Урок-путешествие на планету Химик


Цель:

В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся о реакциях
ионного обмена, окислительно-восстановительных реакциях.

Оборудование:

Таблица растворимости, таблица Менделеева Д.И.,
мультимедийные средства (экран, проектор), химические лотки, пробирки,
химические реактивы: карбонат натрия, соляная кислота, нитрат серебра, сульфат
натрия, хлорид бария, серная кислота, хлорид натрия.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учащихся

Учитель:

Приходит в школу ученик,
И думает отважно:
«Предмет я этот не постиг,
Но это и не важно!
Зачем мне без толку учить
Проклятых формул знаки.
Ведь это ж не врагов убить!
Помочь не может в драке!»
Конечно, мальчик в чем-то прав,
Ведь для него важнее
Разбить врагов всех в пух и прах
И победить злодеев.
Но все ж напрасно он в мечтах
О боевых наградах
Забыл, что химия – не враг,
Бороться с ней не надо!
Ведь если б больше он учил
Состав веществ и знаки,
Он смог бы просто получить
Оружие для драки.
Знай, химия живет кругом,
С ней враждовать не надо,
Ведь даже порох без нее
Не принесешь со склада.
Да, химия всегда везде
Тем людям помогает,
Кто никогда, никак, нигде
Ее не забывает!

– Наша цель, с вами обобщить знания, и сегодня мы с вами докажем, что
наши знания в области химии нам помогут.

Сейчас мы находимся в стране «Выученных уроков» и отправляемся с Вами в
космос. Полетим мы на планету «Химик». Наш полет будет проходить на этом корабле
(обращаю внимание учащихся на экран). Каждый участник путешествия получил
путевой лист, который вы сдадите в конце путешествия мне, т.е. вашему командиру
корабля (приложение 1).

Команды готовы? Сейчас проверим.



РАЗМИНКА

Внимание!

На экране появляются формулы, вы их должны назвать Формулы
разных классов неорганических веществ.

Молодцы!

Вы готовы? Отправляемся 3,2,1 ПУСК, МУЗЫКА (включается
магнитофон ВЗЛЕТ КОРАБЛЯ). Полетели, (корабль движется по полотну, меняется
слайд на экране «летящий корабль»). Команды, приготовится к выполнению 1
ЗАДАНИЯ
. Работа в малых группах. Выполняем первое задание и проверяем
взаимно друг друга. Внимание на экран.

Задание 1

По приведенной схеме реакции определите окислитель и восстановитель,
составьте электронный баланс, уравняйте химическую реакцию, укажите процессы
окисления и восстановления (задания дифференцируется по уровням).

Ca + O2 ® CaO (на оценку «3»)
P + O2 → P2O5 (на оценку «4»)
Fe + CuSO4 ® FeSO4 + Cu (на оценку «5»)

Мы приближаемся к планете…? А сейчас давайте узнаем, какая планета у нас
впереди?

  • Скажите ФИО уч-ся, кто у вас является восстановителем в вашем варианте?
    (углерод).
  • Скажите ФИО уч-ся, кто у вас является окислителем в вашем варианте? (кислород).
  • Скажите ФИО уч-ся, кто у вас является восстановителем в вашем варианте?
    (водород).
  • Скажите ФИО уч-ся, кто у вас является восстановителем в вашем варианте?
    (углерод).

Молодцы!

Мы пролетаем планету «СОНС». Корабль движется (музыка летящего
корабля, на экране летящий корабль, учитель передвигает корабль по полотну).

Требуется дозаправка в воздухе. От каждой группы по одному участнику
приглашаю к доске. Решаем цепочку превращений.

S→ SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4
→ BaSO4

Остальные на местах делают индивидуальную работу на своих
индивидуальных картах опроса.

Индивидуальная работа

Определите степень окисления всех элементов в следующих соединениях
(задания дифференцируется)

на оценку «3» на оценку «4» на оценку «5»
CaCO3; Na2SO4;
H3PO4
H2CO3;
Ca(NO3)2; KMnO4
Fe2(SO4)3;
Al2(SO3)3; Pb(NO3)2

Мы продолжаем наш полет. 3,2,1 ПУСК… Что-то наш корабль не движется,
нужен заряд энергии.

Все встаем, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до пяти (включается
медленная тихая музыка) ФИЗ. МИНУТКА.

3,2,1 ПУСК. Полетели.

Мы продолжаем наш полет. Выполняем 2 ЗАДАНИЕ
(10 мин.). Работа, дифференцированная в группах.



Задание 2

Запишите молекулярные и ионные уравнения реакции (задание
дифференцируется).

на оценку «3» на оценку «4» на оценку «5»
между следующими
веществами

KOH + H2SO4 ®

между следующими
веществами

Na2CO3 + HCl ®

соответствующие
сокращенному ионному уравнению

Al3+ + 3OH- ®
Al(OH)

–Закончили, молодцы!

Ребята мне сообщили, что мы не можем дальше двигаться, у нас проблема,
необходимо починить один из четырех двигателей (пропала зарядка).

У нас есть запчасти, и мы быстро справимся с поломкой. Внимание на экран! Cl,
SO42—, CO32-

Что это? ИОНЫ. Мы переходим к практической части нашего полета. (15-20
мин.)

Ответственные в группах выполняют работу по карточкам. Делаете
вычислительные решения и заполняете таблицы.

Практическая часть

Необходимо определить реактив на заданный ион и указать признаки
реакции.

Анион Реактив Признаки реакции
Cl-

CO32-

SO42-

Задача.

Дано:

m (р-ра) = 200 г.

w = 40%

Найти:

m (в-ва) – ?

m (воды) – ?

Два человека проводят исследования, делают опыты на месте, определяя
какой ион находится в вашем соединении (в пробирке). Не забываем о технике
безопасности.

Остальные устно работают с учителем, отвечая на вопросы по теории.

  1. Что такое растворы?
  2. Кто такой окислитель, восстановитель?
  3. Что вы можете сказать о окислительно-восстановительных реакция?
  4. Что такое восстановление и окисление?
  5. Какие реакции являются реакциями ионного обмена? и т.д.

А теперь мы отправляемся в виртуальную лабораторию

, чтобы сверить
полученные результаты (внимание на экран). Молодцы!

Мы приближаемся на планету «Химик», все готовы?



Подведем итог нашего урока.

РЕФЛЕКСИЯ.

Каждый участник берет свою звезду и прикрепляет на планету с
условием, если вы достойно прошли этот путь, выполнив все задания. Если вы не
уверены, то прикрепляете звезду чуть дальше от планеты. Если вы вообще не
справились с заданием, то прикрепляете звезду обратно на планету «Выученных
уроков». Сдайте путевые листы. Спасибо за урок.

Презентация открытого урока – путешествия. См.
Приложение 1




Следующий: