Урок-путешествие Механические колебания 9-й класс


Цели:

  • Активизация познавательной деятельности
    учащихся посредством разнообразных форм и
    методов деятельности учащихся;
  • Обобщение, систематизация знания по теме “
    Механические колебания”;
  • Совершенствование навыков решения задач;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Формирование навыков самостоятельной работы
    (индивидуальной) и коллективной работы в группах;
  • Формирование навыков по моделированию и
    конструированию при выполнении
    экспериментальных заданий;

Оборудование:



Песочные часы, конверты с заданиями ,
лабораторное оборудование для демонстрации
опытов.

План урока:

п/п

Содержание урока Вид деятельности Время

деятельности

1. Вступительное слово учителя:

постановка
цели и задач урока.

2 мин.
2. “Темная лошадка” –

решение,
кодированных карточек.

(проверка знаний формул темы).

Работа в группах-

составление формул



8 мин.
3. “Литературный” – в литературных
текстах – задачах

дать ответы на вопросы.



Работа с

литературными текстами

5 мин.
4. “Альпинист” – решение расчетных задач

(проверка
умений и навыков по решению задач)

Решение расчетных задач 10 мин.
5. “Экспериментатор” Конструирование и моделирование
экспериментальных задач
10 мин.
6. Тест “ Колебания” Индивидуальный контроль знаний и
умений
5 мин.
7. Подведение итогов урока 3 мин
8. Домашнее задание. Подготовить сообщения “Колебательные
системы в природе, технике, быту” – работа с
дополнительной литературой, интернет
2 мин.

Учитель. Урок-путешествие, позволит
сегодня побывать на различных станциях, на
которых вы встретите различного вида задания.
Работать будем группами по 4 человека, каждая
группа будет работать по своему маршрутному
листу, на котором будут предложены задания
каждой группе свои. Оцениваться работа группы в
целом, а также индивидуальная работа в группе
самими членами группы, поэтому оценок будет две.
Та группа, которая первой правильно выполнит
задание на каждой станции, получит
дополнительный балл. Максимальное количество
баллов:

“ Темная лошадка” – 10 б; “ Литературная” – 2 б;
“ Альпинист” 5б; “ Экспериментатор” – 5б;

Тест “ Колебания” – четыре варианта в группе
– индивидуальные задания каждому учащемуся –
оценивается индивидуально проверкой учителя.

Можно заработать бонусные баллы за
сплоченность коллектива, за активную работу
каждого члена группы, за оригинальность и
творческий подход работы.

Дальше ставятся цели и задачи урока, вопросы
учащихся.

Турбаза “ Темная лошадка”

Учитель: Наше путешествие
начинается с определения уровня
подготовленности, т.е. со знания формул темы
“Колебания”. Задание необычное –
зашифрованное, поэтому и темная лошадка. Вы
должны записать так физические величины, чтобы
получилась логическая цепочка, когда найденная
физическая величина становится неизвестной в
следующей формуле. Оформить это можно в виде
таблиц. (Физические величины: А – амплитуда, Т
– период, -частота, – циклическая частота, – фаза, x
– координата; F – сила, m – масса, k
– жесткость, l – длина, Ек
кинетическая энергия, Еп
потенциальная энергия.)

“Литературная” станция.

Учитель: А.С. Пушкин писал: “ Точность
и краткость – вот первые достоинства литературы.
Она требует мыслить и мыслить – без них
блестящие выражения ни к чему не
служат”.Основной благородной целью
художественной литературы является воспитание
человека, совершенствование его качеств –
смелости, доброты. Бескорыстия – и осуждение его
отрицательных сторон. Художественные
произведения, стремясь к полноте охвата жизни,
отражают природные закономерности, различные
физические явления, которые могут служить
наглядным подспорьем в изучении физики. Каждая
группа получает карточку – задание с отрывком
литературного произведения и заданием –
вопросами, на которые нужно дать ответ или
объяснить явление, описанное в этих литературных
отрывках. (см. Приложение 1)




Следующий: