Урок-путешествие по сказочной стране Электрония. Урок физики в 8-м классе по теме Электрическая цепь и ее составные части

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить знания по
теме «Электрические явления», продолжить
изучение электрического тока, ввести понятие
электрическая цепь, электрическая схема,
условные обозначения электрических устройств,
формировать практические навыки сборки
электрических цепей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: продолжить
воспитание бережного отношения к оборудованию,
аккуратности в работе с приборами,
ответственности за порученное дело.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать
интеллектуальные возможности учащихся, навыки
критического мышления, умение работать с учебной
и дополнительной литературой, искать информацию
в Интернете.

На предыдущем уроке нужно дать опережающее
задание ученикам:

  1. Доклад о пользе электризации.
  2. Доклад о вреде электризации.
  3. Приготовить сообщение о том, что такое
    электрическая цепь, выделить основные элементы
    цепи, собрать электрическую цепь,
    продемонстрировать ее работу (33).
  4. Приготовить сообщение о том, что такое
    электрическая схема, какие обозначения
    используются в электрических схемах (33).

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Слайдовая презентация в
PowerPoint (Приложение 1), эбонитовая
палочка, кусочки бумаги, электроскоп, источники
электрического тока, разобранный гальванический
элемент, провода, лампочка, ключ, электрический
звонок, резистор и т.д.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Слайд 1) Ребята,
давайте сегодня немного пофантазируем! С
жителями страны Электронии случилась страшная
беда: их заколдовала злая колдунья и они забыли
все, что знали об электричестве. Если мы с вами не
поможем им вспомнить все, что они знали — жители
страны погибнут!

II. Повторение изученного

. Самое основное
явление этой страны не может вспомнить, как его
зовут, полезно оно или вредно людям? А вы помните,
как называется явление, при котором тела после
натирания притягиваются друг к другу? (Опыт по
притяжению кусочков бумаги к наэлектризованной
эбонитовой палочке) /ответ ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ/.

Дополнительная информация (доклады о пользе и
вреде электризации) — 2 учащихся, опережающее
задание №1, №2.

Как рада электризация, что она наконец-то
расколдовалась. Но ведь остальные жители еще в
беде. Один из них не знает: что передается при
электризации от одного тела к другому? Какие виды
их существует? Как они взаимодействуют друг с
другом? Поможем ему разобраться /ответ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
ЗАРЯД, ДВА РОДА ЗАРЯДОВ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ, ОДНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ОТТАЛКИВАЮТЯ,
РАЗНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ПРИТЯГИВАЮТСЯ
/.

Ребята, нам встретился очень хмурый прибор. Он
вспомнил, что служит для измерения
электрического заряда, но не знает, как его
называют, как он устроен и принцип его работы
/ответ ЭЛЕКТРОСКОП, СОСТОИТ ИЗ НАКОПИТЕЛЯ
ЗАРЯДОВ, СТРЕЛКИ, МЕТАЛЛИЧЕСКОГО СТЕРЖНЯ,
КОРПУСА, ШКАЛЫ, РАБОТАЕТ НА ЯВЛЕНИИ ОТТАЛКИВАНИЯ
ОДНОИМЕННЫХ ЗАРЯДОВ/.

Слайд 2: Какому из изображенных электроскопов
сообщили больший заряд? Меньший заряд?

А вот нам навстречу идет особый вид материи,
который существует независимо от нашего
сознания и не воспринимается нашими органами
чувств. Что это такое? /ответ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ/

А как действует электрическое поле на другие
заряды, оказавшиеся в поле данного заряда? /ответ С
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИЛОЙ
/



Слайд 3: Одинаковые ли силы действуют на равные
по величине заряды тел А и В со стороны поля
зараженного шара? Как направлены эти силы? Что
произойдет, если шар будет иметь отрицательный
заряд?

Ой, ребята, что это за частица здесь бегает?
Заряд у нее равен -1,6 *10-19 Кл? /ответ ЭЛЕКТРОН/

А какие еще частицы есть в атоме? Какие они
имеют заряды? /ответ ПРОТОН, +1,6 *10-19 Кл, НЕЙТРОН,
НЕ ИМЕЕТ ЗАРЯДА
/

А это что такое? Плачет атом гелия. Он потерял
один электрон и расстроился? Что с ним произошло?
/ответ ПРЕВРАТИЛСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИОН/

Чтобы он не плакал, давайте нарисуем его
портрет. (Желающий ученик получает картонку,
циркуль, карандаш, пластилин трех цветов). /Ответ
Слайд 4/

Я слышу спор между двумя особами. Одна из них
утверждает, что может проводить электрический
заряд, а вторая говорит, что не может. Кто эти
особы? Чем они отличаются друг от друга? /ответ ПРОВОДНИКИ
И ДИЭЛЕКТРИКИ, В ПРОВОДНИКАХ СВЯЗЬ ЭЛЕКТРОНОВ С
ЯДРОМ СЛАБАЯ, ЭЛЕКТРОНЫ — СВОБОДНЫЕ, В
ДИЭЛЕКТРИКЕ — СВЯЗЬ ЭЛЕКТРОНОВ С ЯДРОМ СИЛЬНАЯ
/

А вон сцепились два шарика (один побольше, а
другой поменьше), и никто не может прекратить их
драку! А маленький шарик-то оказывается, заряжен,
а большой нет! Что произойдет с электрическим
зарядом? /ответ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЗАРЯДА ПЕРЕЙДЕТ
НА БОЛЬШОЙ ШАРИК/

Что я вижу? Упорядоченное направленное
движение заряженных частиц! Как интересно! Что
это такое? Как его можно создать? /ответ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
ТОК, НУЖЕН ПРОВОДНИК, ИСТОЧНИК ТОКА
/

Слайд 5. Кто первым ответит названия источников
тока, используя имеющиеся буквы в строках /ответ ТЕРМОЭЛЕМЕНТ,
ФОТОЭЛЕМЕНТ, АККУМУЛЯТОР, ГЕНЕРАТОР
/.

А что за источник тока изображен на слайде 6.
Расскажите его устройство. Покажите подобные
источники тока на учительском столе. Кто дома
выполнял задание №9, проверьте, все ли составные
части на месте?

Ну вот, ребята, мы и приблизились к концу нашего
путешествия.

III. Изучение нового материала по теме
«Электрическая цепь и ее составные части».

Опережающее задание №3.

Электрическая цепь содержит следующие
составные элементы (Слайд 7):

  • Источник тока
  • Потребитель
  • Замыкающее устройство (ключ)
  • Провода соединительные

Чтобы собрать электрическую цепь, нужно
соединить источник тока, лампочку, ключ с помощью
проводов. (Демонстрация электрической цепи с
лампочкой, работа с цепью: укажите источник тока,
ключ, потребитель электрического тока, что может
быть еще потребителем тока).

Опережающее задание №4:

Электрическая схема — рисунок или чертеж
электрической цепи с помощью условных
обозначений. (Просмотр слайдов 8-12). Давайте
изобразим схему электрической цепи для
включения лампочки. (Проверка слайд 13).

IV. Закрепление изученного.

На слайде 14 изображены условные обозначения
электрических устройств. Что напутал ученик?
Расставьте условные обозначения по местам.

Слайд 15-17. Перед вами три схемы электрических
цепей с дефектами. Кто сумеет указать ошибки и
обосновать свою точку зрения?

V. Подведение итогов.

Слайд 18. Всем, кто
отлично поработал на уроке и отличился во время
путешествия, от имени жителей страны Электрония
приказываю поставить в журнал и дневники оценки
«5″!

Домашнее задание: Слайд 19.
Параграф 33, упражнение 13 (2, 3 задание)




Следующий: