Урок-путешествие по теме Кислоты


Пояснительная записка

Направление представленной работы: естественно-научное.

Характеристика класса: урок проводился в 8 «А» классе, 2008–2009 учебном году. В классе обучалось 23 учащихся (7 юношей, 16 девушек). Класс социально адаптированный, психологически уравновешенный, среднего уровня обученности, обучаемы – все.

Программа: в работе использована программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О.С. Габриелян, учебник – О.С. Габриелян, «Химия 8 класс», Москва, «Дрофа», 2009 год, раздел – «Соединения химических элементов», количество часов – 2 часа в неделю, в год – 68 часов.

Методики, применяемые на уроке: работа в группах, практическая работа, урок-игра, викторина.

Форма урока: комбинированный.



Этап обучения по данной теме: основной.

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный.

Этапы урока: организационный момент, вступление, распределение по группам, путешествие по станциям: «Информационная», «Историческая», «Стой! Красный свет!», «Индикаторная», «Экспериментальная», аукцион призов, рефлексия, подведение итогов

Активные формы обучения: практическая работа, конференция, викторина.

Использование современных технологий: на уроке применялись информационно коммуникативные технологии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения, состава кислот и их многообразием.

Задачи:

  • Учебная – формирование знаний учащихся о составе, классификации кислот, их представителях; умений экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная – воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде.
  • Развивающая – создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением.

Игровые цели: набрать как можно больше жетонов.

Оборудование: на демонстрационном столе учителя – HCl, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, градусник (спиртовый), лучинка, универсальная индикаторная бумага, распылитель с раствором лакмуса, бумажные цветы, обработанные раствором соляной кислоты, презентация к уроку по теме «Кислоты» (Приложение 5).

На столах учащихся: растворы HCl, H2SO4, растворы метилоранжа, фенолфталеина, лакмуса, химические стаканчики с водой (50 мл), стеклянная палочка с резиновым наконечником, пробирки, универсальный индикатор, чашки Петри с кусочками лимона, грейпфрута, драже аскорбиновой кислоты в ступке с пестиком.

Оформление кабинета: лист бумаги с выжженным концентрированной серной кислотой словом «кислота», карточки с формулами кислот, названия станций: «Информационная», «Историческая», «Стой! Красный свет!», «Экспериментальная», «Индикаторная».

На столах у жюри: бланки оценивания для жюри.

На доске: маршрут путешествия, модель паровоза, семафора.

Подготовка к заседанию: необходимо подготовить несколько учащихся – «дежурных по станции». Они готовят сообщения об истории открытия важнейших кислот, о правилах техники безопасности при работе с кислотами, об истории открытия индикаторов, важнейших кислот. Готовятся таблички с названиями и формулами кислот, вопросы для аукциона призов. Для экономии времени на уроке, названия и девизы команд раздаются заранее.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Распределение по командам.

III. Исполнение гимна юных химиков

на мотив песни «Все выше, и выше, и выше» в исполнении солистов хор-класса «Стиль» МБОУ «СОШ № 57»:

Нам суждено пролить все то, что льется,
просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется.
Мы рождены, чтоб химию любить
!



Припев:
Все выше, и выше, и выше к вершинам науки идем.
И кто этим бромом подышит,
тот рыжим становится сам.

Нам не чета филологи-пижоны.
Историков за пояс мы заткнем,
и по халатам, рваным и прожженным,
мы химиков повсюду узнаем.

IV. Вступительное слово учителя.

Любой человек любит путешествовать, я приглашаю вас совершить путешествие в мир веществ. Чтобы отправиться в путь надо познакомиться с командами.

V. Приветствие команд: название, девиз.

Итак, все команды в сборе, можно начинать урок- путешествие. Чтобы узнать тему урока, разгадайте кроссворд. (Приложение 1).

Итак, тема урока- путешествия: «Кислоты». (Кадр 1). Вы – пассажиры поезда, мои помощники – проводники, расскажут вам о кислотах.

VI. Первая станция – «Информационная».

(Кадр 2). «Дежурный по станции» знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями, с формулами и названиями кислот.

Сообщение дежурного по станции «Информационная»

  1. Определение кислот. Кислотами называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
  2. Состав кислот. Все кислоты обязательно содержат водород, который в формуле записывается на первом месте. Вся остальная часть формулы называется кислотным остатком. Как правило, кислотные остатки образуют элементы – неметаллы. Перечислим некоторые кислоты. HCl – соляная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 – азотная кислота, H2CO3 – угольная кислота, H2SiO3 – кремниевая кислота, H3PO4 – фосфорная кислота.
  3. Классификация кислот. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл,- на одноосновные, двухосновные и трехосновные. Многие кислоты в воде хорошо растворимы (соляная HCl, серная H2SO4, уксусная CH3COOH и др.), но существуют и нерастворимые в воде кислоты: стеариновая C17H35COOH, кремниевая и др. Известно много кислот – сильных электролитов (например, соляная, азотная, хлорная HClO4). Существуют и кислоты – средние по силе электролиты (фосфорная, уксусная и др.) Известны кислоты – слабые электролиты (борная H3BO3, теллуровая H6TeO6 и др.) Кислоты часто подразделяют на неорганические (минеральные): соляная, серная, азотная, фосфорная и др. и органические: муравьиная HCOOH, щавелевая (COOH)2, яблочная, молочная и др.

Викторина



  • что такое кислоты?
  • какие кислоты вам известны?
  • на какие группы можно разделить кислоты? (Раздача жетонов).

У доски – вывешивают формулы названных кислот.

Молодцы, замечательно потрудились! Получили нужную информацию, можно отправляться дальше. А впереди у нас по расписанию – станция «Дегустационная».

VII. Вторая станция – «Дегустационная».

(Кадр 4). В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус, но сегодня сделаем исключение: перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, лимон, грейпфрут, их можно попробовать на вкус и данные своих наблюдений занести в таблицу.

Таблица «Определение вкуса лимона, грейпфрута, аскорбиновой кислоты в драже»

Название фрукта, витамина  № образца
№1  №2 №3

Вывод: Такие фрукты как …, …, а также … обладают …. вкусом

Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.

Итак, вы познакомились с лимонной и аскорбиновой кислотами. А в конце XVIII века химики знали более десятка кислот. Наша следующая остановка на станции «Историческая».

VIII. Третья станция «Историческая».

(Кадр 5) «Дежурный по станции» рассказывает историю открытия важнейших кислот, индикаторов. (Приложение 2).

Помощники проводят игру «Кто больше?» – назвать химические термины на первые буквы в слове «кислота»: к, и, с, л, о, т, а. (Раздача жетонов).

Молодцы! Я вижу вам нравиться учиться, играя. Продолжим наше путешествие.

Но, что это? Проводник показывает красный свет – проезда нет!

IX. Станция «Экспериментальная».

(Кадр 6). Начальник поезда показывает красный сигнал семафора, предупреждая о том, что проводить опыты с кислотами нужно аккуратно, знать правила техники безопасности.

Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами».

Инструкция «Правила техники безопасности при работе с кислотами»

(Инструкция выдается на каждый стол)

При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

  1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
  2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
  3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать серную кислоту, добавляя ее в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза. Запомни! Сначала – вода, потом – кислота, иначе случится беда!
  5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Учитель проводит демонстрационные опыты:

а) опыт растворения в воде конц. H2SO4;
б) опыт: «эскимо» – сахар + конц. H2SO4;
в) опыт «дым без огня»;
г) опыт «синий цветок становится красным».

Викторина

  1. Как правильно приготовить раствор серной кислоты?
  2. Что вы предпримите, если на кожу попала кислота? (Помощники раздают жетоны отвечающим).

Итак, познакомились с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Можем двигаться дальше. Прибыли на конечную станцию – «Индикаторная».

X. Станция «Индикаторная».

(Кадр 7). Начальник поезда показывает на семафоре зеленый свет и заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об индикаторах.

Сообщение дежурного по станции «Индикаторная»

Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в германии у П. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим.

После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химикам кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.

Затем учащиеся проводят опыт «Свойства кислот», самостоятельно заносят данные наблюдений в таблицу. (Приложение 3). (Результаты наблюдений сдают жюри, которые подводят итоги). (Приложение 4).

Наше путешествие подходит к концу. Спасибо за работу. В заключение проведем аукцион призов.

XI. Аукцион призов

проводят «дежурные по станциям», задавая вопросы, а начальник поезда раздает призы – предметная тетрадь, таблица растворимиости, аскорбиновая кислота в драже, канцелярские принадлежности, силикатный клей, парафиновая свеча и т.д.

Викторина

  1. Как одним словом можно назвать соли азотной кислоты, применяемые как удобрения? (нитраты)
  2. Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой? (обладает способностью поглощать влагу)
  3. Какая кислота содержится в желудочном соке? (соляная)
  4. Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (угольную)
  5. На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?
  6. Как называется первая кислота, с которой познакомился человек? (уксусная)
  7. Какую кислоту называют «хлебом химической промышленности»? (серную)
  8. Кто открыл индикаторы? (Р. Бойль)
  9. Какие вещества называют индикаторами?
  10. В каком веке стали получать серную кислоту? (X век)
  11. Из записок Петра I: «Фунт истертой селитры положить в стеклянный реторт и взлить на то помалу фунт самого чистого масла купоросного». Какое вещество было получено в результате? (азотная кислота)

XII. Рефлексия.

Самооценивание команд по ключу: 5 баллов – все понятно, можем рассказать другим; 4 балла – все понятно, но другим рассказать не беремся; 3 балла – понятно, но не все; 2 балла – ничего не понятно. (Кадр 8).

ХIII. Подведение итогов. Выступление жюри.

Спасибо за внимание! (Кадр 9).




Следующий: