Урок-путешествие по теме Алканы и алкены

Цель урока: Выработка умений
самостоятельно применять знания об алканах и
алкенах в комплексе и применять их в новых
условия.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • актуализировать знания учащихся об алканах и
      алкенах, о строении молекул и свойствах этих
      углеводородов;
    • продолжить формирование специальных умений
      (давать названия веществам, выделять изомеры,
      гомологи, записывать уравнения химических
      реакций), а так же умений работать во времени и
      навыков самоконтроля.
  • Развивающие:
    • развивать умение выделять главное в изучаемом
      материале, сравнивать между собой алканы и
      алкены, обобщать факты, умение излагать мысли в
      устной речи, а действия сопровождать пояснениями
      при выполнении упражнений;
    • развивать внимание, познавательный интерес
      учащихся к предмету путем формирования мотивов
      деятельности и использования разнообразных форм
      работы (коллективная, индивидуальная, парная).
  • Воспитательные:
    • продолжать формирование сознательной
      дисциплины, нравственных отношений в процессе
      совместной деятельности, воспитывать чувство
      товарищества, взаимопомощи.

Форма проведения: урок-игра.

Тип урока: комплексное применение
знаний, умений, навыков.

Оборудование:

  • плакат с маршрутами на доске и столах учащихся
  • кроссворд
  • сравнительная таблица алканов и алкенов на
    столах учащихся
  • судовой журнал

ХОД УРОКА

(Приложение 3)

I. Организация начала урока

Задача этапа: подготовка учащихся к
работе на уроке. Взаимное приветствие
организация внимания – 2 минуты.

II. Актуализация знаний, умений и навыков,
необходимых для творческого применения знаний


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Любой человек, невзирая на возраст
любит путешествовать. Вот и я Вас приглашаю
совершить вместе со мной путешествие на
прекрасном атомоходе. Я – «капитан», Вы –
пассажиры. Нам нужен штурман, который будет моим
помощником. Его мы можем выбрать по количеству
жетонов за отгаданный кроссворд.
Сегодня вместо тетрадей вы будете работать с
«судовым журналом», который у Вас на столах. (Приложение 2).
Итак, начинаем:

1. Процесс выравнивания S и P
электронных облаков
2. Гомолог метана, формула которого C4H10
3. Основной компонент болотного газа
4. Вещества относящиеся к одному классу, но
отличающиеся друг от друга на одну или несколько
групп CH2
5. Вещество получаемое в процессе дегидратации
этилового спирта
6. Частица несущая один не спаренный электрон
7. Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну
и ту же молекулярную массу, но различное
химическое строение
8. Ученый, который получил этан из
галогеннопроизводных предельных углеводород с
металлическим натрием:

Коллективная работа с классом.

Отгадывают
кроссворд (Приложение 1)

По итогам кроссворда назначается Штурман.

Учитель ставит перед штурманом задачу: следить
за курсом, за правильные ответы учащимся
выдавать жетоны.


Учитель: Штурман, что у нас по
курсу?
Чтобы выйти из бухты необходимо ответить на
вопросы.
Штурман: Бухта основных
понятий.
Как нам выйти из бухты?
Вопросы задает учитель. Фронтальный
опрос.
Штурман следит за ответами и раздает
жетоны

1. Что изучает органическая
химия? (Соединения углерода и их превращения)

2. Каких веществ больше органических или
неорганических? (Органических, так как атомы
углерода могут соединяться в цепи, и
образовывать изомеры)

3. Наш атомоход называется «Бутлеров». Какой
вклад внес Бутлеров в развитие органической
химии?

– Создал теорию химического строения
органических веществ

– Синтезировал сахаристое вещество
– Открыл реакцию полимеризащии

4. Перечислите основные положения теории.

– Атомы в молекулах располагаются не
беспорядочно, они соединены друг с другом в
определенной последовательности согласно их
валентности;

– Свойства веществ зависят не только от того,
атомы каких элементов и в каком количестве
входят в состав молекул, но и от
последовательности соединения атомов, от
порядка их взаимного влияния

– По строению молекулы можно предвидеть
свойства, а по свойствам предсказать строение

– Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на
друга

5. Какие вещества называются изомеры?

Учитель: Ответив на вопросы, мы
двигаемся дальше по курсу:
Море классов органических соединений.
Какие классы органических соединений вы изучили?

– Алканы, алкены

III. Подготовка к воспроизведению (обобщение
и систематизация)

– Давайте заполним сравнительную таблицу,
которая нам понадобится на следующих этапах
маршрута (таблица на ватмане на доске).

Штурман следит за работой класса.
Ученики работают с таблицей которая на столе у
каждого.

IV. Применение обобщенных знаний, умений и
навыков

– Мы наткнулись на рифы формул.
В судовых журналах у вас есть задание I,
прочитайте его, выполняйте используя общую
формулу алканов и алкенов.
Первые 3 пары, которые выполнят быстрее получают
жетоны.
Выполнение II-го задания (на определение
изомеров).
Вывод:
Итак, мы подтвердили, что у алкенов изомеров
больше, чем у алканов, это связано со строением.
(работа парная)

(работа парная)

V. Контроль и самоконтроль

Мы подходим к последнему этапу
маршрута.
Мы выяснили, что алканы и алкены отличаются не
только по строению, но и по свойствам.
Перед вами стоит задача:
Написать уравнение реакций при помощи которых
можно осуществить следующие превращения.
Штурман: Залив химических
уравнений
Cамостоятельная работа (индивидуальная)

(первые
3-е учащихся оцениваются)

– Итак, мы подошли в конечный
пункт нашего путешествия – порт. Сегодня мы
повторили закрепили и обобщили знания по
алканам и алкенам.

Оценка деятельности учащихся учителем.
Выставление оценок. Вывод по уроку.
Информация о домашнем задании стр. 60 № 22 (то,
чем мы занимались на уроке, сравнение свойств
алканов и алкенов).

Следующий: