Урок-путешествие по теме Реакции обмена. 8-й класс

Цели:

Обучающие:

  • Дать понятие о реакциях обмена.
  • Сформулировать условия протекания реакций обмена до конца.
  • Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

развивать способность само и взаимоконтроля,
наблюдательность, внимание.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения через работу в группе, в
паре.

Методы и методические приемы:

самостоятельная работа, взаимопроверка
результатов работы в паре, группе.

Оборудование, реактивы:

проектор, презентация, карточки с заданиями для
групповой работы, карта страны Химических реакций.

Ход урока

Учитель:

Мы с вами уже не первый урок путешествуем по государству,
которое называется Федерация Химических Реакций. За время путешествия узнали
много сведений о реакциях соединения, разложения, замещения. А сегодня наш путь
лежит в республику Реакций Обмена.

Определим цель путешествия

. (Учащиеся формулируют цель урока).

Для путешествия нам необходим будет багаж знаний. На столе у каждого лежит
бланк. Внесите в него тот багаж знаний, который у вас имеется (повторение).

Багаж знаний

(учащиеся вставляют пропуски).

Химическое явление – это процесс, сопровождаемый ___________________ веществ.

Химические процессы записываются с помощью _____________________________.

Химическое уравнение состоит из _______________ и ____________________ части.

В ________________ части записываются продукты реакции, а в _____________
части – исходные вещества.

Масса веществ, вступающих в реакцию, ________________ массе веществ,
образующихся в ходе этой реакции.

Химические реакции, идущие с выделением теплоты, называются
_____________________.

Химические реакции, идущие с поглощением теплоты, называются
____________________ .

Признаки, по которым можно судить о прохождении химической реакции:

а) _______________________
б) _______________________
в) _______________________
г) _______________________
д) _______________________.

Учитель

: Давайте проверим, что у вас получилось.

(Фронтальная проверка ,учащиеся зачитывают, исправляют ошибки, если
они есть.)

Теперь я разрешаю вам посещение республики Реакций Обмена.

Учитель

: Запишем тему урока в тетрадь. Учащиеся записывают тему.

На экране слайд 1, Приложение 1.

Учитель

: Первая остановка – реакция нейтрализации. Что нас ждет? На
экране слайд 2
.

Учащиеся

отвечают на вопросы:

  1. Какие вещества соединяются в реакции нейтрализации?
  2. Какие вещества образуются при нейтрализации?

Слайд 3

. Демонстрация нейтрализации. Приложение 2.

Слайд 4

. Безопасность.

Учащиеся

отвечают на вопросы:

  1. Что значит экзотермический процесс?
  2. Вы разлили кислоту на полу. Ваши действия?
  3. Кислота попала на кожу рук. Ваши действия?

Слайд 5

. Модель реакции

Слайд 6

. Уравнение реакции

Учитель:

сформулируйте определение реакции нейтрализации.

Учащиеся

дают определение реакции нейтрализации. Слайд 7.

Учитель:

В каждой республике есть свои достопримечательности. Изучим
особенности реакций обмена. Для этого выполните задания в группах и выскажите
своё мнение об информации на карточках.

Учащиеся

работают в группах по заданиям. После проработки заданий в
группах идет их обсуждение с записью на доске схем и уравнений химических
реакций, с доказательством своей точки зрения. Запись уравнений на доску и в
тетрадь.

1. Для охраны лесонасаждений, поврежденных кислотными дождями, с самолета
распыляют свежепомолотый доломит (CaCO3 и
MgCO3 ).

Доломит реагирует с азотной и сернистой кислотой с образованием безвредных
продуктов.

Составь уравнение реакции:

MgCO3 + HNO3 →

Назовите все вещества.

2. Геологи в полевых условиях определяя известняк, капают на минерал
кислотой. Выделение газа – подтверждение того, что перед вами известняк.

Составь уравнение реакции:

CaCO3 + HCH3COO →

Назовите все вещества.

3. Особенностью Черного моря является наличие в нем сероводородного слоя. Его
обнаружил 100 лет назад русский боцман, понюхав опущенный на глубину канат, от
которого слегка пахло тухлыми яйцами. В результате землетрясений сероводород (H2S)
выбрасывается на поверхность воды и происходят морские пожары, ведь он горюч, к
тому же еще и ядовит. А образуется сероводород (H2S)
в результате действия на сульфид кальция (CaS)
растворенной угольной кислоты (H2CO3
).

Составь уравнение реакции:

CaS + H2CO3 →

Назовите все вещества.

4. Иллюзионисты показывают получение «золота из воды». К горячему раствору
нитрата свинца добавляют раствор иодида калия. При охлаждении выделяются
золотисто-желтые кристаллы иодида свинца.

Составь уравнение реакции:

Pb (NO3)2 + KI →

Назовите все вещества.

Учитель:

Посмотрите на уравнения реакций обмена.

Учащиеся

отвечают на вопросы:

– Что общего в уравнениях?
– Чем уравнения отличаются?
– Какие реакции называются реакциями обмена?
– Как в общем виде представить схему реакций обмена?

Проецируется слайд 8.

Учитель:

Еще очень важное правило обмена. Внимание на карту.

Реакции двойного обмена идут до конца:
Если выделится газ –
Это раз;
И получится вода –
Это два;
А еще – нерастворимый
Осаждается продукт…
«Есть осадок» – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда – порядок!

Проецируется слайд 9.

Закрепление.

Вы узнали, что реакции обмена протекают в природе, такие реакции помогают
геологам, лесу, фокусникам и в домашних условиях.

  1. Какие вещества участвуют в реакции нейтрализации?
  2. Какие вещества образуются в результате нейтрализации?
  3. По тепловому эффекту нейтрализация какой процесс? Что это значит?
  4. Вы разлили кислоту на полу. Ваши действия?
  5. Вам на кожу рук попала кислота. Ваши действия?
  6. Реакция нейтрализации – это …….. (продолжить)
  7. Какие реакции называются реакциями обмена?
  8. В каких случаях реакции обмена идут до конца?

Рабочий лист 1.

Подведение итогов урока.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание

Задания в рабочей тетради стр.107 – 108 (№ 1, 2, 4, 5).

Приложение 3

Следующий: