Урок-путешествие по теме: Знакомство с шерстяными и шелковыми тканями

Цели:

  • ознакомить учащихся с натуральными волокнами
    животного происхождения; научить различать
    волокна по своему составу;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
    прививать навыки аккуратности;
  • развивать пространственное представление.

Оборудование: коллекция “Шерсть и
продукты ее переработки”, коллекция “Шёлк”,
книга “Энциклопедический словарь юного
натуралиста”, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я не ошибусь, если скажу,
что каждый из нас любит путешествовать кто
пешком, кто на поездах, а кто и самолетами.
Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие
по морю.

А какие моря вы знаете? (Учащиеся отвечают).
Молодцы! Но, к сожалению море, по которому мы
будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно
будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией. А
называется это море (открываю надпись) –

ТКАНЕВОЕ МОРЕ.

Давайте на миг представим, что мы на палубе
корабля, с вашего разрешения я буду капитаном
корабля, вы – юнгами, а еще на нашем корабле
присутствуют матросы —

(учащиеся десятого класса).

Девизом путешествия возьмем такие слова:

Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает. (Ф.Сеф.)

Итак, отдать швартовы!

(Звучит музыка – шум моря)

Впереди вас ждут новые открытия, поэтому
неизвестные факты вы должны записать в
“бортовом журнале”, то есть в тетради.

II. Изучение нового материала.

Впереди я вижу остров, он называется “
Шерстяным”, да не раз я бывала на нем, и знаю, что
здесь производят шерстяные ткани. Сырьем для
изготовления их служит волосяной покров овец,
коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97%) дают
овцы. Шерстяной покров снимают с овец
специальными ножницами или машинками. Перед
отправлением на текстильные фабрики шерсть
подвергают первичной обработке: сортируют, то
есть подбирают волокна по качеству; треплют –
разрыхляют и удаляют засоряющие примеси;
промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в
сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а
из нее ткани.

Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по
нему и ближе познакомимся с производством
шерстяной ткани.

(Показываю коллекции).

Плывем дальше. (слышится азбука Морзе) – SOS! SOS!
SOS! Срочно нужны деревья с зелеными листьями.
–Жители острова тутового шелкопряда.

Юнги, давайте поможем жителям, ну-ка быстро
нарисуем деревья.

(Учащиеся рисуют деревья)

Сейчас я зачитаю из своей морской энциклопедии-
какими бывают тутовые деревья или шелковицы, а вы
сравните похожие или нет вы нарисовали.

(Шелковица, тутовое дерево имеет сердцевидные,
зубчатые листья и соцветия белесых цветов.
Широко культивируется для получения ягод,
похожих на малину.

Листья азиатской белой шелковицы Morus alba
используют в качестве корма шелковичных червей.)

Мы с вами оказались на острове Тутового
шелкопряда. Матросы расскажут вам про жителей
этого острова:

1. –В древние времена в Гималаях, человек
обратил внимание на бабочку с белыми крыльями,
достигающими в размахе 6 сантиметров. Из яичек,
которые она откладывает, выходят гусеницы,
питающиеся листьями деревьев. По прошествии 30-40
дней, сменив 4 раза свой наряд, они начинают из
специальных желез выделят тонкую нить, оплетая
себя плотным коконом.

2.- Собирают коконы через 8-9 дней сначала завивки
и отправляют на первичную обработку. Цель
первичной обработки – размотать коконную нить и
соединить нити нескольких коконов. Длина
коконной нити от 600-900 метров. Такую нить называют
шёлком-сырцом. Первичная обработка шёлка
включает следующие операции: обработка коконов
горячим паром для размягчения шёлкового клея,
сматывание нити с нескольких коконов
одновременно. На текстильных фабриках из
шёлка-сырца получают ткань.

3.- производство шёлковых тканей стало известно
ещё с третьего тысячелетия до н.э. в Китае,
история знает Великий Китайский шёлковый
путь. Получению шёлка в России положил начало
царь Пётр Великий в XVII веке, “дабы иметь парчовые
изделия из собственного шёлка”, и отвёл казённые
земли на Кавказе под шёлковичные деревья.

Снова на корабль и в путь. Наше путешествие
скоро подойдёт к концу, вы узнали, как получают
ткани, но чтобы шить красивые изделия, мы должны
знать свойства тканей.

(Слышится грохот)

- Ой наш корабль чуть-чуть не столкнулся с
айсбергом. А, чтобы его растопить мы должны
разобраться в свойствах тканей.

III. Работа с учебником.

Учащиеся читают параграф и отвечают на вопросы:

1. Какие свойства тканей относятся к основным?

2. Что представляют собой механические,
физические и технологические свойства?

3. Дать определение каждому свойству?

IV. Закрепление изученного материала.

- Хочу вас порадовать, через несколько минут
будем дома.

(Свисток и появляется кукла-пират. Она
спрашивает о том, что нового и интересного узнали
на уроке).

V. Итог урока.

- Я некоторых юнг перевожу в матросы, то есть
ставлю за работу оценку “пять”

VI. Домашнее задание.

Составить коллекцию образцов шёлковых и
шерстяных тканей.

Следующий: