Урок Путешествие на остров оснований

Цель урока:

  • Образовательная: формирование у
    учащихся знаний о составе, классификации,
    названии оснований.
  • Развивающая: развитие
    учебно-информационных умений – составление
    конспекта, схем; учебно-логических умений –
    осуществление качественного и количественного
    описания объекта.
  • Воспитательная: воспитание
    грамотности проведения химического
    эксперимента, соблюдения определенных норм
    поведения в процессе выполнения лабораторного
    опыта.

Оборудование: таблица растворимости,
таблица “Окраска индикаторов в различных
средах”, инструктивные карточки по технике
безопасности, штативы с пробирками, стеклянные
трубки, растворы гидроксида натрия,
фенолфталеина, метилового оранжевого,
известковая вода, свежеприготовленные гидроксид
меди, гидроксид железа.

Ход урока

Организационный момент.

Представление кроссворда, разгадав который,
дети узнают, что отправятся в путешествие на
остров оснований.

  1. Самый распространенный оксид на Земле.
  2. Вещества, состоящие из двух элементов, один из
    которых кислород со степенью окисления -2.
  3. Цифры, стоящие внизу справа от химического
    символа в формулах веществ.
  4. Положительно или отрицательно заряженные
    частицы, образовавшиеся в результате отдачи или
    принятия электронов.
  5. Одно из физических свойств металлов.
  6. Соединения, состоящие из двух элементов.
  7. Атом этого химического элемента содержит 30
    электронов.
  8. Соединения металлов с водородом.
  9. Масса одного моля вещества.

Знакомство учащихся с этапами урока:

  • Рифы домашнего задания
  • Остров оснований
  • Долина качественных реакций
  • Родник знаний
  • По дороге домой
  • Результаты путешествия.

Рифы домашнего задания.

Поверка домашнего задания – упражнение № 1
страница 97 (Автор учебника О. С. Габриелян).

Работа по карточкам

Вариант 1.

  • Дайте названия оксидам: Cao, SO3, K2O, N2O5.
  • Составьте формулу — оксид хлора (5)

Вариант 2.

  • Дайте названия оксидам: N2O, CuO, P2O3, SO2.
  • Составьте формулу – оксид алюминия

Вариант 3.

  • Дайте названия оксидам: CO, Cl2O5, Cu2O, AL2O3.
  • Составьте формулу – оксид углерода (4)

Остров оснований.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником
с. 98-99 и составляют конспект.

Основания – это сложные вещества, состоящие из
ионов металлов и связанных с ними
гидроксид-ионов. -

Гидроксид-ион ОН — сложный ион, в состав
которого входит кислород (степень окисления -2) и
водород (степень окисления -1). Суммарный заряд
иона 1-.

Названия оснований – гидроксид + наименование
металла в родительном падеже

+1

NaOH – гидроксид натрия

+2

Ca(OH)2 –гидроксид кальция

+3

Fe(OH)3 – гидроксид железа (3)

Основания


Растворимые в воде Нерастворимые в воде
NaOH, KOH, Ca(OH)2 Cu(OH)2,Fe(OH)3

Растворимые в воде основания называются
щелочами

Проверка конспекта, отработка понятий
“основания”, “гидроксид-ион”, “щелочи”,
работа с таблицей растворимости, демонстрация
нерастворимых в воде оснований – гидроксидов
меди и железа.

Интеллектуальная физминутка.

На доске записаны формулы веществ, нужно
определить степени окисления элементов,
подчеркнуть основания. Для каждого ряда свое
задание, количество формул должно быть
одинаковое. Если на первом и втором ряду по
восемь человек, а на третьем 6, то все равно
количество заданий должно быть 8. Разминка
проходит в виде эстафеты, только эстафетной
палочкой будет мел. Ученик, выполнивший задание,
передает мел другому и только тогда тот может
выйти к доске. Учитываются скорость и
правильность выполнения заданий.


1 ряд 2 ряд 3 ряд
NaCl CuO Fe(OH)3
CaH2 LiOH PCl5
Ba(OH)2 Ca3N2 KOH
Fe2O3 Fe(OH)2 NaH
Al(OH)3 Cl2O7 FeO
CaO KF Zn(OH)2
Li3N Mg(OH)2 Al2O3
Ca(OH)2 Na2O CaCl2

Долина качественных реакций

Учитель рассказывает, что можно то или иное
вещество распознать при помощи качественных
реакций. Например, для распознавания углекислого
газа служит реакция помутнения известковой воды
(прозрачный раствор гидроксида кальция) –
рисунок 58 на странице 100.

Определение в тетрадь:

Качественные реакции – это те
реакции, при помощи которых можно распознать
определенные вещества.

Учащиеся знакомятся с правилами работы с
едкими веществами и проводят опыт на
распознавание углекислого газа.

Далее учитель сообщает, что растворы щелочей
можно распознать при помощи индикаторов и
знакомит учащихся с таблицей “Изменение окраски
индикаторов в различных средах”.

Учащиеся самостоятельно проводят опыты по
изменению окраски фенолфталеина и метилового
оранжевого в щелочной среде.

Родник знаний

На этом этапе урока проводится закрепление
знаний.

Составьте формулы оснований по названию

  • гидроксид лития
  • гидроксид бария.
  • гидроксид алюминия
  • гидроксид магния

Определите растворимые и нерастворимые
основания по таблице растворимости

Mn(OH)2, LiOH, Al(OH)3, Ba(OH)2.

Тест

1 вариант

1. Степень окисления кислорода в гидроксид-ионе

а) +1
б) -1
в) +2

2. Выберите нерастворимое в воде основание

а) NaOH
б) LiOH
в) Fe(OH)2

3. Прозрачный раствор гидроксида кальция
называют

а) известковая вода
б) негашеная известь
в) известковое молоко

4. Фенолфталеин в щелочной среде

а) бесцветный
б) малиновый
в) желтый

5. Заряд иона магния в гидроксиде

а) +2
б) +1
в) +3

2 вариант

1. Степень окисления водорода в гидроксид-ионе

а) +1
б) -1
в) -2

2. Выберите нерастворимое в воде основание

а) KOH
б) Ba(OH)2
в) Zn(OH)2

3. Щелочи – это

а) нерастворимые в воде основания
б) растворимые в воде основания

4. Метиловый оранжевый в щелочной среде

а) бесцветный
б) малиновый
в) желтый

5. Заряд иона алюминия в гидроксиде

а) +2
б) +1
в) +3

По дороге домой

Дома: параграф 19 – изучить, конспект в тетради
выучить, упр. № 2, 5(а) – письменно,

№1 – устно

Результаты путешествия

Подведение итогов урока.

Следующий: