Урок Природные зоны. Тундра


Цель и задачи урока:

используя произведения
Л.Лапцуя, сформировать в учащихся образ тундры;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе
родного края.

Оборудование:

карта “Природные зоны
России”, стихотворения Л. Лапцуя, атласы,
карточки-инструкции.

Ход урока

Изучение нового материала

На доске эпиграф урока:

“Кто не был в тундре нашего Ямала,
Не ночевал, в снегу прорыв нору,
Не шел, когда над тропкой на ветру
Живая туча комаров плясала,
Кого, невесть откуда налетая,
Слепая вьюга не валила с ног,
Кто не искал среди болот дорог, -
Как может он судить о нашем крае?”
Л. Лапцуй

Учитель объявляет тему и задачи урока.

Класс предварительно делится на 3 группы.
Группы получают карточки — задания.

Самостоятельная работа группы.

Инструкционная карточка №1. Общая для 3 групп.

1. Используя карты атласа и рис.48 с.106-107 учебника
определить географическое положение зоны и
тундры.

2. Описать внешний облик зоны тундры, испоьзуя
высказывание М.В. Ломоносова и Л. Лапцуя.
М.В.Ломоносов в своем труде “О слоях земных”
писал: “Тундрами называются места мхами
зарослые… каковыми заняты на большей части
берега северного океана”, у Л.Лапцуя тундра
такая:

По широкой тундре едешь дни и ночи,
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек,
Да в снегу кустарник борозду полощет”.

Сообщения групп об особенностях внешнего
облика тундры.

Что такое тундра?

Учитель географии.

Мы живем на Севере, зона
тундры рядом с нами. Это наш край, а поэтому мы
должны его знать хорошо. Увидеть красоту,
неповторимость тундры нам поможет поэзия Л.
Лапцуя.

Учитель литературы.

Кто такой Л. Лапцуй вы,
наверное, знаете. Это ненецкий поэт, детство,
юность и вся жизнь которого прошла в тундре.
Родился он в 1932г. в стойбище. Его отец, Василий
Лапцуй, был опытным пастухом и удачливым
охотником. Знакомство с миром шло у ненецкого
мальчика с колыбельной песней матери. Подростком
Леонид Лапцуй рыбачил наравне со взрослыми, был
проводником в геологической партии, пас
оленей…Мальчик рос трудолюбивым,
наблюдательным.

Учитель географии. Используя
стихотворения Л.Лапцуя определить особенности
природы тундры.

Инструкционная карта №2. I группа.

Описать климат тундры, используя климатическую
карту и стихи Л. Лапцуя.


Из-под нахмуренных бровей
Сердито Север летом глянет,
И ветер с ледяных морей
По небу тучи — льдины тянет.
И начинаются дожди,
Дожди такие проливные,
Что вертолета зря не жди -
Пути закрыты неземные.

Какой климатический фактор оказывает большое
влияние на климат тундры?


Ночь северная в звездном одеянье,
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар — незримый стужи вал -
То океана мощное дыханье.

Какие типы погод преобладают в тундре?


Вдали темнеют тучи недовольно.
Внизу — туман заплаканный стоит,
И, как дитя, доверчиво, невольно,
Он к солнцу тянет пальчики свои…
Седые тучи морщатся спросонок,
Слезятся их недобрые глаза…

Где в году,
По двести дней бураны
Пляшут, как истошные шаманы,
А ветра голодною волчицей
Воют так, что даже и присниться
Не всегда такое людям может…

Полярной ночью, в ноябре,
Метет, свистит пурга,
Кладет снега — гора к горе,
Глубинные снега…

Как климат влияет на речную сеть и количество
озер в тундре?

Голубая река, ледяная река!
Все вы реки ямальские схожи на вид!
Над бегучей волной серебро гребешка,
И вода словно полымем белым горит.

Окованы стужей, заплакали тучи небес,
Их чистые слезы бегут по земле родниками.
Ручьи голубые, сливаясь в могучую Обь,
Спешат в океан, чтобы снова вспарить облаками.

Бесконечная тундра
Моя предо мною.
Смотрит в мир голубыми глазами озер.

Инструкционная карта №3. II группа

Описаны в стихах Л. Лапцуя и природные
явления, характерные тундре. Назвать эти явления,
прочитав, стихотворения. Объяснить причины их
проявления.

…Куражится тундра…
Дело к осени, брат, наплывает шуга.
Мерзлота моя, словно гагара, пестра.
Скоро здесь долговечные лягут снега, -

Мелькнет совой короткий зимний день
Там, за холмами, и в сугробы канет ,
Откуда Солнце краем глаза глянет
И спрячется, опять в ночную тень
Ему зимой подняться в небо лень.
Полярные ночи летят без оглядки,
Один за другим поглощая рассвет,
И в снег зарываются дни — куропатки,
Да так, что и с неба не виден их след.

Словно сторож, ночью и днем
Бродит, бродит солнце над тундрой,
И порой не сразу поймем
То ли вечер, а то ли утро…
Поднимает солнце весна
На высокую эту орбиту.
Тундра!
Кажется, что она
Белой шкурой оленя покрыта.
Ходят белые по ней.



О каком явлении идет речь?

“Когда полярным вечером весенним
Даль загоралась тысячью цветов,
Свет вспыхивая — то красен, то лилов, -
Казалось мне, что это покрывало
С девичьих кос каштановых упало;
Оно перед взором свесилось моим,
Все в ярких блестках, в радугах багровых,
И, рот раскрыв, я любовался им
На фоне красок Севера суровых.

Опережающие задания

  1. Индивидуальное задание. Сообщение о причине
    северных сияний.
  2. Индивидуальное задание. Сообщение о причинах
    проявления полярной ночи и дня.

Инструкционная карта №4. III группа.

Описать растительный мир тундры.

Там в ягельной простерлась пастушья страна -
Стада, словно волны, то буйствуют, то отдыхают.

Но нигде не встретить леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек
Да в снегу кустарник борозду полощет.

С яростной пургою лишь ерник поспорит…

По склонам ложбинок и впадин
На ночках — веселый наряд.
Березок зеленые пряди
Над самой землею висят…
И всюду алеет морошка.

Назовите животных тундры:

Сидит лисица у норы песцовой,
Спит куропатка под кустом в снегу
Следа мышей во мраке ищут совы,
Крадется волк, согнувшийся в дугу.

Он в тундре живет с незапамятных пор.
И Север представить нельзя без оленя.
Олень — это тундры пятнистый ковер,
Ее вдохновенье, ее откровенье…

О какой особенности тундры идет речь?

…когда над тропкой на ветру
живая туча комаров плясала…

После заслушивания сообщений групп, учитель
географии задает вопрос.

Назовите приспособления растений и животных и
условиям выживания в тундре.

Учитель литературы.

Вы видите как относится
поэт к родной природе, чувствует ее, подмечает
тончайшие особенности природных явлений.
Увлечение поэзией родилось у мальчика в
Ново-Портовской школе-интернате, там он получил и
имя Леонид, его ему дала его учительница. Там, в
школе-интернате, наверное мальчишку захотелось
“сердца людей согреть певучим словом”. Давайте
посмотрим, как относился к человеку — труда, как
лписывал жизнь коренных жителей. Поэту удается
подчеркнуть каждую черту характера народа, его
отношение с природой и между собой. Ему это
удается, ведь по ненецки имя его Вэсако, т.е.
Мудрый Старец.

Учитель географии.


Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов.
А рыбацкая бригада
Привезет большой улов.

Назовите виды деятельности коренных жителей
тундры.

Учитель литературы.


В любой зайдите чум — вас ждет всегда
Гостеприимность и забота друга.

Назовите главную черту характера ненцев.

Учитель географии.

Как вы думаете, что помогло выносить людям в
этих суровых местах?

Инструкционная карта. Общая для 3 групп.


О чем эти строки?


Но и нынче в нашем крае,
Мудрость древняя жива:
Очень важно, чтоб охотник
Знал куда летит сова.
Поточу сто, по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить на песцов.

Что помогает ненцам хорошо знать природные
приметы?


Невеличкими берутся
За отцовские ремесла
И в награду получают
Зоркий глаз и острый слух;
Как букварь, читает тропки,
К дому держат путь по звездам, —
Что ни мальчик, то охотник
И заботливым пастух.

Умирает в тундре южная трава,
А на юге наша ягода мертва.
Без родного воспитания вовек
Не научится быть мудрым человек.
Наши дети подрастают не спеша,
Их качают колыбели аргиша.
Дышат снегом, дышат запахом цветов,
Учат азбуку пернатых голосов.
Учат тропки и звериные следы,
Как олени, добродушны и горды.
Знай, природы никогда
Не иссякнет чаша, лишь
Черпай из нее с умом
Ты не потеряв стыда.
А как будешь из нее
Черпать, днем живя одним,
Не оставишь ничего
Ты наследникам своим.

Закрепление материала

Тест

  1. Растительный мир зоны тундр в основном
    представлен:
  2. А) мхами, лишайниками;
    Б) травами и кустарниками;
    В) кустарниками, мхами и лишайниками.

  3. Причинами безлесья тундр являются:
  4. А) холод;
    Б) холод и многолетняя мерзлота;
    В) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры.

  5. Земли тундр используются главным образом:
  6. А) под пашню;
    Б) под пастбища.

  7. Основные занятия жителей тундр
  8. А) оленеводство;
    Б) земледелие и охота;
    В) охота и оленеводство.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветра завывают за степью,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!

Подведение итога урока.

Д/з. § 23, описание леса в стихах.




Следующий: