Урок Признаки химических реакций. 8-й класс

Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся об отличиях
    химических явлений от физических; познакомить с
    признаками химических реакций.
  • Дать первоначальное представление о
    классификации химических реакций по тепловому
    эффекту.
  • Способствовать формированию умений проводить и
    анализировать лабораторные исследования,
    вырабатывать практические умения работать с
    реактивами, оборудованием в соответствии с
    правилами по технике безопасности.
  • Показать практическую значимость знаний о
    химических явлениях, используя межпредметные
    связи.
  • Способствовать нравственному,
    эстетическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  • Образовательные:
  • закрепить знания учащихся о физических и
    химических явлениях.
  • рассмотреть, используя ученический
    эксперимент, признаки химических реакций.
  • сформировать представление о классификации
    химических реакций по тепловому эффекту.
  • Развивающие:
  • развивать эмоциональное восприятия у учащихся,
    используя мультимедиа.
  • продолжить развитие обще-учебных умений и
    навыков.
  • продолжить формирование адекватной самооценки.
  • развивать познавательный интерес, используя в
    содержании урока элементов новизны знаний и
    умений, устанавливая связь изученного материала
    с жизнью.
  • Воспитательные:
  • продолжить формирование мотивации учебной
    деятельности.
  • продолжить формирование представлений о
    положительной роли химии для объяснения
    происходящих процессов в природе и в организме
    человека.

Тип урока: урок объяснения нового
материала.

Форма урока: урок-путешествие с
элементами практической работы.

Применяемые технологии: урок построен
с использованием современных информационных
технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация
происходит в виде сменяющихся слайдов.

Формы организации обучения: сочетание
фронтальной, групповой (работа в паре при
выполнении лабораторных опытов), индивидуальной
работы (при работе с дидактической карточкой).

Межпредметные связи: физика,
физические явления.

Оборудование урока: мультимедийное
оборудование; лабораторное оборудование:
комплект хим. посуды (пробирки, хим.стаканы,
воронки), спиртовка, разносы, хим. реактивы
(гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария,
соляная кислота, мел, цинк, сера), свеча,
бенгальские огни; инструкционные карты для
учащихся.

Основные понятия: физические явления,
химические явления. Экзотермические реакции,
эндотермические реакции.

Ожидаемые результаты: интенсификация
работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся
закрепят представления о химических реакциях,
усвоят признаки химических реакций, получат
начальные представления о классификации
химических реакций.

ХОД УРОКА

В начале урока демонстрируется видеоролик с
фрагментом фильма «Гарри Поттер».

Учитель: Я думаю вы догадались, что
сегодня у нас необычный урок химии. Мы
отправляемся с вами в волшебную страну, где есть
школа магии и волшебства. Как она называется
ребята? (Учащиеся отвечают)

Учитель: Правильно, в этой школе
учился Гарри Поттер и мы тоже столкнемся с
магией и чародейством. А чтобы не заблудится в
лабиринте таинственных превращений,
удивительных открытий, мы возьмем с собой наш
талисман – свечу (учитель зажигает свечу). Глядя
на свечу, мы и не догадываемся, что являемся
свидетелями одного из интереснейших явлений.
Давайте подумаем, какого?
В этом нам поможет «волшебный» экран. (На слайде 2 Презентации изображены
физические явления: замерзание воды, туман,
образование снега)
– Какие явления изображены на слайде? (Учащиеся
дают ответ)

– Что такое физические явления? (Учащиеся дают
определение физ. явлений)

(На слайде 3 Презентации
изображены химические процессы: краска для
волос, горение костра, ржавление
металла)

Учитель: Какие явления изображены на
экране? (Учащиеся дают ответ)
– Что такое химические явления? (Учащиеся дают
определение хим.явлений)

Учитель: Значит, и горение свечи будет
химическим явлением.

Учитель: Если цель нашего
путешествия выяснить признаки
химических реакций, то какова же тема
нашего исследования? (Учащиеся
формулируют тему урока: признаки химических
реакций.)

Учитель: Итак, тема: признаки
химических реакций
. (Презентация.
Слайд 4)

Ни одно путешествие не обходится без карты. У
нас тоже есть карта нашего путешествия по школе
Хогвардс (слайд 4 Презентации
с изображением «Карты путешествий»).
У вас они лежат на рабочих столах. ( у учащихся на
столах – «Листы путешествий»

Учитель: Итак, нас ожидает первое
магическое испытание
(Приложение
1
)

Задание 1: В картах путешественников
среди перечисленных явлений выбрать химические. (Учащиеся
среди явлений представленных на слайде выбирают
химические явления и ответ заносят в свои
«Листы путешествий»)

Второе магическое испытание

Учитель: Приготовьтесь к
удивительному зрелищу! Мы входим в тайную
комнату
! Но не забудьте о мерах
предосторожности, ведь нас ожидает встреча с
необычными веществами: кислотами и щелочами.

(Презентация, слайд 6
– инструктаж по ТБ.)

На слайде появляется изображение реактивов и
дается инструктаж по ТБ в стихах.

Учитель:

1. При работе с кислотами и щелочами необходимо
соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества.
Все работы проводить над разносами.
2. Растворы веществ наливать в пробирки в
небольших количествах, по 1 мл, что соответствует
1 см.
3. Действовать только по указанию учителя и
согласно инструкционной карте. (Приложение
2
). А чтобы у вас все получилось, вы
должны пустить в ход все свои способности.

(Учащиеся проводят опыт по группам, в парах)

Опыт №1 – смесь воды и кокосовой
стружки разделить с помощью фильтрования.
Наблюдения занести в карту путешественника,
какое явление лежит в основе опыта? (Стружка
останется на фильтре, а вода пройдет сквозь нее –
в результате опыта лежит физическое явление).

Опыт №2 – к кусочку мрамора прибавить
соляную кислоту. Наблюдения занести в карту
путешественника. Какое явление лежит в основе
опыта? (Наблюдается выделение газа. Это –
химическое явление)

Вывод по опытам (учащиеся
рассказывают о своих результатах и делают
соответствующие выводы)

Учитель: Ребята! Химические явления
называются химическими реакциями. В своих
картах продолжите это определение. Что будет
являться признаками химических реакций?
(Ученики высказывают различные предположения
)

Учитель: Давайте проведем опыты.

Учитель демонстрирует реакции:

  • щелочь + кислота (в присутствии фенолфталеина)
  • цинк + кислота
  • горение серы
  • хлорид бария +серная кислота

Учащиеся вместе с учителем обсуждают
результат каждой реакции, делают общий вывод
по признакам хим. реакций
и заносят признаки
химических реакций в карту путешественника
.

На слайдах 7, 8 Презентации
появляется таблица с признаками химических
реакций.

Затем учитель вновь идет к свече.

Учитель: Ребята, определите, какими
признаками сопровождается горение свечи? (Тепло
и свет)

Учитель: Это признаки реакции горения. (Учащиеся
записывают признаки в карту путешественников
)
Учитель: Реакция горения – это частный
случай экзотермической реакции. А что это такое?
Не знаете? Тогда отправляемся в библиотеку школы Хогвардс.

(Слайд 9 Презентации –
изображение библиотеки)

Учитель: Берем с книжной полки химию,
п.26. Найдите определение этих понятий и
занесите их в карту. (Учащиеся работают с
учебником)

(На слайде 10 Презентации
памятка – какие реакции являются
экзотермическими, какие являются
эндотермическими)

Учитель: А теперь прочитайте вопрос
в «Карте путешествий» и ответьте на него
смотря на бенгальский огонь. (В это время
учитель зажигает бенгальский огонь) .

Рефлексия урока: учащиеся закрепляют
полученные знания, отвечая на вопросы учителя.

Слайд 11 Презентации
– на нем изображение приготовленной на костре
пищи. Вопрос к классу: к какому типу относится эта
реакция. Учащиеся дают ответы.

Учитель: Готовясь к уроку, я тоже
обращалась за помощью к магам школы Хогвардс и
сейчас я покажу чему они меня научили. (Демонстрация
опыта «дым без огня»)
. А секрет моего
волшебства вы узнаете на следующем занятии.
– Ребята! Чему вы научились на уроке? Что нового
узнали? (Учащиеся отвечают)

Третье магическое испытание

Учитель: Вот и подходит к концу наше
путешествие по школе волшебства. А завершить
наше знакомство со школой магии Хогвардс я
предлагаю следующим образом: каждый из вас
напишет в своих «Картах путешествий»
стихотворение о нашем путешествии в форме синквейна.

Учитель: Синквэйн – способность
резюмировать информацию, излагать сложные идеи,
чувства в нескольких словах. Синквэйн – это
стихотворение, которое требует синтеза
информации кратких выражений, это стихотворение
из 5-ти строк.
Есть определенные правила написания синквэйна (Презентация, слайд 13 с
правилами составление синквейна)

Учащиеся самостоятельно составляют синквейн
к уроку в «Картах путешественников».

Подведение итогов урока, сбор рабочих
листов (карт путешественников)

Учитель: Ребята! Чему вы научились на
уроке? Что нового узнали? (ответы учащихся)

Домашнее задание:

п.26 упр. № 1, 2 – домашний эксперимент (Презентация,
слайд 14);
упр № 3,6 – ответить на вопросы;
доп. задание № 5.

Следующий: