Урок Природные зоны Южной Америки

Цели урока:

  • Образовательные:
  • закрепить и углубить знания об основном законе
    географии – широтной зональности на примере
    природных зон Южной Америки;
  • изучить особенности природных зон Южной
    Америки.
  • Показать взаимосвязь компонентов природы
    материка, влияние рельефа, климата и внутренних
    вод на развитие органического мира Южной
    Америки;
  • Развивающие:
  • продолжить совершенствовать умения
    анализировать тематические карты;
  • отработать умение учащихся характеризовать
    природные зоны, выявлять взаимосвязи между
    природными компонентами;
  • развивать навыки по выбору рационального
    выполнения этапов работы.
  • Воспитательные:
  • оценивать степень изменения природы под
    воздействием хозяйственной деятельности
    человека;
  • воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку,
    дружбу в процессе совместной работы на
    результат;
  • воспитывать у школьников бережное отношение к
    природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник географии «Материки, океаны и страны» И.
    В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7
    класс,
  • тетради, таблицы для заполнения,
  • мультимедийный проектор,
  • рисунки учащихся,
  • настенная карта Южной Америки.

Методы и формы:
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный, наглядный,
репродуктивный, самостоятельная работа,
индивидуальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение
природы Южной Америки: узнаем, какие природные
зоны находятся на этом материке, дадим им
характеристику. Познакомимся с новыми понятиями,
заслушаем сообщения приготовленные ребятами.
Рассмотрим, как изменяется природа материка под
воздействием х/д человека, какое отрицательное
воздействие оказывает человек на растительный и
животный мир. Сформулируем правила бережного
отношения к природе. Запишите в тетради число и
тему урока.

II. Изучение нового материала

– Ребята, откройте атласы на стр. ПЗ. Давайте
посмотрим, какие природные зоны сформировались
на материке.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной
Америке широко распространены леса и
сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе
стороны от экватора в Амазонии простираются
постоянно влажные вечнозеленые леса,
сменяющиеся к северу и югу на нагорьях
переменно-влажными листопадными тропическими
лесами, редколесьями и саваннами, особенно
обширными в южном полушарии. На юге материка
расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в
пределах тропического климатического пояса на
западе занята пустыней Атакама, (записали
природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди
материков своеобразием органического мира.
Длительная изоляция от других континентов
способствовала формированию в Южной Америке
богатого и во многом эндемичного растительного и
животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи,
шоколадного дерева, хинного и красного деревьев,
виктории-регии, а также многих культурных
растений – картофеля, томата, фасоли. Среди
эндемиков животного мира следует назвать
неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы)
широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов
(водосвинка – капибара, шиншиллы).

– Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об
особенностях растительного и животного мира, тех
П.З., которые занимают наибольшие площади на
материке. Будьте внимательны, я раздаю вам
таблицы с частичной характеристикой П.З., однако
не во всех колонках есть сведения. Задача
заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы
заполнили их.


Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса –
сельва



По обе стороны от экватора, на
Амазонской низменности

Экваториальный пояс: жарко и
влажно

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное
дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево,
гевея, лиана, орхидея

Обезьяна-ревун, ленивец,
муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

Вырубка лесов, которые дают
много кислорода

Саванны

Оринокская низменность,
Гвианское, Бразильское плоскогорья.

Субэкватриальный: жарко,
тропический пояс: сухо и жарко

Красные ферраллитные

Акации,
пальмы,
кактус,
мимоза,
молочай,
кебрачо,
кустарники,
бутылочное
дерево.

Олени, пекари, муравьеды,
броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

На месте тропического леса
создаются плантации кофейных деревьев

Степи – пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический пояс: тепло и
влажно

Красновато-черные

Ковыль, просо, камыши

Пампасный олень, лама, нутрия,
броненосец, пампасная кошка

Поля пшеницы, кукурузы, загоны
для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев

Полу-пустын – Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге
Юж.
Амери­ки

Субтропический, умеренны й
пояс: сухо и прохладно ‘

Бурые, серо-бурые

Злаки, подушкообразные
кустарники

Вискаша, нутрия, броненосцы

Учащиеся зачитывают сообщения, после каждого
проверяем, что дописали в таблице.

  • Влажные экваториальные леса.
  • Саванны.
  • Степи – пампа.
  • Полупустыни.

– Итак, мы прослушали с вами сообщения об
основных П.З., доказали, что растительный и
животный мир Южной Америки эндемичен и
разнообразен. А теперь дадим оценку степени
изменения природы материка под воздействием х/д
человека.

Зачитывается стихотворение о природе и
сообщение.

Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но… цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.

Вывод: показываем слайд об
отрицательном воздействии человека. Схему
перечерчиваем в тетрадь.

Домашним заданием у вас было
сформулировать правила бережного отношения к
природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте
заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира
необходимо бережно относиться к природе,
создавать особо охраняемые территории –
заповедники, национальные парки, создавать
различные центры и организации по охране
окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к
природе зависит и наше с вами здоровье. Схему
перечерчиваем в тетрадь.

III. Осмысление

– Чем объясняется видовое разнообразие
растительного и животного мира Южной Америки?
– Перечислить основные природные зоны Южной
Америки, (по таблице)

IV. Подведение итогов

– Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка
«5»
– Оценить тех, кто отвечал в течение урока.

V. Домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.

Приложение 1




Следующий: