Урок-презентация по теме Электромагнитная индукция


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,87 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



Цели урока:

  • Образовательные – раскрыть сущность
    явления электромагнитной индукции; разъяснить
    учащимся правило Ленца и научить их пользоваться
    им для определения направления индукционного
    тока; разъяснить закон электромагнитной
    индукции; научить учащихся производить расчет
    ЭДС индукции в простейших случаях.
  • Развивающие – развивать познавательный
    интерес учащихся, умение логически мыслить и
    обобщать. Развивать мотивы учения и интерес к
    физике. Развивать умение видеть связь между
    физикой и практикой.
  • Воспитательные – воспитывать любовь к
    ученическому труду, умение работать в
    группах. Воспитывать культуру публичных
    выступлений.

Оборудование:

  • Учебник «Физика – 11» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,
    В.М.Чаругин.
  • Сборник задач по физике 10-11. Г.Н. Степанова.
  • «Физика – 11». Поурочные планы к учебнику
    Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева. автор – составитель
    Г.В. Маркина.
  • В/м и видеоматериалы. Школьный физический
    эксперимент «Электромагнитная индукция»
    (разделы: «Примеры электромагнитной индукции»,
    «Правило Ленца», «Закон электромагнитной
    индукции»).
  • Компьютер и проектор.
  • Материал «Библиотека наглядных пособий».
  • Презентация к уроку.

План урока:


Этапы урока

Время
мин.

Методы и приемы

1. Организационный момент:

Введение
Исторические сведения

1
5

Сообщение учителем темы, целей и задач
урока. Слайд 1.
Жизнь и деятельность М.Фарадея. (Сообщение
учащегося). Слайды 2, 3, 4.

2. Объяснение нового материала

Определение
понятий «электромагнитная индукция»,
«индукционный ток». Введение понятия магнитного
потока. Связь магнитного потока с числом линий
индукции. Единицы магнитного потока. Правило
Э.Х.Ленца.

Изучение зависимости индукционного тока (и ЭДС
индукции) от числа витков в катушке и скорости
изменения магнитного потока.

Применение ЭМИ на практике.

6



5

6

6

3

1. Демонстрация опытов по ЭМИ, анализ
опытов, просмотр видеофрагмента «Примеры
электромагнитной индукции», Слайды 5, 6.

2. Беседа, просмотр презентации. Слайд 7.

3. Демонстрация справедливости правила Ленца.
Видеофрагмент «Правило Ленца». Слайды 8, 9.

4. Работа в тетрадях, выполнение рисунков,
работа с учебником.

5. Беседа. Эксперимент. Просмотр видеофрагмента
«Закон электромагнитной индукции». Просмотр
презентации. Слайды 10, 11.

6. Просмотр презентации Слайд 12.

3. Закрепление изученного материала 10 1. Решение задач № 1819,1821(1.3.5) (Сборник
задач по физике 10-11. Г.Н. Степанова)
4. Подведение итогов 2 2.Обобщение изученного материала
учащимися.
5. Домашнее задание 1 § 8-11 (учить), Р. №902(б,г,е),911 (письменно в
тетрадях)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Электрические и магнитные поля порождаются
одними и теми же источниками – электрическими
зарядами. Поэтому можно сделать предположение о
том, что между этими полями существует
определенная связь. Это предположение нашло
экспериментальное подтверждение в 1831 году в
опытах выдающегося английского физика М.
Фарадея, в которых он открыл явление
электромагнитной индукции. (слайд 1).

Эпиграф:

«Счастливая случайность
выпадает лишь на одну долю
подготовленного ума».

Л.Пастернак

2. Краткий исторический очерк о жизни и
деятельности М.Фарадея. (Сообщение учащегося).
(Слайды 2, 3).

II. Впервые явление, вызванное
переменным магнитным полем, наблюдал в 1831 году
М.Фарадей. Он решил проблему: может ли магнитное
поле вызывать появление электрического тока в
проводнике? (Слайд 4).

Электрический ток, рассуждал М.Фарадей, может
намагнитить кусок железа. Не может ли магнит, в
свою очередь, вызвать появление электрического
тока? Долгое время эту связь обнаружить не
удавалось. Трудно было додуматься до
главного, а именно: движущийся магнит, или
меняющееся магнитное поле, может возбудить
электрический ток в катушке. (Слайд 5).
(просмотр видеофрагмента «Примеры
электромагнитной индукции» [4]). (Слайд 6).

Вопросы:

  1. Как вы думаете, что приводит к возникновению
    электрического тока в катушке?
  2. Почему ток был кратковременным?
  3. Почему тока нет, когда магнит находится внутри
    катушки (Рисунок 1), когда не перемещается
    ползунок реостата (Рисунок 2), когда одна катушка
    перестает двигаться относительно другой?

Вывод: ток появляется при изменении
магнитного поля.

Явление электромагнитной индукции заключается
в возникновении электрического тока в
проводящем контуре, который либо покоится в
переменном во времени магнитном поле, либо
движется в постоянном магнитном поле таким
образом, что число линий магнитной индукции,
пронизывающих контур меняется.
В случае изменяющегося магнитного поля его
основная характеристика В – вектор магнитной
индукции может меняться по величине и
направлению. Но явление электромагнитной
индукции наблюдается и при магнитном поле с
постоянной В.

Вопрос: Что же при этом меняется?

Изменяется площадь, которую пронизывает
магнитное поле, т.е. изменяется число силовых
линий, которые пронизывают эту площадь.

Для характеристики магнитного поля в области
пространства вводят физическую величину – магнитный
поток – Ф
(Слайд 7).



Магнитным потоком Ф через поверхность
площадью S называют величину, равную
произведения модуля вектора магнитной индукции В
на площадь S и косинус угла между векторами В и n.

Ф = ВS cos

Произведение В cos = Вn представляет собой
проекцию вектора магнитной индукции на
нормаль n к плоскости контура.
Поэтому Ф = Вn S.

Единица магнитного потока – Вб (Вебер).

Магнитный поток в 1 вебер (Вб) создается
однородным магнитным полем с индукцией 1Тл через
поверхность площадью 1м2 , расположенную
перпендикулярно вектору магнитной индукции.
Главное в явлении электромагнитной индукции
состоит в порождении электрического поля
переменным магнитным полем. В замкнутой катушке
возникает ток, что и позволяет регистрировать
явление (Рисунок 1).
Возникающий индукционный ток того или иного
направления как-то взаимодействует с магнитом.
Катушка с проходящим по ней током подобно
магниту с двумя полюсами – северным и южным.
Направление индукционного тока определяет,
какой конец катушки выполняет роль северного
полюса. На основании закона сохранения энергии
можно предсказать, в каких случаях катушка будет
притягивать магнит, а в каких отталкивать.
Если магнит приближать к катушке, то в ней
появляется индукционный ток такого направления,
магнит обязательно отталкивается. Для сближения
магнита и катушки нужно совершить положительную
работу. Катушка становится подобной магниту,
обращенному одноименным полюсом к
приближающемуся к ней магниту. Одноименные
полюса отталкиваются. При удалении магнита
наоборот.

В первом случае магнитный поток увеличивается
(Рисунок 5), а во втором случае уменьшается. Причем
в первом случае линии индукции В/ магнитного
поля, созданного возникшим в катушке
индукционным током, выходят из верхнего конца
катушки, т.к. катушка отталкивает магнит, а во
втором случае входят в этот конец. Эти линии на
рисунке изображены более темным цветом. В первом
случае катушка с током аналогична магниту,
северный полюс которого находится сверху, а во
втором случае – снизу.
Аналогичные выводы можно сделать с помощью опыта
показанного на рисунке (Рисунок 6).

(Просмотр фрагмента «Правило Ленца») [4]

Вывод: Возникающий в замкнутом
контуре индукционный ток своим магнитным полем
противодействует тому изменению магнитного
потока, которым вызван. (Слайд 8).

Правило Ленца. Индукционный ток
всегда имеет такое направление, при котором
возникает противодействие причинам, его
породившим.

Алгоритм определения направления
индукционного тока
. (Слайд 9)

1. Определить направление линий индукции
внешнего поля В (выходят из N и входят в S).
2. Определить, увеличивается или уменьшается
магнитный поток через контур (если магнит
вдвигается в кольцо, то ∆Ф>0, если выдвигается, то
∆Ф<0).
3. Определить направление линий индукции
магнитного поля В′, созданного индукционным
током (если ∆Ф>0, то линии В и В′ направлены в
противоположные стороны; если ∆Ф<0, то линии В и
В′ сонаправлены).
4. Пользуясь правилом буравчика (правой руки),
определить направление индукционного тока.
Опыты Фарадея показали, что сила индукционного
тока в проводящем контуре пропорциональна
скорости изменения числа линий магнитной
индукции, пронизывающих поверхность,
ограниченную этим контуром. (Слайд 10).
При всяком изменении магнитного потока через
проводящий контур в этом контуре возникает
электрический ток.
ЭДС индукции в замкнутом контуре равна скорости
изменения магнитного потока через площадь,
ограниченную этим контуром.
Ток в контуре имеет положительное направление
при убывании внешнего магнитного потока.

(Просмотр фрагмента «Закон электромагнитной
индукции» [4])

(Слайд 11).

ЭДС электромагнитной индукции в замкнутом
контуре численно равна и противоположна по знаку
скорости изменения магнитного потока через
поверхность, ограниченную этим контуром.

Открытие электромагнитной индукции внесло
существенный вклад в техническую революцию и
послужило основой современной электротехники.
(Слайд 12).

III. Закрепление изученного

Решение задач № 1819, 1821(1.3.5)

(Сборник задач по физике 10-11. Г.Н. Степанова [2]).

IV. Домашнее задание:

§8-11[1] (учить), Р. № 902(б, г, е), № 911
(письменно в тетрадях) [5]

Список литературы:

  1. Учебник «Физика – 11» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,
    В.М.Чаругин
    .
  2. Сборник задач по физике 10-11. Г.Н. Степанова.
  3. «Физика – 11». Поурочные планы к учебнику
    Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева. автор-составитель Г.В.
    Маркина
    .
  4. В/м и видеоматериалы. Школьный физический
    эксперимент «Электромагнитная индукция»
    (разделы: «Примеры электромагнитной индукции»,
    «Правило Ленца», «Закон электромагнитной
    индукции»).
  5. Сборник задач по физике 10-11. А.П.Рымкевич.



Следующий: