Урок производственного обучения на тему: Монтаж и контроль мультивибратора

На современном этапе развития личности
актуально стоит вопрос о педагогических
технологиях. Построение уроков
производственного обучения по методикам
развивающего обучения побуждает обучающихся
самих задавать вопросы, что активизирует их к
поиску ответа.

Мышление начинается с вопросов и проблем, а не с
ответов на вопросы. Поэтому структура урока
проходит в три фазы: вызов, осмысление и
рефлекция.

Основной целью урока производственного
обучения по теме “Монтаж и контроль
мультивибратора” (генератор прямоугольных
импульсов) является привитие умений и навыков по
монтажу и контролю, организация труда
обучающихся и контроль за их деятельностью, с
целью эффективности коечного результата
обучения.

Предложенный мною урок проводится на втором
курсе в электромонтажной лаборатории ПЛ–66, в
целью закрепления и формирования навыков по теме
“Работа с полупроводниковыми приборами”.

Представляю план-конспект урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Время № п/п Деятельность мастера Деятельность обучающихся
2 мин 1 Организационный момент
1.1

1.2

Приветствие обучающихся.

Дать настрой
на урок.

Приветствуют мастера.

Доклад
бригадира:

  • о явке учащихся;
  • наличие спецодежды;
  • наличие конспектов и дневников п/о.
38 мин 2 Вводный инструктаж:
Актуализация опорных знаний, умений, навыков,
мотивационных состояний.
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Проверка домашнего задания.

Сообщить
тему и цели урока: “Монтаж и контроль
мультивибратора” — простой прерыватель тока в
нагрузке:

а) закрепить материал предыдущего урока;

б) научиться собирать и монтировать на плате
действующую схему мультивибратора.

Опрос – актуализация, необходимый для изучения
нового материала по следующим вопросам:

  1. Что такое усилитель?
  2. Какие типы усилителей вы знаете?
  3. Что такое мультивибратор и к какому типу
    усилителей его можно отнести?

Мотивация учебно-познавательной деятельности.

а) показ теоретической и практической
значимости темы:

узнав принцип работы мультивибратора, вы
сможете свои знания не только теоретически, но и
практически применить в разных электронных
игрушках, в быту для устройства автосигнализации
и на заводе, где обслуживают станки с электронным
управлением и т.д., но для этого вы должны любить
избранную профессию и видеть в ней смысл жизни.

Формирование умений и навыков. Текущее
повторение и первичное закрепление нового
материала.

1 задание:

Посмотрите внимательно на схему и
дайте описание приведенных в ней радио деталей.
Они лежат на ваших столах. (Смотри
приложение 1)

2 задание:

Ответить на вопросы по
карточкам-заданиям. (Смотри
приложение 2)

Демонстрируют изготовленные в домашних
условиях блоки питания.

Внимательно слушают и
записывают в конспекты и дневники п/о.

Слушают, анализируют.

Вникают в логику и цель урока.

Отвечают

Отвечают

Попытки ответить на этот вопрос завершаются
неудачей.

Слушают.

С интересом слушают и осознают потребность в
выборе мотива, наблюдают.

Внимательно слушают, делают выводы и осознают
смысл предстоящей деятельности.

Учащийся перечисляет имеющиеся в схеме
радиодетали, однако расшифровать правильно их не
может.

Отвечают на вопросы по расшифровке маркировок
указанных деталей.

2.6

2.7

2.8

3 задание: Руководствуясь монтажной
схемой, составить примерную
маршрутно-технологическую карту монтажа
мультивибратора. (Смотри
приложение 1)

! Вывешивается плакат алгоритма
выполнения действий по монтажу. (Смотри приложение 3)

Вопрос 1: Приведите алгоритм выполнения закрутки
на контактных узлах?

Вопрос 2: Перечислите операции подготовки
радиодеталей к монтажу и установки их на плате, и
какие требования предъявляются к операции рихтовки?

Объяснение учащимся об умышленном вводе в
комплектовку различных деталей, не входящих в
сборку мультивибратора.

Отметить,

что с вниманием отнеслись к
заданию, и похвалить.

Изучение передовых приемов труда.

Представитель базового предприятия, наш бывший
выпускник – Калмыком Артем Валерьевич, знакомит
с требованиями, которые демонстрируются показом
рабочих приемов в рабочем и замедленном темпе.

Закрепление материала:

Задание:

Показать и прокомментировать
передовые и способа монтажа мультивибратора.

Изучение мер предупреждения брака при
монтажных работах с мультивибратором.

1вопрос:

Назовите наиболее часто
встречающиеся виды брака при монтажных работах?

2 вопрос:

Приведите примеры предупреждения
брака?

Составляют алгоритм выполнения
действий по монтажу мультивибратора.

Сравнивают, обсуждают различные варианты,
анализируют.

Отвечают.

Отвечают.

Внимательно слушают, смотрят, запоминают,
осознают смысл предстоящей работы. И осознают
потребность выполнения задания.

Учащийся на демонстрационном столе показывает
и комментирует операции, освещенные
представителем завода, остальные следят за
его действиями и комментарием.

Отвечают.

Отвечают.

2.9

2.10

2.11

2.12

Задание на урок:

За урок мы должны
будем с вами произвести монтаж мультивибратора.

Назначение контролеров промежуточного
контроля (3 человека с каждого ряда). Окончательно
будут сдаваться Калмыкову А.И. и мне.

Покажите примеры рихтовки.

Задание 1:

Расскажите о требованиях,
предъявляемых к операции формовка и покажите
ее на демонстрационном столе.

Задание 2:

Из имеющегося набора монтажных
инструментов организуйте рабочее место для
сборки мультивибратора и прокомментируйте свои
действия?

Вопросы по технике безопасности:

  1. Какова величина безопасного тока и его
    напряжения на рабочем столе монтажника?
  2. Какие меры предосторожности необходимы при
    работе с приборами напряжения 220 В?
  3. Перечислите основные правила безопасной работы
    с электропаяльником?

Физкультурная пауза.

Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

С какой целью проводится входной корнтроль?

С какой целью выполняется входной контроль?

С какой целью выполняется входной контроль?

С какой целью выполняется входной контроль?

С какой целью выполняется входной контроль?

Контролерами ОТК назначаются
учащиеся 3 человека, знакомятся условиями
контроля монтажа.

Один показывает, остальные слушают.

Выходит к демонстрационному столу, отвечает и
показывает, остальные наблюдают.

Работа учащихся по организации рабочего места
и сверяют по маршрутной схеме.

Дают правильные ответы, думают.

Отвечают.

Перечисляют верно: следить за осанкой, не
сутулиться, расстояние от глаз до рабочей зоны от
паров свинца, олова и канифоли.

Проводит физорг.

3

Формирование
практических знаний и, приемов и способов
действий.

3.1

Задание: Произвести
визуальный входной контроль деталей, входящих в
сборку мультивибратора.
Самостоятельная работа по входному
контролю
, комплектующих изделий, входящих в
сборку мультивибратора, возникают различные
вопросы, одни обнаруживают лишние детали, другие
– несоответствие характеристик. Обращаются к
мастеру за разъяснением.
4

Применение знаний,
формирование умений, навыков (текущий
инструктаж)

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Самостоятельная работа учащихся.

Целевые
осмотры

:

а) организация самостоятельной, познавательной
деятельности учащихся по контролю
радиоэлементов перед монтажными работами;

б) работы с электрическими приборами;

в) правильность выполнения монтажных операций,
качества пайки и др.

Целевые обходы:

а) проверка организации рабочих мест
учащихся;

б) проверка правильности выполнения алгоритма
сборки деталей мультивибратора;

в) контроль качества работ и соблюдение правил
техники безопасности при выполнение операции
пайки радиодеталей.

Текущий инструктаж:

Вспомните, какие операции входят в подготовку
радиодеталей к монтажу и их последовательность.

Целевые обходы:

а) проверка правильности использования
инструментов, приборов, материалов;

б) контроль исполнительской и технологической
дисциплины;

в) контроль организации промежуточной
монтажных работ;

г) индивидуальная помощь учащимся при
монтажных работах;

д) методическая помощь наставником
(контролером ОТК) на уроке;

е) осуществление взаимосвязи двух видов
образования (теоретического обучения и
производственного обучения).

Прием и оценка контролерами работ учащихся.

Целевой обход:

Оказание помощи наставником и членами
общественного ОТК по приему и оценке выполненных
работ.

Подготовка к заключительному инструктажу.

Производственная деятельность:

а)
подготовка электрических приборов (паяльники,
тесторы, пробники) к работе;

б) монтаж деталей мультивибратора;

в) промежуточный самоконтроль монтажа
мультивибратора;

г) окончательный самоконтроль.

Выполняют самостоятельные

работы по
монтажу мультивибратора, знаний норм и правил
стандартов.

Учащийся отвечает, анализирует, приходит к
выбору верности выполнения, показывает приемы
формировки вывода резистора, транзистора,
конденсатора на печатной плате.

Выполняют производственные работы по монтажу
мультивибратора.

Осуществляют учащиеся, выполняющие функции
общественного ОТК, принимают работы.

Сдача выполненных работ.

5 Домашнее задание
5.1 Повторить по радиоэлектронике
тему “Усилители”, по спецтехнологии тему
“Технологический процесс производственной
радиоаппаратуры и ЭВМ”
Слушают, производят записи в рабочих
тетрадях
6 Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
6.1

6.2

6.3

6.4

Самоанализ результатов дня.

Наставник
(представитель завода Калмыков А.И.), проводит
детальный анализ допущенных ошибок учащихся
и указывает пути и методы их устранения.
Сообщает, что с самооценкой учащихся он в
принципе согласен. Демонстрирует лучшие образцы
учащихся.

Объявить оценки, выставить в журнал.

Мастер благодарит всех учащихся за выполнение
работ и награждают отличившуюся бригаду
“сладкими” призами.

Уборка рабочих мест

Бригадир группы подводит итог
работы группы:

а) проводит анализ
производственной деятельности бригады в целом,
отмечая лучших и анализируя;

б) дает оценку работы группы в целом и
деятельности учащихся (с обоснованием
выставленной отметки).

Учащиеся эмоционально относятся к результатам
своей работы, горды и довольны; осознают
значимость и полезность работы.

Следующий: