Урок Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины


8 класс. Работа в группах

Цели и задачи: Сформировать представление об
особенностях географического положения,
рельефа, климата, водных ресурсов, животного и
растительного мира Западной Сибири через
установление взаимозависимости между
природными компонентами;

совершенствовать умение работать с различными
источниками географической информации, включая
электронные учебники.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Вводная беседа и постановка задач урока.

В процессе вводной беседы учитель мотивирует
учащихся на получение новых знаний.

Учитель.

–На предыдущих уроках мы познакомились с
Уралом, подробно рассмотрели природный район, на
территории которого проходит граница между
Европой и Азией.

Сегодняшний урок мы начнём словами поэта
А.Твардовского из поэмы “За далью-даль”:

Ура! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань…
А за Уралом -
Зауралье,
А там своя, иная даль.

- Посмотрите на карту

и скажите, как же
называется эта “даль”, расположенная к востоку
от Урала?

Да, за Уралом начинается Сибирь!

Раньше само это слово холодило сердца людей,
наводило ужас на них, ибо с ним было связано
представление о каторге и ссылке. Недаром раньше
говорили: “Кто в Сибири не бывал, тот и горя не
видал”.

Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири, т.к.
там добываются российский газ и нефть. А что
собой представляет природа Западной Сибири? У
большинства эти представления ассоциируются с
бескрайней тайгой и болотами. Однако это не
совсем так.

Перед нами стоит задача – изучить природу
Западной Сибири, её богатства и условия их
освоения.

  1. Распределение учащихся по группам и получение
    ими заданий.

Класс делится на 5 групп (по 5-6 человек), каждой
группе выдаётся памятка – инструктаж по
выполнению работы в группах, листок с заданием.

Инструктаж выполнения работы в группах.

1. Изучение дидактического материала.

2. Распределение заданий в группе.

3. Выполнение заданий и совместное выполнение
картосхем.

4. Подготовка к докладу.

5. Выступление представителя группы с
результатами работы.

6. Подведение итогов.

3. Работа детей в группах над составлением
сообщения по заданию.

- Работать будете в группах: картографы,
геологи, гидрологи, климатологи и биологи.

Задания и различные источники информации
(карты, таблицы, справочники, учебники,
электронные учебники по географии) лежат на
столах.

Ваша задача – подготовить сообщение о ГП,
рельефе, климате, водных ресурсах и природных
зонах Западной Сибири, используя различные
источники географической информации. Но сначала

ознакомьтесь с памяткой-инструктажем по работе
в группах.

(Учитель помогает детям ориентироваться в
источниках информации, строить последовательное
сообщение, обращать внимание на важные факты в
ответе и выделять их.)

1 группа. Картографы.

Задание.

1. Определите ГП Западной Сибири.

2. Какова протяжённость равнины по широте и
долготе?

3. Какова площадь равнины?

4. Определите границы равнины.

5. Запишите в тетрадь отличительные особенности
ГП Западной Сибири.

Сообщения учащихся.

Вывод:

- большая протяжённость по широте и долготе;

- огромные размеры (??? место в мире);

- расположенность в умеренных и частично
полярных широтах;

- удалённость от Атлантического и Тихого
океанов;

- “открытость” к Северному Ледовитому океану;

Учитель.

-О том, как эти черты ГП сказываются на
формировании природных условий равнины, мы
узнаем от представителей следующих групп.

- Равнина, равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.

Такие строки о равнине написал поэт Фролов. Так
ли на самом деле?

2 группа. Геологи.

Задание.

  • На какой тектонической структуре расположена
    Западно-Сибирская равнина?
  • По карте атласа определите, в какие эры
    формировался рельеф равнины.
  • По карте определите абсолютные высоты равнины.
  • Почему рельеф плоский?
  • Какое влияние на рельеф оказал ледник?
  • Что такое Сибирские Увалы?
  • Сообщения учащихся.

    Вывод:

    Нигде в мире не найти такого огромного
    пространства со столь плоским рельефом,
    результатом формирования которого явились
    рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы,
    которые перекрыли сравнительно ровную плиту
    палеозойской складчатости мощным
    мезозойско-кайнозойским осадочным чехлом.

    История формирования современного рельефа
    Западно-Сибирской равнины – яркий пример
    взаимодействия внутренних и внешних процессов
    Земли.

    Итак, рельеф равнины:

    - низкий;

    - плоский;

    - слабо расчленённый.

    Учитель.

    - Какой же климат в настоящее время над равниной
    и какие причины его определяют?

    3 группа. Климатологи.

    Задание.

  • По карте определите температуры января и июля
    на севере и на юге равнины.
  • Определите изменение температуры, осадки и
    испаряемость в Западной Сибири с запада на
    восток.
  • Определите изменение температуры, осадки и
    испаряемость в Западной Сибири с севера на юг.
  • Запишите причины, определяющие климат Западной
    Сибири.
  • Сообщения учащихся.

    Вывод:

    Причины, определяющие климат равнины.

    1. Равнина расположена в умеренных широтах, а
      северная часть заходит за Северный Полярный
      круг,
    2. следовательно, на севере климат субарктический
      с холодной ветреной зимой и прохладным летом.

    3. Удалённость от Атлантики, т.е. ослабление
      влияния Атлантического океана, который снабжает
      материк влагой (умеренный морской воздух
      приносят циклоны). Здесь же на их пути Уральские
      горы.
    4. Западно-Сибирская равнина открыта ветрам
      Северного Ледовитого океана, следовательно
      арктический воздух проникает на юг, вызывая
      летом понижение температуры до заморозков, а на
      север легко продвигается сухой, тёплый воздух с
      Казахстана и Средней Азии.
    5. Зима в Западной Сибири холоднее, чем на Русской
      равнине, т.к. зимой над Монголией формируется
      мощный Сибирский антициклон, следовательно, его
      влияние сказывается на погоде Западной Сибири –
      морозная, сухая.

    Итак, климат равнины континентальный,
    достаточно суровый.

    Учитель.

    -

    Почему в Западной Сибири снега выпадает за
    зиму меньше, чем на Русской равнине, а толщина
    снежного покрова больше?

    Учащиеся.

    - В Западной Сибири не бывает оттепелей, снег
    выпадает осенью и не тает до весны, т.к. Атлантика
    не согревает зимой Сибирь.

    4 группа. Гидрологи.

    Задание.

  • Определите, к бассейну какого океана относятся
    реки Западной Сибири. Почему?
  • Самая крупная река Западной Сибири – Обь.
    Найдите истоки реки, её притоки.
  • Почему реки Западной Сибири имеют медленное
    течение?
  • Почему весной Обь разливается на десятки
    километров?
  • Найдите на карте крупное озеро Западной Сибири.
  • Укажите причины заболоченности равнины.
  • Сообщения учащихся.


    Вывод.

  • Реки Западной Сибири относятся к бассейну
    Северного Ледовитого океана , текут по
  • наклонной плоскости к северу.



  • Притоки Оби – Иртыш, Ишим, Тобол, Северная
    Сосьва.
  • Равнина плоская, уклон маленький, поэтому реки
    Западной Сибири имеют медленное течение.
  • Обь разливается весной на десятки километров,
    т.к. маленький уклон, замедлен сток,
  • реки текут на север, берега низкие.

  • Крупное озеро равнины – Чаны.
  • Причины заболоченности равнины:
    1. плоский рельеф;
    2. многолетняя мерзлота;
    3. торфяные почвы (удерживают влагу);
    4. низкие температуры (нет испарения);
    5. избыточное увлажнение;
    6. половодье на реках.

    5 группа. Биологи.

    Задание.

  • В чём особенности размещения природных зон на
    Западно-Сибирской равнине?
  • Как приспособились растения и животные к
    суровости климата?
  • Каковы особенности животных и растений тайги?
  • Что такое урманы?
  • В чём особенность лесостепи Западной Сибири?
  • Что такое гривы и колки ?
  • Перечислите основные природные зоны Западной
    Сибири.
  • Сообщения учащихся.

    Вывод.

    Отчётливо проявляется широтная зональность.

    III. Закрепление нового материала.

    Учитель.

    -

    А сейчас проверим, насколько прочно вы
    запомнили природные условия Западной Сибири.

    Попробуйте разгадать кроссворд.

  • Государство, с которым граничит Западная Сибирь
    на юге.
  • Река, название которой напоминает посуду.
  • Судоходная река Западной Сибири.
  • Море, омывающее северные берега равнины.
  • Что повлияло на рельеф равнины?
  • Отличительная черта этой природной зоны –
    суровость климата.
  • Самое большое озеро Западной Сибири среди
    безводья степей.
  • Часть света, в составе которой находится
    равнина.
  • Классический пример заболоченности Оби и
    Иртыша.
  • Песчаные гряды высотой от 3-х до 10 метров,
    покрытые сосновыми борами.
  • Город, возникший как острог и надолго ставший
    столицей Сибири.
  • Природный объект, перед которым заканчивается
    Западной Сибирь на востоке.
  • Горы, препятствующие проникновению на равнину
    воздушных масс с Атлантики.
  • Самая крупная река Западной Сибири.
  • IV. Подведение итога урока.



    Учитель.



    - Так какая же она – Западная Сибирь? Скажите
    кратко.

    Учащиеся.

    - низкая;

    - плоская;

    - сильно заболоченная;

    - аккумулятивная равнина;

    - на молодой палеозойской плите;

    - с континентальным климатом;

    - отчётливо выражена зональность;

    - с набором природных зон от тундры до степей;

    - с преобладанием по площади лесоболотной зоны.

    V. Домашнее задание.

    Сделать сравнительную характеристику
    природы Русской равнины и Западной Сибири в
    форме таблицы.

    На контурные карты нанести географические
    объекты, упоминаемые на уроке.




    Следующий: