Урок-презентация Структурные особенности экономики России

Цель: создать условия для понимания
структурных особенностей экономики России,
способствовать развитию внимания, умения
анализировать и делать выводы.

Задачи:

Познакомить с содержанием понятий
“экономика”, “отрасль”, “структура”.

  • Способствовать формированию умения работать с
    учебником, анализировать схемы и тематические
    карты, сравнивать и делать выводы.
  • Развивать умение слушать и кратко фиксировать
    необходимую информацию.
  • Оборудование:

    • Медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.
    • Презентация “Структурные
      особенности экономики России”.

    • Учебник.

    Тип урока:

    урок новых знаний.

    Форма урока:

    урок-лекция.

    ХОД УРОКА

    I. Мотивационно-целевой.

    Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики)
    России. А поэтому нам необходимо знать такие
    новые понятия, как “хозяйство”, “отрасль”,
    “структура”. Чтобы правильно управлять
    экономикой, нужно знать её структурные
    особенности. Основные вопросы мы рассмотрим в
    ходе работы с презентацией. Ваша задача не только
    внимательно слушать, но и зафиксировать основной
    материал лекции в тетради в виде записи
    определений, схем и рисунков. На работу отводится
    20 минут.

    II. Организационный.

    Учащиеся в тетрадь записывают тему урока и план
    лекции (слайд № 1, 2).

    Дальнейшая работа проходит по плану лекции:

    1. Что такое экономика? (Слайд № 3)

    2. Типы экономических систем? (Слайд № 4)

    - Вспомните основные типы экономических систем
    и заполните данную схему (все заполняют схему в
    тетради, а один — на интерактивной доске) А далее
    отвечают на поставленные вопросы.

    3. В истории России действовали различные
    экономические системы. Давайте выясним, как
    исторически изменялось соотношение
    взаимосвязанных экономических систем в России.
    (Слайд № 5 или рисунок 22 в учебнике на стр. 71)

    4. Всю социально-экономическую историю
    человечества можно разделить на три этапа.

    Доиндустриальный (аграрный).

    Большая часть
    трудоспособного населения занята в сельском
    хозяйстве (Россия в XIX в.).

    Индустриальный.

    Ведущей отраслью
    хозяйства является промышленность. (Развитые
    страны прошли этот этап в XIX веке и начале XX века.
    Россия сейчас находится на этом этапе развития.)

    Постиндустриальный

    . Этап развития, при
    котором ведущими отраслями являются наука,
    информатика, связь, сфера услуг. Этот этап у
    России в будущем. На каждом этапе господствовала
    определённая социальная группа населения.
    (Cлайды № 6–9). Один этап от другого отделяется
    революцией.

    5. Для географии особенно важен географический
    рисунок современного размещения и сочетания
    доиндустриальной, индустриальной и
    постиндустриальной экономики по районам России
    (Слайд № 10). Сведения о региональных различиях в
    экономике России важны для выработки правильной
    региональной политики.

    6. Знакомство с понятиями “структура” и
    “отрасль”. (Cлайд № 11)

    Виды структур: производственная и отраслевая.
    (Cлайд № 12–14)

    Функциональная структура и сектора экономики.
    (Cлайд № 15)

    Хозяйство также делят на 3 сектора:

    Первичный сектор

    экономики
    составляют охота и рыболовство, сельское
    хозяйство, лесное хозяйство (охрана и
    восстановление лесов), лесозаготовки,
    горнодобывающая промышленность.

    Вторичный сектор

    составляют
    обрабатывающие отрасли и строительство.

    Третичный сектор

    стал преобладающим в
    развитых странах. Это сфера непроизводственная -
    наука, финансовая сфера, информация, услуги.

    Науку и управление часто выделяют в четвертичный
    сектор хозяйства
    .
    В России до сих пор
    преобладающей отраслью является промышленность,
    ведущей сферой – производственная. Россия
    отстает в развитии экономики технологически. У
    нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е.
    обрабатывающая промышленность.

    7. Первичное закрепление материала по вопросам.
    (Cлайд № 16–17)

    III. Итоговый.

    Через работу с учебником организуется проверка
    и контроль знаний, полученных на уроке по
    заданиям: (за правильные ответы можно поставить
    оценки).

    1. Определите структуру экономики России в 1999
    году (по рис. 25, с. 74, учебник).

    Какие отрасли являются ведущими в
    производственной сфере? (Промышленность,
    торговля и общественное питание, сельское
    хозяйство.)

    Какие отрасли являются ведущими в
    непроизводственной сфере? (Народное
    образование, культура и искусство;
    здравоохранение; управление, финансы и кредит.)

    2. Определите, какие отрасли являются ведущими в
    стране? Почему эти отрасли являются ведущими?
    (Ведущей отраслью являются промышленность и
    строительство. В этих отраслях занято 30%
    населения. На втором месте стоят отрасли
    непроизводственной сферы — здравоохранение,
    образование, наука, культура, спорт — 20%. Структура
    хозяйства менялась в течение второй половины XX
    века. Так, доля занятых в промышленности росла с
    1940 г. по 1980 г., за счет уменьшения занятых в
    сельском хозяйстве, т. к. в России шел процесс
    индустриализации хозяйства. Увеличилась доля
    занятых в отраслях непроизводственной сферы с 7%
    в 1940 г. до 20%, что больше, чем в 1999 г. Главная
    причина (фактор) этих изменений – технический
    прогресс и связанные с ним изменения
    эффективности работы различных отраслей.)

    3. Определите, на каком этапе развития
    общества и экономики находится наш регион.

    - По табл. 3, с. 373 (приложения)
    определите ведущие отрасли промышленности в
    нашем регионе.

    - Какие регионы России имеют схожую с вашим
    регионом структуру хозяйства?

    - Сравните свой регион со средними данными по
    России в целом.

    4. Что является переходным этапом от одного
    этапа развития экономики к другому? (См. рис 23 в
    учебнике на стр. 72) (Промышленная революция, НТР
    - переход от индустриального этапа к
    постиндустриальному.)

    5. Какие районы России находятся на
    доиндустриальном этапе развития? (Калмыкия,
    Тыва, Эвенкийский АО, Чукотка.)

    На каком этапе развития экономики находятся
    Москва и Санкт-Петербург? (См. рисунок 24 в
    учебнике на стр. 73). (Постиндустриальный.)

    6. Назовите сектора экономики? (Первичный,
    вторичный, третичный, часто выделяют еще и
    четвертичный.)

    7. Какое влияние индустриализация хозяйства
    оказала на занятость работников. (Большая часть
    работников уехала из сельской местности в город,
    т.е. перешла из сельского хозяйства в
    промышленность.)

    IV. Домашнее задание:

    §13, вопросы на с. 75,
    вопросы 1–4.

    Индивидуальное задание: Составить сообщение о
    Н.Д.Кондратьеве.

    Следующий: