Урок-презентация Что изучает физика. Некоторые физические термины

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
  2. Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
  3. Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя,
    физические явления, физическая величина, физический прибор.
  4. Выявить источники физических знаний.
  5. Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.

Оборудование: различные физические тела, часы, вольтметр, термометр,
барометр, электронная презентация «Что изучает физика», компьютер, проектор.

Методические приемы: лекция с применением ИКТ.

Ход урока

I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем.
Организационный момент.

II. Изучение нового теоретического материала. (лекция учителя)

Примечание: Объяснение нового материла сопровождается показом
презентации. (Приложение 1)

Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы начнем знакомство с новым для вас
предметом физикой. Узнаем ее роль как науки. Эту новую для вас науку вы будете
изучать до окончания школы.

Знакомство с физикой не заканчивается в школе. Есть специальные институты, в
которых готовят ученых-физиков. Но физика нужна не только ученым — она нужна
всем: рабочим, врачам, инженерам, конструкторам. Знание физики делает человека
более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями
природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины,
электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические
аппараты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику

Например, очки, телескопы, фотоаппараты и видеокамеры можно было сделать
только потому, что физики изучили, как распространяется свет в воздухе и стекле.
Конструирование и изготовление кораблей, самолетов, воздушных шаров основано на
знании закономерностей, которым подчиняются жидкости, газы и движущиеся в них
тела.

Без знания физики нельзя было бы сделать ни часы, ни телефон, ни пылесос, ни
телевизор, и мы были бы лишены многих полезных вещей, которые помогают нам
готовить и сохранять пищу, убирать квартиру, слушать музыку и т. д.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе
своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками,
чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало
возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных
материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и
сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте,
представителям, каких профессий нужны знания по физике?

Учащиеся: Необходимы знания по физике представителям всех ведущих
профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам,
военным и т.д.

Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли
любопытство к природе и пробовали объяснить наблюдаемые явления. Мы пытаемся
анализировать течение различных процессов, чтобы ответить на вопросы о том, как
они происходят; почему они происходят так, а не иначе; как должен действовать
человек, чтобы они не причинили ему вреда; и как можно использовать их на благо
человека.

Слово «физика» происходит от греческого слова physis, что значит «природа».
Таким образом, физика является наукой о природе. В русском языке слово
«физика» появилось благодаря великому русскому ученому Михаилу Васильевичу
Ломоносову.

Первыми физиками были древнегреческие философы, жившие еще до нашей эры.
Самым известным из них был Аристотель (384 – 322 до н.э.), именно он ввел в
научный обиход термин «физика».

Учитель: Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится
использовать специальные слова – термины. Объяснение сопровождается показом
некоторых физических тел, веществ, приборов и т.д. Как в «живую», так и на
слайде.

  • Физическое тело — это каждый окружающий нас предмет. (Ручка, груз
    на пружине, мел, солнце, автомобиль)
  • Вещество — это всё то, из чего состоят физические тела. (Вода,
    металл, пластмасса)
  • Материя — это всё то, что существует во Вселенной независимо от
    нашего сознания. (Небесные тела, растения, животные и др.)
  • Физические явления – это изменения, происходящие с физическими
    телами.
  • Физические величины — это измеряемые свойства тел или явлений.
  • Физические приборы – это специальные устройства, которые
    предназначены для измерения физических величин и проведения опытов. (Часы,
    барометр, вольтметр, термометр)

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают
особое место. К ним относятся:

  • Механические явления.
  • Электрические явления.
  • Магнитные явления.
  • Оптические явления.
  • Акустические явления.
  • Тепловые явления.
  • Атомные явления.

Рассмотрим примеры, относящие к этим явлениям:

  1. Механические явления: движение трамвая, движение дирижабля,
    применение рычага при строительстве, движение планет.
  2. Электрические явления: молния, газовый разряд эл. сварки, работа
    электронагревательных приборов, работа компьютерной техники, и т.д.
  3. Магнитные явления: действие магнитов, влияние Земли на стрелку
    компаса, поезд на магнитной подушке, и т.д.
  4. Оптические явления: горение свечи, радуга, солнечные и лунные
    затмения, дисперсия света.
  5. Акустические явления: сверхзвуковой самолет, звуковая волна,
    резонанс звука.
  6. Тепловые явления: таяние льда, работа теплового двигателя,
    вулканы, кипения воды, консервирование.
  7. Атомные явления: работа реактора, ядерная бомба, распад ядер.

На уроках физики мы научимся объяснять такие явления и научимся находить в
них закономерности. В этом и состоит главная задача физики.

Открыть физические законы, наблюдая различные явления, выявляя в них
закономерности, обобщая и сравнивая результаты.

Зная эти законы, мы можем объяснить причины многих явлений и процессов,
предсказать их развитие, но главное – использовать эти законы на благо человека.

Физическим законам подчиняется все, что существует во Вселенной.

Учитель: А связана ли физика с другими науками?

Ученики: Да. С биологией, химией, географией, астрономией и другими.

Учитель: Рассмотрим несколько занимательных опытов, объяснения которым
как раз и дает физика.

Видеофайлы можно скачать с сайта по ссылкам указанным к каждому рисунку на
слайдах 11, 15, 16.

III. Проверка усвоения изученного материала.

Теперь, ребята, предлагаю самостоятельно поработать. Вам выданы листы.
(Приложение 2)

Необходимо: (Приложение 3)

  1. Вписать номер слайда и номер рисунка у того явления, к которому этот
    рисунок относится. И вписать один – два своих примера.
  2. Из набора слов выбрать
  • Физическое тело.
  • Вещества.
  • Материя.
  • Физические явления.
  • Физическая величина.
  • Физический прибор.

IV. Домашнее задание.

§ 1-2 изучить, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В.
Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2002).

V. Рефлексия.

  • Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
  • Какие понятия должны запомнить?
  • Что понравилось на уроке? Почему?
  • Что не понравилось?

Следующий: