Урок-путешествие по химии на тему Классы неорганических соединений. 8-й класс

Цель:

обобщить знания о составе,
классификации, свойствах и способах получения
неорганических соединений.

Задачи:

  1. Развивать умение классифицировать, выявлять
    причинно-следственные связи.
  2. 2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  3. 3. Развивать познавательный интерес учащихся к
    предмету.

Оборудование:

  • на столах учащихся: конверты с заданиями, чистые
    листы; на столе ассистентов (2 старшеклассника):
    конверт с ответами, решениями упражнений, лист
    учета выполнения заданий;
  • на демонстрационном столе: наборы реактивов для
    лабораторного опыта (пронумерованные склянки с
    растворами, фенолфталеин, метилоранж, пробирки);
  • на доске: эпиграф “Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”

Учитель:

Ребята, мы с вами заканчиваем
изучение важной темы “Классы неорганических
соединений”, чтобы обобщить знания о составе,
классификации и свойствах веществ, мы
отправляемся в путешествие по удивительной
стране Химляндии. Нам с вами предстоит пройти
немало испытаний, побывать на островах, в гостях
у королевы Кислоты, переправиться через реки,
покорить горные вершины. Прежде чем отправиться
в путешествие, чадо выяснить, какой багаж вы
приготовили?

  • На какие группы можно разделить вещества по
    составу?
  • Чем отличаются простые и сложные вещества друг
    от друга?
  • На какие группы можно разделить простые и
    сложные вещества?

B путь. Первое испытание,

Я вижу, что вы неплохо подготовились к
путешествию. Итак, в путь. Первое испытание,
которое вам нужно преодолеть – химический
лабиринт (приложение 1).

Учащиеся работают в парах, проходят лабиринт:
на листах пишут путь в виде последовательности
цифр лабиринта. Затем вместе с учителем выясняют
правильный путь до финиша.

Мы приближаемся к острову “Трех оксидов”. Как
вы думаете, почему остров имеет такое название?
Какие вещества называются оксидами?

Сейчас вам группой необходимо выполнить
задание по теме “Оксиды” Достаньте из конверта
карточку и лист ответа. Группа можете получить
“5”, если выполнит правильно 3 задания, “4” – 2
задания, “3” – 1 задание (приложение
2).

Учащиеся в группах по 4 человека выполняют
задания и сдают листы на проверку ассистентам.

Мы продолжаем путешествие. Давайте попробуем
отгадать – в какое королевство мы отправляемся
Для этого отгадайте загадку: Она родилась в самой
волшебной стране – химической лаборатории. Ее
папа – оксид азота (IV) – был мужчиной злого нрава
и носил прозвище “лисий хвост”. Ее мама была
простой и спокойной женщиной, звали ее Вода. Она
появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней
добавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу
поняли, что родилась девочка Назовите ее (азотная
кислота). Итак, мы с вами находимся в королевстве
кислот.

  • Какие вещества называются кислотами?
  • На какие группы можно разделить кислоты?
  • С какими веществами реагируют кислоты?
  • О какой кислоте идет речь? Эта кислота
    двухосновная, кислородосодержащая, ее соли
    называются сульфатами.

Задание:

Напишите в тетрадях реакции серной
кислоты с металлом (1 ряд), основным оксидом (2 ряд),
основанием (3 ряд).

У доски учащиеся пишут уравнения, класс
проверяет.

Королева “Кислота” решила устроить
бал-маскарад и пригласила на него своих друзей
Гостей прибыло много, все они были в масках
Ребята, как королеве отыскать среди гостей своих
подруг-кислот? Правильно, нужно воспользоваться
индикаторами

Задание:

с помощью предложенных реактивов
распознайте раствор кислоты Ассистенты
расставляют на столы реактивы, учащиеся проводят
опыт.

А теперь выясним, как вы справились с заданием
по теме “Оксиды”, обратите внимание на ошибки.

Ассистенты раздают листы с отметкой, убирают
реактивы на демонстрационный стол.

Следующее испытание – нам предстоит
переправиться через реку “Основания”.

  • Какие вещества называются основаниями? На какие
    группы их делят?
  • С какими веществами реагируют растворимые и
    нерастворимые основания?

А сейчас вы будете выполнять задания по теме
“Основания”: возьмите из конверта задание и
лист для ответов (приложение
2).

Учащиеся выполняют задания и сдают но проверку
ассистентам.

Наше путешествие подходит к концу, нам
осталось, пожалуй, самое трудное испытание –
покорить вершину горы под названием “Пик
солей”.

На доске изображена гора и рядом 3 уровня
заданий (приложение 2).

Учащиеся, выходя к доске, выполняют задания,
поднимаясь к вершине.

А теперь посмотрите, как вы справились с
заданием “Основания”.

Ассистенты раздают учащимся листы с отметкой.

Наше путешествие заканчивается. Понравилось ли
оно вам? Какие трудности вы испытали? Каковы ваши
пожелания учителю и друг другу?

Итоговая отметка за урок будет выставлена с
учетом тех отметок, которые вы получили на уроке,
выполняя задания из конверта, а также упражнения
на доске.

Надеюсь, что те знания и умения, которые вы
сегодня использовали в путешествии, помогут вам
в дальнейшем при изучении химии.

Следующий: