовились к
путешествию, правильно ответили на все вопросы,
можно отправиться в путь.

“Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор”.

1 остановка. Информационная.

Ученики делают
сообщение и обмениваются историческими
сведениями о кислотах и характеризуют области их
применения.

Сообщение учащихся об уксусной, муравьиной,
молочной и др. кислотах

Уксусная кислота известна с древнейших времен,
т.к. образуется при скисании вин “винный уксус”.
Ее способность растворять жемчуг и известняк
послужили основой легенды о том, что А.
Македонский во время своих походов устранял
скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом
виде была выведена в 1700 г. Уксусная кислота
широко используется в промышленности: для
изготовления синтетического (ацетатного)
волокна, для производства гербицидов, для
синтеза различных веществ, также в кожевенной и
текстильной промышленности.

“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растениях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” — очень нужные ребята,
Всем известный “аспирин” — он как добрый
господин,
Жар больного понижает и здоровье возвращает!”

Сообщение учащихся о серной кислоте.

Алхимикам удалось получить серную кислоту, в X
веке при прокаливании некоторых сульфатов
(купоросов), отсюда произошло и историческое
название – купоросное масло.

H2SO4 – важнейший продукт химической
промышленности. Используется для получения
фосфорных и азотных удобрений, для производства
искусственных волокон, моющих средств,
лекарственных препаратов. Используется в
аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов.

Итак, все сказано, друзья, “хлеб
промышленности – серная кислота”.



Сообщение об азотной кислоте.

Сегодня на уроке об азотной кислоте мы
расскажем. Она была упомянута в VIII веке арабским
химиком Джабиром Иби Хайяном в его трудах, а для
производственных целей ее стали получать в XV
веке.

Для взрывчатых веществ нужна она.
Для красителей, лаков, лекарств идет
Самая важная из кислот.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения –
вот азотной кислоты применение.

2 остановка.

Определительная. Познакомимся
с составом, названием и классификацией кислот.

  1. Бинарные соединения на примере бескислородных
    кислот — HCl, H2S.
  2. Ппрочитайте формулы.

Демонстрация.

Что общего в составе названных кислот? Какой
химический элемент обязателен в формуле кислоты?

Вывод: В состав кислот обязательно входит
водород.

А вся остальная часть называется кислотным
остатком. Читаем формулы. Пишем на доске. Причем
кислородный остаток может быть как простым (Cl
-
, 32-), так и сложным (SO42-).

Определение кислот.

Кислородные остатки образуют элементы –
неметаллы.

По формулам кислот можно определить степени
окисления атомов химических элементов,

а) для бинарных кислот – HCl, H2S.
б) для неметаллов, образующих кислотные остатки
кислородсодержащих кислот.

Нужно помнить! -я степень окисления атомов всех
элементов в соединении равна нулю, а степень
окисления H + 1 и О – 2

Например, по формуле H2+1SxO4-2
можно составить уравнение:

(+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0

отсюда х = 6, где х – степень окисления серы.

Зная степень окисления элемента – неметалла,
образующего кислородный остаток
кислородсодержащей кислоты, можно определить,
какой оксид ей соответствует.

Например, H2S+6O4, а в оксиде серы
степень окисления должна быть равна +6

S+6O3-2 — оксид серы (VI)

H2C+4O3 — C+4O2-2

HN+3O2 — N2+3O3-2
оксид азота (III)

H2S+4O3 — S+4O2-2 -
оксид серы (IV)

По формулам кислот можно определить и общий
заряд, который имеют кислотные остатки. Заряд
кислотного остатка всегда отрицателен и равен
числу атомов водорода в кислоте.
Число атомов
водорода в кислоте называется основностью.

HCl1-, HNO31-

H2SO42-, H2S2-, т.е. SO42-,
S2-

H3PO4, ион PO43-

Бинарные бескислородные кислоты образуют
простые ионы: Cl-, S2-

Кислородсодержащие кислоты образуют сложные
ионы: SO42-, PO43-.

Растворимые

Нерастворимые.

Физические свойства кислот. Тип химической
связи в молекулах кислот.

3 остановка.

“Дегустационная”.

Какой вкус имеет лимон, щавель, “аскорбинка”?

- кислый! Чем же обусловлено – вот это общее
свойство кислот?

Вывод: Общее в составе (наличие атома Н) и
строение кислот обусловливает их общие свойства.

Поезд отправляется дальше, но внимание –
красный свет.

Знакомство с ПТБ при работе с кислотами

Древесина, кожа, ткани.

Обугливаемые лучинки – химическая реакция.

При растворении H2SO4 – вливать > в H2O.

4 остановка. Экспериментальная.

-выполнение л/р. “Действие кислоты на
индикаторы”.




Формула и название
кислот
Индикаторы
Лакмус Метилоранж. Фенолфтолеин
HCl – соляная кислота

H2SO4
серная кислота

H3PO4 – фосфорная кислота

HNO3 – азотная кислота

Уксусная кислота

Шпаргалка: Кислота

Красный. Соответствие налицо.

Вывод об отношении кислот к индикаторам.

Это общее свойство кислот, которое обусловлено
особенностями в их строении.

H2SO4 и HCl кислоты получают
искусственным путем на химических заводах.
Многие кислоты встречаются в природе, например,
щавелевая кислота входит в состав клеточного
сока щавеля, яблочная – в соке яблок, муравьиная.

Такие кислоты называются органическими,
а такие кислоты как H2SO4, HNO3
неорганическими или минеральными. Как относятся
к индикаторам органические кислоты?

Л/опыт. Действие лакмуса на кусочек яблока.

Вывод: И органические и минеральные кислоты
проявляют общие свойства, обусловленные
общностью их строения.

III.

Закрепление. Упражнение 1; для сильных
учащихся упражнение 5. Учащиеся работают
самостоятельно на обратной стороне доски.

IV.

Д/з. §20, упражнения в конце §
(дифференцированное домашнее задание).

V.



Подведение итогов урока.

Заключительная часть: Наше путешествие в
“страну кислот” закончилось, но мы с вами будем
и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства
таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать
еще очень много нового и интересного не только о
кислотах, но и других веществах.




Следующий: