Урок-проект Распределение энергии в сплошном спектре


Цель:



  • Научиться пользоваться алгоритмом метода
    проектов и правильно оформлять
    исследовательскую работу.
  • Развивающая: Развить познавательные,
    творческие навыки учащихся. Развивать умения
    самостоятельно конструировать свои знания.
  • Воспитательная: Воспитать творчески
    думающую личность.

Оборудование:

экран, проектор, процессор,
компьютерная мышь, компьютерный диск “Открытая
физика”.

Приложение, Приложение
1


Ход урока

I. Вступительное слово учителя

– Уважаемые коллеги. Сегодня вы не просто
ученики, а исследователи. Мы сегодня будем
исследовать зависимость распределения энергии
световой волны от порядка расположения в
сплошном спектре. Научимся правильно оформлять
нашу научную работу. На ваших раздаточных листах
и на доске даны алгоритмы, которыми мы сегодня
воспользуемся. Процесс нашего урока– проекта
состоит из алгоритмов:




II. Работа с учащимися по теме

1) Демонстрация.

Учитель демонстрирует инфракрасную лампу
“Дюна” и ультрафиолетовую лампу.

В беседе с учащимися выясняется, что существует
сплошной спектр, состоящий из основных 7 цветов
радуги. После беседы демонстрируется на экране
компьютерная модель “Распределение энергии в
сплошном спектре”. Перед учениками встает проблема:
как зависит распределение энергии световой
волны от порядка расположения в сплошном
спектре.

2) Выдвижение гипотезы.

Ученики самостоятельно выдвигают гипотезу: что
каждому цвету соответствует определенная
энергия в порядке расположения цвета в спектре.

3) Постановка цели.

Ученики самостоятельно
ставят цель: определить порядок распределения
энергии в сплошном спектре.

4) Задачи.

Затем переходим к задачам: на компьютерной
модели ““Распределение энергии в сплошном
спектре” с помощью компьютерной мышки
останавливать слайд на середине каждой цветной
полоски спектра и определить силу тока.
Определить порядок распределения энергии волн
красного, оранжевого, желтого, зеленого,
голубого, синего и фиолетового света в сплошном
спектре. ( Гипотеза, цель, задачи записываются в
раздаточные листы).

5) Методологическая основа.



Изучив работу исследовательскую работу
“Зависимость отражательной способности
материала от его цвета” ученика 10 класса,
дипломанта 1 региональной научной конференции
школьников “Шаг в будущее” Лебедева Пети, мы
начали искать ответ на вопрос “ Почему
светофильтры красного цвета погружаются глубже
в снег, чем светофильтры других цветов в порядке
расположения цветов в спектре?” Начали искать
ответы на этот вопрос, и вышли к новой
исследовательской работе Распределение
энергии в сплошном спектре”.

6) Методика исследования.

Методика исследования задана в раздаточных
листах.

  1. Используя установку, с помощью компьютерной
    мышки останавливать слайд на середине каждой
    цветной полоски спектра.
  2. Определить силу тока при помощи
    миллиамперметра.
  3. Все данные заполнить в таблицу.
  4. Построить диаграмму.
  5. Сделать вывод, используя формулу закона Джоуля
    – Ленца W= Q= I2Rt

Зависимость силы тока от цвета


Цвет Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
Сила тока, мА

7). Вывод: Мы определили порядок
распределения энергии волн красного, оранжевого,
желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового
света в сплошном спектре. Наибольшей энергией
обладают волны красного цвета, а наименьшей–
фиолетового цвета. Наша гипотеза подтвердилась:
каждому цвету соответствует определенная
энергия в порядке расположения цвета в спектре.

Наша работа интересна тем, что мы впервые
написали методику исследования к
виртуальной лабораторной работе
Распределение энергии в сплошном спектре”.
Мы
сами при помощи компьютерной мышки, перемещая
датчик с фиолетового участка до красного участка
спектра, следили за силой тока и отмечали
показания в середине полоски каждого цвета
спектра. Тем самым, мы приняли участие во
внедрение ИКТ– технологий (информационно-коммуникативные
технологии) по физике.


III. Итог урока

Большое спасибо, уважаемые коллеги, за
совместную работу. Мы сегодня хорошо поработали.
Я вижу по вашим раздаточным листам, что вы поняли,
по какому алгоритму надо оформлять ваши
исследовательские работы. Надеюсь, что вы
станете участниками всевозможных
исследовательских конкурсов. Желаю творческих
работ.


Список использованной литературы:

  1. Учебник по физике.11 класс., Мякишев Г.Я., Буховцев
    Б.Б., Издательство “Просвещение”.2001.
  2. Физика: Большой справочник для школьников и
    поступающих в ВУЗы., Ю.И.Дик, В.А.Ильин, др.,
    Издательство “Дрофа”.1999.
  3. Абдурахманов С.Д. “Исследовательские
    работы по физике в 7-8 классах сельских школ”. М.
    “Просвещение”, 1990.
  4. Лебедев П.Б. “Зависимость отражательной
    способности от его цвета”. –М.:ИД “Первое
    сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2008.
  5. Лебедева Т.К. Разработка описания
    лабораторной работы к компьютерной модели
    “Распределение энергии в сплошном спектре”.
    Редакция “Хотугу кыым” Б-Гора.,2008.
  6. СD-диск “Открытая физика”.



Следующий: