Урок-путешествие по теме Путешествие по стране Калория. 8-й класс

Цель:

повторить и обобщить в занимательной форме знания учащихся по теме:
“Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества”

Задачи:

  • Обучающая

: направить деятельность учащихся на закрепление изученных
понятий, формул, закономерностей. Помочь учащимся осознать социальную,
практическую и личностную значимость изученного учебного материала.

  • Развивающая
  • : развивать мыслительные способности и воображение
    обучающихся, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической
    речи.

  • Воспитывающая
  • : формировать навыки работы в сотрудничестве друг с
    другом, содействовать развитию у детей умений общаться.

    Тип урока:

    урок систематизации и обобщения изученного материала с
    элементами проектной деятельности.

    Вид урока:

    урок-путешествие.

    Оборудование:

    • мультимедийный проектор;
    • интерактивная доска;
    • магнитная доска;
    • раздаточный материал для учащихся с текстами заданий;
    • набор грустных и веселых смайликов на магнитах;
    • обучающая презентация, выполненная в программе
      SMART Notebook;
    • презентации детей, выполненные в программе
      PowerPoint.

    Подготовительная работа:

    Класс делится на 4 группы. За неделю до урока каждой группе даётся задание:
    подготовить материал в виде презентации об изменениях агрегатных состояний
    вещества в природе. Предлагается 4 темы:

    1. Туман
    2. Снег
    3. Роса и иней
    4. Облака

    Командам выдаётся план работы над выбранной темой:

    1. Подобрать строки из стихотворения, загадки о данном явлении.
    2. Показать роль рассматриваемого явления в нашей жизни
    3. Объяснить причины и условия возникновения явления в природе.
    4. Рассмотреть в каких формах мы встречаемся в повседневной жизни с этим
      явлением.
    5. Составить вопрос командам соперникам, используя народные приметы о
      данном явлении.

    Все презентации просматриваются заранее для устранения возможных недочётов.
    Предварительно расставляются столы в классе.

    Основные этапы урока:

    1. Приветственное слово учителя, организация команд, инструктаж по правилам
      игры.
    2. Выполнение учащимися предлагаемых заданий.
    3. Итог урока, рефлексия.

    Ход урока

    1. Приветственное слово учителя, организация команд, инструктаж по правилам
    игры.

    Учитель:

    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить
    путешествие по стране “Калория”. (1 слайд презентации,
    Приложение 1
    ) Какое же путешествие без
    приключений! Преодолевая препятствия, за каждое успешно выполненное задание вы
    будете получать жетоны стоимостью “1ум” < Рисунок 3>. Победит команда,
    которая наберёт большее количество жетонов. Эти жетоны вы сможете обменять на
    оценку в журнале.

    2. Выполнение учащимися предлагаемых заданий.

    2 слайд

    Учитель

    (читает вслух стихотворение):

    “Заперты в страну ворота,
    А пройти нам так охота!
    Нам бы ключик подобрать,
    Все загадки отгадать”.

    3 слайд

    Задание 1

    Команда получает столько очков, сколько правильных ответов в этом задании.
    Одно дополнительное очко даётся команде, которая первой нашла ключ. Время
    выполнения 2 минуты.

    Каждая команда получает рисунок ключа и следующие вопросы:

    1. Как называется вид теплопередачи, когда энергия передаётся от одного
      тела другому с помощью невидимых лучей? (Из ответа возьмите вторую букву и
      поставьте её в первую клетку ключа)
    2. Какой вы знаете процесс увеличения энергии тела при повышении его
      температуры? (Из ответа возьмите первую букву и поставьте её во вторую
      клетку ключа)
    3. Как называется процесс парообразования, происходящий со свободной
      поверхности жидкости? (Из ответа возьмите четвёртую и седьмую буквы и
      поставьте их соответственно в третью и четвёртую клетки ключа).
    4. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое?
      (Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их в последние клетки
      ключа)

    Ответы:

    1. Излучение (З). 2. Нагревание (Н). 3.Испарение (А,Н). 4. Кристаллизация (И,Я).

    4 слайд

    К доске приглашаются учащиеся той команды, которая первая нашла все буквы в
    ключе. На интерактивной доске они составляют слово. Учитель выдаёт жетоны.

    < Рисунок 1>

    5 слайд

    Учитель:

    Вы все очень хорошо потрудились, и в награду нам с вами
    открывается карта нашего маршрута. Посмотрите, сколько городов и станций нам
    предстоит посетить в этой замечательной интересной стране Калория. Итак, наше
    путешествие начинается. Первый город – город Теоретик (переходит по
    гиперссылке).

    6 слайд

    Учитель:

    Для удачного путешествия нужно выучить язык этой страны.

    Задание 2

    Необходимо отгадать кроссворд и вписать ключевое слово в выделенную область.
    Объяснить значение этого слова.

    Учитель зачитывает вопрос, слово вписывает представитель той команды, которая
    быстрее подняла руку. За правильный ответ выдается жетончик.

    1. Физическая величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества
      массой 1кг при изменении его температуры на 10С.
    2. Процесс уменьшения внутренней энергии с понижением температуры.
    3. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.
    4. Единица измерения энергии.
    5. Прибор для измерения температуры.
    6. Вещество, выделяющее энергию при горении.
    7. Способ переноса энергии потоками жидкости или газа.

    < Рисунок 2>

    7 слайд

    Учитель:

    Приглашаю штурманов команд поучаствовать в следующем конкурсе.
    Чтобы не сбиться с пути, нужно хорошо знать дорожные знаки.

    Задание 3

    Бросайте кубик и по числу выпавших точек и открывайте букву в облачке.
    Необходимо дать правильное название физической величины, которая обозначается
    данной буквой. За каждый правильный ответ 1 балл. (буквы
    Q,c,q,L,λ,D t, t1,
    t2).

    Затем по гиперссылке возвращаемся к карте маршрута.

    Учитель:

    Итак, маршрут проложен, язык выучен, дорожные знаки определены.
    За воротами нас ждёт город Процессоград. (переход по гиперссылке)

    Задание 4

    8 слайд

    Учитель:

    Вашему вниманию представлен график плавления и отвердевания
    вещества. Необходимо выйти к доске и подписать над каждым участком графика тот
    тепловой процесс, которому он соответствует.

    После выполнения задания возвращаемся на маршрут.

    Учитель:

    Приближаемся к городу с названием Законоград.

    Задание 5

    9 слайд

    Необходимо расставить указательные знаки на пути своих команд (подобрать
    формулы к процессам на графике).

    Учитель:

    Возвращаемся на исходный маршрут. Итак, мы с вами выучили язык
    этой страны, выучили дорожные знаки, расставили указатели на пути. Впереди нас
    ждёт станция Наблюдайкино. У каждой команды было домашнее задание
    подготовить материал в виде презентации об изменениях агрегатных состояний
    вещества в природе. В конце выступления от команды задается вопрос, и та
    команда, которая первая даст правильный ответ, получает жетончик.

    10 слайд

    Презентации учащихся (Приложение 2,
    Приложение 3, Приложение 4,
    Приложение 5
    ).

    Доклады учащиеся делают по текстам в презентации. В процессе проведения игры
    с учащимися используются гиперссылки на их презентации. После выступления
    учащихся возвращаемся к карте.

    Учитель:

    Теперь мы с вами готовы применить наши знания для решения
    трудных ситуаций. Впереди нас ждёт станция Применяйкино.

    11, 12, 13 слайды

    Задание 6

    Решить три задачи. Готовое решение каждой задачи сдавать учителю на листочке.
    Та команда, которая раньше всех остальных принесёт решения задач, выигрывает
    этот конкурс. Проверяем ответы с помощью слайдов и возвращаемся к карте.

    На сколько изменяется внутренняя энергия Царь-пушки массой 40 т при
    максимальном зарегистрированном в Москве перепаде температуры от + 36 °С до –
    42,2 °С? Удельная теплоемкость металла 0,45 кДж/(кг • 0С).

    В 1968 г. в Благовещенске выпал крупный град, причем при температуре 0 °С
    масса одной градины составляла 500 г. Сколько спирта надо сжечь, чтобы получить
    из градины воду при 20 °С? Потерями тепла пренебречь. Удельная теплота сгорания
    спирта 27 МДж/кг.

    Сколько энергии понадобится, чтобы вскипятить воду в 50 литровом Суксунском
    самоваре, если начальная температура воды равна 20°С? Плотность воды 1000 кг/м3.
    Удельная теплота парообразования воды 2300000 Дж/кг.

    Решение задачи №1

    Дано: С.И. Решение:
    m=40т
    t1 = 360C
    t2 = – 42,20C
    c = 0,45 кДж/(кг∙0С)
    40000 кг

    450 Дж/(кг∙0С)

    Q=mc
    (t2
    t1)
    Q = 40000 кг∙450 Дж/(кг∙0С)∙(-42,20C
    -360C) = –
    1407600000 Дж = – 1407,6 МДж
    Q-?
    Ответ:
    уменьшится на 1497,6 МДж

    Решение задачи № 2

    Дано: С.И. Решение:
    m1=500г
    t1 = 00C
    t2 = 200C
    q = 27∙106 Дж/кг
    0,5
    кг
    Q1=m1
    λ
    Q2=m1 c (t2 – t1)
    Q = Q1 + Q2
    Q =qm2
    Q1 + Q2 = qm2
    m2 = (Q1 + Q2)/ q
    m2 = 0,5 кг∙
    (3,4∙105 Дж/кг
    +4200 Дж/(кг∙0С)∙
    200C)/ 27∙106 Дж/кг
    = 0, 0078 кг = 7,8г
    m2-?
    λ = 3,4∙105
    Дж/кг
    с = 4200 Дж/(кг∙0С)
    Ответ: 7,8г

    Решение задачи №3

    Дано: С.И. Решение:
    V = 50л
    t1 = 200C
    t2 = 1000C
    ρ = 1000 κг/м3
    L = 2300000 Дж/кг
    0,05
    м3
    Q1=m c (t2
    – t1)
    Q2=m L
    Q = Q1 + Q2
    m = ρ∙ V
    m = 1000 кг/м3
    0,05 м3 =
    50 кг
    Q1= 50 кг∙4200
    Дж/(кг∙0С)
    ∙(1000C-200C) =16800000
    Дж
    Q2= 50 кг∙
    2300000 Дж/кг
    = 115000000 Дж
    Q = 16800000 Дж
    +115000000 Дж =
    131800000 Дж = 131,8
    МДж
    Q – ?
    с = 4200 Дж/(кг∙0С)
    Ответ: 131,8 МДж

    Учитель:

    Последняя станция Догоняйкино. Подсчитайте заработанные
    вами жетоны. У вас есть прекрасная возможность догнать своих соперников, если вы
    правильно ответите на вопросы.

    14, 15, 16, 17 слайды

    Задание 7

    Необходимо дать ответ на поставленный вопрос и обосновать его с физической
    точки зрения. Ответы на вопросы скрыты за шторкой.

    3. Итог урока

    В городе Итогоград подводим итоги и команде-победительнице
    выставляются оценки.

    Учитель:

    Все известно вокруг, тем не менее
    На земле еще много того,
    Что достойно порой удивления и твоего и моего.
    Удивляйся росе, удивляйся цветам,
    Удивляйся упругости стали, удивляйся тому, чему
    Люди порой удивляться уже перестали.

    – Дорогие ребята! Если наш урок подарил вам сегодня хорошее настроение, то
    приклейте к доске весёлый смайлик, если же вам было скучно и неинтересно на
    уроке, то приклейте грустный. Всех вас благодарю за работу, урок окончен!

    В заключении хочу сказать, что этот урок проводился в 8а классе и был показан
    на городском семинаре завучей, который проходил в 2011-2012 учебном году на базе
    нашей школы.

    Список литературы и Интернет-ресурсов:

    1. Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,
      1995.-224с
    2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
      А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2009.-191с.
    3. Безчастная И.С. Физика в рисунках

      http://urok1.edusite.ru/p1aa1.html

    4. Оригинальные задачи на базе интересных фактов по теме: “Тепловые
      явления”

      http://www.zavuch.info/methodlib/125/35639

    Следующий: