Урок – правовой всеобуч Конвенция о правах ребенка

Цели:

познакомить с
содержанием статей Конвенции о правах ребенка и
Всеобщей Декларации, прав человека; формировать
у учащихся понимание универсальности, всеобщего
характера тех прав, о которых говориться в
Декларации и Конвенции; Развивать навыки участия
в дискуссии, умение излагать собственную
позицию, умение выслушать и принять во внимание
позицию других.

Ход урока

(Приложение)

Учитель:

  • Еще в древние времена у людей возникла
    необходимость отстаивать свои права. Право
    древний человек отстаивал силой. Слабый не имел
    никаких прав, если не имел заступника, желающего
    отстоять его право на собственность и жизнь. Не
    так-то быстро люди поняли, что заступником может
    быть государство. Как только появилось
    государство, у слабых и обиженных появился
    могущественный заступник. О правах человека
    стали задумываться еще в Древней Греции, где еще
    в 7 в. до н.э. с тех пор прошло много времени,
    появилось много новых проблем: расизм, геноцид,
    массовые миграции населения, связанные с войнами
    и нарушениями человеческих свобод, вымирание
    целых наций, народностей, техногенные и
    экологические катастрофы. С особой тревогой
    мировая общественность заговорила о
    безопасности после второй мировой войны, унесшей
    миллионы человеческих жизней. Нужно было
    придумать что-то такое, что было бы посильнее
    государства. Миссию такого защитника взяла на
    себя международная организация ООН.
  • ООН основана в 1945 году, штаб
    квартира находится в Нью-Йорке. Ее задачи
    определены уставом ООН : “Поддерживать
    международный мир и безопасность и для этой цели
    принимать эффективные меры по предотвращению
    угрозы миру…”

    ООН заботиться и правах
    детей. Необходимость особой защиты ребенка была
    предусмотрена в Женевской декларации прав
    ребенка 1924г. И декларации о правах ребенка,
    принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959г.
    Далее ООН признала необходимым разработать
    специальный документ по правам ребенка. Сложная
    работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989
    г
    Конвенция о правах ребенка одобрена
    Генеральной Ассамблеей ООН. 15 Сентября 1990года
    Конвенция вступила в силу на всей территории
    СССР.

    В соответствии с этим
    международным документом Россия приняла на себя
    многочисленные обязательства по обеспечению
    прав ребенка.

  • Конвенция рассматривает ребенка как
    самостоятельную личность, наделенную правами и
    способную в той или иной степени к
    самостоятельному их осуществлению и защите.
  • Согласно определению, данному
    в Конвенции ( ст.1),

    “ ребенком является
    каждое человеческое существо до достижении
    18-летнего возраста”(Приложение1)

    Каждый ребенок имеет право на
    жизнь (ст.6)

    С момента рождения ребенок
    имеет право на имя и на приобретение гражданства
    (ст.7)

    Ребенок имеет право свободно
    выражать свое мнение (ст13.)



    Ребенок имеет право на
    свободу мысли, совести и религии (ст.14)

    Ни один ребенок не может быть
    объектом произвольного или незаконного
    вмешательства в осуществлении его права на
    личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность
    жилища или тайну корреспонденции, или
    незаконного посягательства на его честь и
    репутацию (ст.16)

    Ребенок имеет право на
    образование ( ст.28)

    Государства – участники
    Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не
    был подвергнут пыткам или другим жестоким,
    бесчеловечным или унижающим достоинство видам
    обращения и наказания (ст.37)

    Каждый ребенок имеет право на
    отдых и досуг (ст.31)

  • Литературно-правовая викторина.
  • 1.Мачеха с утра до ночи
    заставляет Золушку трудиться. Несчастной
    девочке запрещено участвовать в играх и забавах
    ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена,
    если бы подобное проходило в наши дни?

    (Статья 31, признающая право
    ребенка на отдых и досуг, право участвовать в
    играх и развлекательных мероприятиях,
    соответствующих его возрасту, свободно
    участвовать в культурной жизни и заниматься
    искусством)

    2.Имеет ли право такой мальчик,
    как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как
    Гекльбери Финн?

    ( во времена Марка Твена такая
    дружба была вопиющим нарушением общественной
    морали, но сейчас Конвенцией признается право
    ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных
    собраний. Ст.15)

    3.Является ли Маугли, живущий в
    лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим
    равные права?

    (Согласно Конвенции, Ребенком
    является каждое Человеческое существо до
    достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

    4. Опекун всемирно известного
    Гарри Поттера перехватывает и читает письма,
    адресованные мальчику. Какую статью конвенции он
    нарушает?

    (Ст.16. Она гласит: “Ни один
    ребенок не может быть объектом произвольного или
    незаконного вмешательства в осуществление его
    права на личную жизнь, семейную жизнь,
    неприкосновенность жилища или тайну
    корреспонденции, или незаконного посягательства
    на его честь и репутацию”)

    5. Баба Яга уносит братца
    Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять
    земель в тридесятое царство

    (Ст11 Конвеции предусматривает
    принятие мер для борьбы с незаконным
    перемещением и невозвращением детей из-за
    границы. Здесь нарушается ст. и 16, выдержка из
    которой цитировалась ранее)

    Зная свои права никогда не
    забывайте, что другие люди тоже имеют такие же
    права, следуйте этим правилам в своей
    повседневной жизни, но помните, что у людей
    помимо прав и свобод есть еще и обязанности.

    Самая главная обязанность:
    “Вести себя так, чтобы не вредить другому
    человеку”.




    Следующий: