Урок-презентация по теме: Отражение света. Плоское зеркало. 9-й класс

ЦЕЛИ УРОКА:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие
отражения света, раскрыть сущность законов
отражения, объяснить видимую картину в плоском
зеркале.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ – продолжить учить детей
анализировать, выделять главное, обобщать,
объяснять понятия, доказывать на основе
эксперимента.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формирование любви к своему
краю, чувства гордости за него, развитие
эстетических гуманных отношений,
дисциплинированности, бережного отношение к
учебным пособиям, укрепление здоровья детей.

МЕТОДЫ УРОКА: деятельностное обучение
с использованием блочно-модульного,
частично-поискового и исследовательского
методов.

ТИП УРОКА: комбинированный.

Дидактическая цель урока: создание условий для
осознания и осмысления блока новой учебной
информации.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Оргмомент
  2. Компьютерная презентация урока (Приложение)
  3. Целепологание и мотивация
  4. Актуализация знаний учащихся
  5. Первичное усвоение знаний
  6. Осознание и осмысление учебной информации.
  7. Физкультминутка
  8. Первичное закрепление учебного материала
  9. Информация о домашнем задании
  10. Рефлексия (подведение итогов урока).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Свечи, стеклянная
пластинка, компьютер, плоские зеркала, карандаши,
транспортир, дидактический материал, выставка
книг по оптике.

ХОД УРОКА

1. Актуализация.

На прошлых уроках мы с Вами начали изучение
нового раздела физики “Оптика”.

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.

Что же изучает оптика? (Световые явления)

Прежде чем продолжить изучать световые
явления, мы вместе с Вами восхитимся вашими
глубокими познаниями по пройденной теме.

Проведем устный опрос. Вам необходимо назвать
на картинах художников, космонавтов и
фотографиях знаменитого норильского фотографа
Чин-Мо Цая источники света, определить вид
источника и в стихотворной форме воспеть его.

(Звучит музыка, Идет презентация кадров картин)

1. Апрель в тундре – фотография Чин-Мо Цая.

И.А.Бунин

Солнце уходит в далекие страны
В сумрак ночной, за леса и моря
В темных лесах засинели туманы,
В море горит золотая заря.

2. Звезды (картина космонавта Леонова)

Ф.Тютчев

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

3. “Веры тонкая свеча” картина К.Васильева

Б. Пастернак

Мело весь месяц в феврале
И то и дело,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

4. Молния

И.А. Бунин

Если ж молния вспыхнет, как пламя над горном
Раскрываются чащи в изломах неверных
Точно древние своды во храмах пещерных
В подземелье Перуна, высоком и черном.

5. Полярное Сияние над Диксоном. (Ещенко)

М.В. Ломоносов

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от Земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рожал пожар?

6. Картина А Куинджи “Лунная ночь на Днепре”

Является ли источником света Луна? (Нет.
Отраженный свет от Солнца).

2. Формирование новых знаний.

Свет по всем направлениям распространяется
одинаково. Мы его не видим. Почему свет
становится видимым, если в комнате пыль? Почему
мы видим окружающие нас тела? Над этой проблемой
мы и будем сегодня работать.

Тема урока: “Отражение света. Плоское
зеркало”.

Цели урока : вывести законы отражения,
дать понятия диффузного и зеркального отражений,
какое изображение получаем в плоском зеркале.

Что происходит со светом на границе раздела
двух сред? Например: воздух — стекло. (Часть
отражается, часть проникает внутрь второй среды
– преломляется)

Идет демонстрация.

Сегодня нас будет интересовать только
отражение света

Закрепление на доске по чертежу.

Выведем законы отражения.

(Идет фронтальный эксперимент. Учащиеся
самостоятельно формулируют законы отражения).

  1. угол падения равен углу отражения
  2. отраженный луч, падающий и перпендикуляр лежат
    в одной плоскости
  3. Свойство световых лучей — их обратимость.

Физкультминутка с зеркалами.

Выясним какие бывают отражения?

1. Диффузное дают матовые и шероховатые
поверхности. Они отражаются во всех
направлениях.

2. Зеркальное отражение дают полированные
поверхности. Отражение идет строго в
определенном направлении.

Подумайте и скажите благодаря какому отражению
мы с вами видим окружающие тела? (Диффузному.)

Можно ли решить проблему которую мы поставили в
начале урока?

Свет видим благодаря диффузному отражению от
пылинок.

Можем ли мы увидеть идеальную зеркальную
поверхность? (Нет).

Для человека важны оба вида отражения. Трудно
представить себе жизнь без зеркал. Первые
упоминания о зеркалах относятся к 1200 г до н.э.
Сделаны они были из сплава олова и бронзы. Этот
сплав называется спекуллумом и является
идеальным материалом для изготовления
высококачественных зеркал. Это литые, очень
дорогие зеркала. В практике мы используем
зеркала стеклянные.

Зная законы отражения можно объяснить
положение видимой картинки в плоском зеркале.

Фронтальные опыты с плоскими зеркалами и
выводы делают сами учащиеся.

  • Мнимое
  • Прямое,
  • Равное предмету,
  • расположено симметрично (опыт с зажженной
    свечой)
  • правое ———— левое

Применение.

  • Транспорт,
  • в военной технике (перископы)
  • зеркальные шкалы в измерительных приборах –
    гальванометрах, барометрах
  • Цирк (говорящая голова)

3. Формирование умений и навыков.

1. Угол падения увеличили на 15 . Угол отражения
(увеличился на 15)

2. Свет падает на поверхность под углом 60. Каким
будет угол падения (30)

3.Угол между падающим и отраженным лучом равен
40. Чему равен угол падения. (20)

4. Тест 5мин. Проверка на мониторе.

Домашнее задание: 31,32

Сделать модель перископа, Найти описание
фокуса “Говорящая голова”.

Приложение

Следующий: