Урок производственного обучения по теме Проверка платежеспособности государственных денежных знаков и расчеты с покупателями

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Профессия: «Продавец, контролер-кассир».

Профессиональный модуль 03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

Междисциплинарный курс 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

Тема урока: Проверка платежеспособности государственных денежных знаков и расчеты с покупателями.

Цели урока:

Обучающие – закрепить знания по работе на контрольно-кассовой технике, по применению денежных знаков в Российской Федерации; сформировать умения выполнения расчетов с покупателями; сформировать умения определения отличительных особенностей банкнот Банка России.

Развивающие – формировать умения анализировать, сравнивать, зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать умения действовать самостоятельно.

Воспитательные – воспитывать уважение и вежливость к покупателям; добросовестность, внимательность и аккуратность при работе, чувство ответственности за вверенные материальные ценности; творческое отношение к труду.

Формируемые общие компетенции:

  • ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК.7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

Формируемые профессиональные компетенции:

  • ПК.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнять расчетные операции с покупателями.
  • ПК.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.

Методы:

  • Обучения – диалогический, практический, игровой.
  • Учения – репродуктивный, исполнительский, практический.
  • Преподавания – объяснительный, стимулирующий.

Межпредметные связи: дисциплины «Организация и технология розничной торговли», «Основы бухгалтерского учета», «Основы деловой культуры», «История», «Экономика».

Внутрипредметные связи: междисциплинарный курс 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники», раздел «Торговые расчеты».

Учебно-материальное оснащение урока: кассовый аппарат, образцы продовольственных и непродовольственных товаров, муляжи продовольственных товаров, денежные банкноты любого номинала, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационная часть – 5 минут.

  • Регистрация посещаемости.
  • Определение готовности обучающихся к уроку.
  • Проверка внешнего вида.

2. Вводный инструктаж – 40 минут.

2.1. Сообщение темы урока (слайд 1)

2.2. Ознакомление с целями урока (слайд 2)

2.3. Актуализация опорных знаний.

Вопросы к обучающимся:

  • Какие меры безопасности надо соблюдать при работе на контрольно-кассовой машине?
  • В какой последовательности контролер-кассир приступает к работе?
  • Какими методами осуществляется розничная продажа товаров в магазине?
  • Назовите способы расчета с покупателями.
  • Перечислите основные правила продажи товаров.
  • Перечислите отличительные особенности банкнот Банка России.
  • Какие отличительные особенности монет вы знаете?
  • Какие банкноты являются платежными?
  • Куда сдаются ветхие банкноты и монеты?

2.4. Изложение нового материала с личным показом мастера.

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Как же они появились, и что стало причиной их рождения? Деньги появились тогда, когда люди, хотят они того или нет, вынуждены обмениваться результатами своего труда. Конечно, при натуральном хозяйстве, когда товар менялся на товар, потребность в деньгах была не столь острой, как при развитом рынке. Например, в одной общине было много шкур, а в другой наловили много рыбы. Они обменивались ими – это прямой обмен. Но если на рынок придут три человека, они могут и не договориться об обмене, если им не помогут деньги. Представьте себе, что:

Один продавец принес на рынок ягоды, чтобы поменять их на башмаки.

Второй продавец принес башмаки, чтобы поменять на них ткань.

Третий продавец принес ткань, чтобы поменять на ягоды.

(приглашаются трое студентов, и организуется деловая игра по обмену вышеуказанными товарами)

Каждый из продавцов, в данной ситуации, предлагает товар желанному партнеру, но, увы, обмен не получается. Ситуация будет оставаться безвыходной до тех пор, пока один из них не догадается пойти на двухшаговый обмен. В такой ситуации он должен обменять свой товар на ненужный лично ему товар другого продавца, а затем, заполучить, наконец, у третьего лица именно то, что ему нужно.

Это означает, что на нашем смоделированном рынке ткань взяла на себя роль денег.

Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был в изобилии.

Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Например, в 15 веке в Исландии платили так: (слайд 3)

  • за подкову – 1 сушеную рыбу;
  • за пару женских башмаков – 3 рыбины;
  • за бочонок вина – 100 рыбин;
  • за бочонок сливочного масла – 120 рыбин.

Деньги намного облегчают обмен товарами.

Что же такое деньги?

История денег. (слайд 4)  

Деньги –это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежей, измерения стоимости, накопления богатства.

7 тысяч лет назад золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков, которые находились в природе. При купле товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластиночки, «слиточки», «лепешечки» и если для расчета не хватало разменной монеты, нормальным считалось разрезать монеты на части, т.е. рубили на куски, получившее название рублей. Иногда их даже специально чеканили с учетом этого обстоятельства. На обороте монеты делался крест, позволяющий точно разделить ее на две или четыре части.

Первый русский серебряный рубль отчеканили в 1654 году на Московском денежном дворе во время царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. На лицевой стороне монеты изображен скачущий на коне царь в накинутой на плечи шубе, на оборотной стороне – двуглавый орел, увенчанный короной.

В начале 17 века на Руси установилось стабильная единица монета – копейка, названная так потому, что на ней был отчеканен всадник с копьем. Кроме нее в ходу были полушка, серебряный алтын, полтина, золотой червонец.

Материалом для изготовления монет служат специальные сплавы, обладающие хорошей устойчивостью к истиранию.

(слайд 5)

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. При Екатерине ІІ, когда государственные расходы грозили крупным дефицитом, вернулись к идее выпуска бумажных денег, которые назывались ассигнациями. Заготовлены они были на «нарочно для того сделанной бумаге» достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Деньги были «слепыми», то есть имели черно-белый цвет и простой люд, не знавший грамоты, часто путал одну купюру с другой. Вскоре деньги начали печататься на цветной бумаге: пятирублевка была «синенькой», десятирублевка – розовой.

Три столетия бумажные деньги действительно были представителями золота, свободно обменивались на него. И только в 30-х годах ΧΧ века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось. Деньги, став именно «бумажными», обслуживают лишь обращение товара.

Откуда пошло выражение «деньги не пахнут»? Появление этой крылатой фразы связано с одним забавным эпизодом из истории Древнего Рима. В 69-79 г.г. н.э. в Риме правил император Веспасиан. Это был видный государственный деятель, выделяющий бережливостью и изобретательностью. Он был исключительно находчив при введении налогов.



Однажды император придумал новый сбор, а именно – налог на римские отхожие места (то есть, общественные туалеты). Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что тот добрался даже до туалетов. Однако когда «туалетные деньги» дали государственной казне существенную прибавку, Веспасиан поднес к лицу сына монету и спросил, ощущает ли тот неприятный запах. «Нет», – ответил Тит.

Со временем эта поговорка приобрела резко отрицательный смысл: для получения прибыли хороши любые средства. Во все века у этого принципа находится масса последователей – людей, для которых главное в жизни – деньги, а вот каким способом они добываются – неважно.

Отличительные особенности банкнот Банка России.

С 1 января 1998 года Банком России в обращение были введены банкноты образца 1997 года достоинством 10 (постепенно выходят из обращения), 50, 100 и 500 рублей, а также металлическая монета Банка России образца 1997 года достоинством 10, 50 копеек и 1, 2, 5 и 10 рублей. С 1 января 2000 года в обращение были введены банкноты Банка России достоинством 1000 рублей, а с 2006 года были введены пятитысячные купюры.

Каждая банкнота с разным номиналом имеет свой цвет. (слайд 6)

  • 10 рублей – темно-зеленый;
  • 50 рублей – темно-синий;
  • 100 рублей – коричневый;
  • 500 рублей – фиолетовый;
  • 1000 рублей – голубовато-зеленый;
  • 5000 рублей – розово-коричневый.

В центре банкнот отпечатана гравюра с изображением достопримечательностей разных городов.

В процессе работы кассир и продавец, принимая от покупателей банковские билеты, должны обращать внимание на следующие элементы защиты денег.

  1. Водяные знаки – это степень защиты банкнот от подделки. Водяные знаки расположены на купонных полях банкнот и хорошо видны при рассматривании их на просвет: с одного края – цифровое обозначение номинала банкноты, с другой – повторяющие фрагменты рисунка лицевой и оборотной стороны. (слайд 7)
Номинал рублей Изображение на купонном поле
10 Часовня в Красноярске
50 Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
100 Здание Большого театра в Москве
500 Памятник Петру I в г. Архангельске
1000 Памятник Ярославу Мудрому в г. Ярославле
5000 Памятник Н.Н. Муравьеву- Амурскому в г. Хабаровске
  1. Серебряная краска – цифровые номиналы всех банкнот имеют хорошо заметный серебристый блеск. Герб г. Ярославля (на банкноте достоинством 1000 рублей) отпечатан серебристой краской, имеющий свечение в ультрафиолетовом свете. (слайд 8)
  2. Метки для людей с ослабленным зрением – на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф, предназначенные для определения номиналов банкнот. Текст «Билет Банка России» расположен в верхней части лицевой стороны банкнот, имеет повышенный рельеф, воспринимаемый на ощупь. (слайд 9)
  3. Эмблема Банка России – при рассмотрении банкнот под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый (на банкноте достоинством 500 рублей) и на красно-коричневый (на банкноте достоинством 1000 рублей). (слайд 10)
  4. Скрытое изображение – буквы «РР» – расположено на стилизованной ленте банкнот и видно при горизонтальном расположении банкноты на уровне глаз под острым углом падающего света. (слайд 11)
  5. Микроузор – купонные поля оборотной стороны банкнот запечатаны цветными многоугольниками. (слайд 12)
  6. Вертикаль – цветная орнаментная полоса, расположенная в различных частях банкнот (в зависимости от достоинства банкноты), видимая на просвет. (слайд 13)
  7. Микротекст – расположен на оборотной стороне банкнот на горизонтальных полосах и состоит из букв «ЦБР» и числовых номиналов банкнот. (слайд 14)
  8. Цветные волокна – имеют все банкноты Банка России, волокна хорошо просматриваются в ультрафиолетовом излучении. (слайд 15)

2010 году Центробанком выпущена тысячерублевая модифицированная банкнота. (слайд 16)

Монеты и их особенности. (слайд 17)

Монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей на лицевой и оборотной стороне имеют по окружности выступающий кант.

На лицевой стороне монет находятся:

  • цифровое обозначение номинала «1», «2», «5» или «10» с соответствующими подписями под ними: «рубль», «рубля», «рублей»;
  • стилизованная ветка растения по окружности справа и слева;

На оборотной стороне монет по окружности находятся:

  • рельефное изображение двуглавого орла, под левой передней лапой которого – фирменный знак монетного двора;
  • надпись «Банк России»;
  • буквенное обозначение номинала «один рубль», «два рубля», «пять рублей», пунктирная черта и год чеканки монеты.

Монеты достоинством 10 и 50 копеек с обеих сторон по окружности имеют кант.

На лицевой стороне монет находится надпись «копеек» под цифрой; внизу и слева по окружности – стилизованное изображение ветки растения.

На оборотной стороне монет расположены:

  • рельефное изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея;
  • надпись «Банк России» справа и слева по окружности;
  • год чеканки монет;
  • буква «М» (Москва) или «СП» (Санкт-Петербург) под левым передним копытом коня, обозначающая завод-изготовитель.

Порядок проведения расчетов с покупателями.

Расчеты с покупателями через контрольно-кассовые машины обеспечивают точный учет денежной выручки, позволяют контролировать ведение расчетно-кассовых операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают производительность труда контролера-кассира, создают условия для контроля за отпуском товаров, снижают до минимума возможность ошибок при расчетах. Поэтому расчеты через контрольно-кассовые машины более эффективные.

Расчеты с покупателями проводятся в следующей последовательности. Покупатель, подойдя к узлу расчета, предъявляет контролеру-кассиру выбранные товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость товара (считывая с ярлыков), определяет и называет их общую стоимость, получает от покупателя деньги, четко называет сумму полученных денег, проверяет их платежеспособность и кладет деньги на виду у покупателя. Определив сумму сдачи, называет ее и вручает вместе с чеком (без интервала между выдачей бумажных денег и разменной монеты). После выдачи сдачи и чека деньги, полученные от покупателя, убирает в денежный ящик.

(В процессе изложения материала мастер показывает обучающимся последовательность расчета с покупателями).

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся –210 минут.

Самостоятельная работа обучающихся.

3.1. Деловая игра по отработке последовательности расчета продавца с покупателями в магазине.

3.2. Демонстрация усвоения последовательности расчетов с покупателями в форме работы с карточками-заданиями. (слайд 18)

После завершения работы мастер контролирует правильность выполнения работы (слайд19) по следующим критериям:

  • кассир печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата, фамилия кассира, дата, цена покупки;
  • кассир объявляет покупателю общую сумму покупок;
  • кассир четко называет сумму полученных денег, проверяет их в ультрафиолетовом излучении и кладет отдельно на виду у покупателя;
  • кассир называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
  • кассир, после окончания расчета, кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

3.3. Обслуживание покупателей через узлы расчета на контрольно-кассовой технике.

Целевые обходы рабочих мест обучающихся в процессе их самостоятельной работы.

3.4. Проверка подготовки и рациональной организации рабочего места контролера-кассира и соблюдение правил техники безопасности при работе на контрольно-кассовой машине.

3.5. Проверка правильности выполнения рабочих приемов при расчете с покупателями.

3.6. Соблюдение правил продажи.

3.7.Дополнительное разъяснение и показ обучающимся слабоусвоенных приемов работ, исправление ошибок.

3.8. Выявление умений и навыков изученной темы.

3.9. Проверка правильности выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж – 15 минут.

4.1. Подвести итоги работы с группой.

4.2. Отметить положительные стороны и наиболее характерные недочеты в работе.

4.3. Дать краткую характеристику работы каждого обучающегося и сообщить оценки.

4.4. Домашнее задание (слайд 20):

  • по материалу пройденного урока: по учебнику Новикова А.М. «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами» (стр.441-443) повторить и законспектировать изученный материал.
  • по материалу предстоящего урока: по учебнику Парфентьева Т.Р. «Оборудование торговых предприятий» (стр.89-90) повторить теоретический материал по последовательности завершения работы кассира на контрольно-кассовом оборудовании.



Следующий: