Урок-практикум в 6-м классе Определение расстояний, направлений и географических координат по карте

Цели:

  • развивать и закреплять умение определять географические координаты,
    направления и расстояния по глобусу и карте;
  • называть определения: широта, долгота, параллель, меридиан;
  • выполнить практическую программную работу;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование:

глобусы, карты полушарий, физическая карта России,
раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня мы совершим путешествие по глобусу и карте. В этом путешествии мы
проверим свои знания и умения по теме “Географические координаты”. В том
путешествии нам встретятся сложные вопросы и задания. Для успешного их решения
нам необходимо разделиться на две команды. Одна команда будет называться
“Параллель”, а вторая – “Меридиан”.

2. Практическая часть.

Задание 1. “Разминка”

– каждой команде поочередно задаются вопросы, за
каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

П) Линии, условно проведенные по поверхности Земли, соединяющие Северный и
южный полюса – это: экватор, меридиан, параллель.
М) Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли,
перпендикулярно оси ее вращения, это: экватор, меридиан, параллель.
П) Какой меридиан является продолжением нулевого: 20° в.д., 50° в.д., 180° ?
М) Продолжением меридиана 30° в.д. в Западном полушарии является: 30° з.д., 70° з.д.,
150° з.д.
П) Может ли быть широта равной 95 с.ш.? Да или нет.
М) Может ли быть долгота равной 183° в.д.? Да или нет.
П) Какую широту имеет северный полюс: 90° с.ш. или 0° с.ш.?
М) Какую широту имеет экватор: 90° с.ш. или 0° с.ш.?

Задание 2. “Найди соответствие” – по 2 балла
за правильный ответ.

П) 1) 29° с.ш. 89° з.д.
2) 14° с.ш. 13° в.д.
а) оз. Чад
б) г.Эверест
в) о. Пасхи
г) устье р. Миссипи
М) 1) 2° ю.ш. 78° з.д.
2) 32° ю.ш. 19° в.д.
а) г. Кейптаун
б) пик Коммунизма
в) влк. Котопахи
г) оз. Эйр

Задание 3. “Кто быстрее?”

– ученики, пользуясь картами атласа, определяют
географические координаты точек и находят на карте точки по координатам. За
каждый правильный ответ 1 балл.

Карточка команды “Параллель”.

Географическая широта Географическая долгота Объект
1 18° ю.ш. 2б° в.д.
2 34° ю.ш. 155° в.д.
3 41° с.ш. 16° в.д.
4 Москва
5 Мехико
6 о.Святой Елены



Ответы:

Водопад Вктория, Сидней, влк. Везувий, 56°
с.ш. 38° в.д. 19°
с.ш. 100° з.д. 17°
ю.ш. 5° з.д.

Карточка команды “Меридиан”.

Географическая широта Географическая долгота Объект
1 38°
с.ш.
122°
з.д.
2 36°
с.ш.
140°
в.д.
3 62°
с.ш.
130°
в.д.
4 Пекин
5 Влк. Килиманджаро
6 г.Рио-де-Жанейро

Ответы:

Сан-Франциско, Токио, Якутск, 40° с.ш. 117° в.д., 4 ° ю.ш.
3 ° в.д., 23°
ю.ш. 43° з.д.

Задание 4.“Обозначьте на контурной карте объекты” –

по 3 балла.

П) На большом острове, центральная часть которого расположена на 19° ю.ш. и
47° в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны с длиной тела всего лишь 12 см.
По карте или глобусу определите, какой это остров, подпишите на контурной карте.
(Мадагаскар.)

М) По радио сообщили, что на 70° с.ш. и 50° в.д. обнаружен затонувший
корабль. Обозначьте на контурной карте крестиком место, куда надо отправить
экспедицию для подъема корабля.

П) В тайге на 58° с.ш. и 90° в.д. возник пожар. Для его тушения были вызваны
самолеты из города, расположенного на 56° с.ш и 93° в.д. Обозначьте место пожара
точкой, город – кружочком, а направление самолетов
от города к месту пожара -стрелкой.

М) Самолет, направлявшийся из Англии в Америку, упал в море на 30° с.ш. и 70° з.д.
Летчик в резиновой лодке плыл на северо-восток и был подобран кораблем на
36° с.ш. и 50° з.д. Обозначьте место падения самолета на контурной карте
крестиком, путь летчика в лодке – пунктиром, а место встречи – кружочком.

Задание 5.

“Взаимопроверка” – команды обмениваются карточками с
заданиями, подготовленными дома. Учитель определяет время 5 минут, после чего
команды меняются карточками для взаимопроверки.

3. Подведение итогов.

(Подсчет баллов и выставление оценок.)




Следующий: