Урок-практикум: Сравнительная характеристика лесного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа и России

Комбинированный модульный урок.

Комплексная дидактическая цель

:

  • знать: особенности развития лесного
    комплекса ХМАО и России;
  • понять: систематизация лесного комплекса;
  • уметь: анализировать тематические карты
    атласа и учебника.

Интегрирующая цель

:

  • усвоить: понятие “комплекс”, “проблемы
    комплекса”, особенности лесного комплекса и его
    размещение, “отрасли”.
  • развить: общеучебные и специальные навыки;
  • выделить: главное, определять причины,
    составлять схемы; работать в паре, группе;
    развить самоконтроль, память.

Оборудовани

е: карта Ханты-Мансийского
округа, атлас России, модуль № 1, 2, 3; учебник ХМАО
схемы №1, 2, 3;

Номенклатура

: комплекс, отрасли
промышленности, лесистость, состав лесов,
основные древесные породы, лесовосстановление,
лесопользование.

Ход урока

І этап. Организационный этап.

Вступление учителя (2-3 мин.)

1. Наш урок практикум посвящен лесному
комплексу ХМАО и России, поэтому мы сегодня будем
выяснять особенности его развития, размещения,
сравнивать лесной комплекс ХМАО и России, делать
выводы.

Работать по атласам и учебникам, определять
главное, причины, составлять схемы, работать в
парах, группе.

2. Откройте свои тетради и запишите число.

ІІ этап. Изучение нового материала (10мин.)

1. Лекция. (Учащиеся составляют краткий
конспект)

Комплекс – это совокупность отраслей,
производящих определенную продукцию.

Лесной комплекс ХМАО (Схема №1) включает те же
отрасли плюс еще один – это целлюлозно-бумажная
отрасль.

Состав лесного комплекса ХМАО

  • лесозаготовка
  • механическая обработка
  • лесохимия

Лесной комплекс России (схема № 2) включает те
же отрасли плюс еще одна целлюлозно-бумажная
отрасль.

Состав лесного комплекса России

  • лесозаготовка
  • механическая обработка
  • лесохимия
  • целлюлозно-бумажная отрасль

Отрасль - это совокупность предприятий,
производящих однородную продукцию.

- Что же включает каждая из отраслей лесного
комплекса?

1. Заготовка древесины в ХМАО

.

Расчетные лесосеки по главному пользованию
лесом имеют в основании принцип длительного
пользования лесом в относительно стабильном
объеме и недопущения перестойных насаждений

В 2002 году вырублено 2636 тысяч м3 древесины
в ХМАО. Объем заготовки древесины уменьшился по
сравнению с 2001 годом на 3 %.

Общий объем заготовок древесины в России
составлял в 2002 году – 65 млн. м3.

Наибольшие объемы заготовок по-прежнему на
Европейском Севере и в Восточной Сибири,
Иркутске и Архангельской областях.

2. Механическая обработка.

Лесопиление, производство сборных деревянных
домов, мебели, фанеры, древесно-волокнистых и
древесно-стружечных плит, шпалы, столярные
изделия, деревянная тара, половая доска и др.

3. Лесохимия.

Химическая промышленность работает на
древесном сырье (сырье живица (смола), где
производят скипидар и канифоль).

На территории округа нет целлюлозно-бумажной
промышленности и первостепенная задача – в
перспективе создать такую промышленность.

А в России целлюлозно-бумажная промышленность
развита на Европейском Севере и дает более
половины целлюлозы (Архангельская и Иркутская
Области). Производство бумаги сосредоточенно в
северных районах Европейской части России (Коми,
Карелия, Нижегородская область).

Самая острая проблема лесного комплекса –
неполное использование древесины. Другие –
истощение лесов, много перестойных лесов
(труднодоступные), лесные пожары.

И главное – это сырьевая база округа и России
(схема № 3)

Сырьевая база

  • Природные ресурсы отходы
  • Природные ресурсы: древесина, смола, травы,
    ягоды, хвоя.
  • Отходы производства: хвоя, стружка, ветви
    деревьев и др.

Итак, лесной комплекс ХМАО от России отличается
отсутствием целлюлозно-бумажной промышленности,
и слабым развитием лесохимии. Много проблем:
экологических, экономических, социальных.

Вопрос:

Какие проблемы в лесном комплексе ХМАО?

Учащиеся отвечают.

ІІІ этап. Работа с модулями.


УЭ-1

Цель

: определить уровень знаний по данной
теме.

Индивидуальная работа (7 мин., письменно, устно).


Задания баллы
1. а) сформулируйте понятие “комплекс”,
“отрасль”

б) перечислите отрасли лесного
комплекса ХМАО, России; установите отличие.

в) перечислите виды сырья и готовую продукцию,
необходимую для лесного комплекса ХМАО, и России

2. Проверьте свою работу по приложению к
УЭ -1
3. Оцените свою работу по критериям:
  • “5” — нет ошибок
  • “4” — 1 ошибка
  • “3” — 2 ошибки
  • “2” — 3 и более ошибок
4. Проставьте оценку в модуле
5. Обсудите результаты работы с учителем
6. Переходите к модулю №2

УЭ-2

Цель:

усвоить знания по теме ; развить
общеучебные и специальные умения и навыки.

Работа в паре


Задания Баллы
1. Используя карту учебника ХМАО с. 139 и
атлас России с.15

Определите районы интенсивных
лесозаготовок

2. Определите районы перспективных
лесозаготовок
3. Определите основные направления
потоков лесных грузов
4. Проверить свою работу по приложению к
УЭ -2
5. Внести дополнения и изменения в свою
работу
6. Оцените свою работу:
  • “5” — все нормально
  • “4” — внес изменения
  • “3” — внес много изменений
  • “2” — все исправил

УЭ-3

Цель

: проверить полноту и качество
полученных знаний.

Индивидуальная работа (6 мин)


Задания (тест) Баллы
1. Определите соответствие отраслей
лесной промышленности и факторов размещения
(стрелками)

1. Лесозаготовка а) у источников сырья;

б) у дешевой
энергии и воды;

в) на транспортных путях;

г) возле потребителя

2. Лесопиление
3. Производство ДВП и ДСП
4. Производство спичек
5. Производство бумаги
6. Мебельная промышленность

2. Отметьте правильный ответ

1. По уровню
запасов древесины Россия занимает:

а) I место

б) II место

в) III место

г) VI место

2. Наиболлшие объемы заготовки древесины
ведутся:

а) в Восточной Сибири

б) на Урале

в) ХМАО

г) на Европейском Севере

д) в Центральной России

3. Крупнейшие целлюлозно-бумажные
комбинаты расположены в:

а) Анадыре;

б) Архангельске;

в) Братске;

г) Владивосток;

д) Ухте;

4. Установите соответствие (стрелками)

1) совокупность отраслей, производящих а) отрасль
2) совокупность предприятий, производящих
определенную продукцию
б) комплекс определенную продукцию

5. Проверьте свою работу по УЭ -3
6. Оцените свою работу:
  • 11-12 баллов — “5”
  • 10-8 баллов — “4”
  • 7-5 баллов — “3”
  • Меньше 5 баллов “2”

ІV этап. Подведение итогов урока

1. Учитель задает вопросы.

  • Какие знания вы уносите с урока?
  • Какие замечания к себе?
  • Какие пожелания!?
  • Какую оценку ставите себе?

2. Учитель предлагает вложить модули в тетради и
сдать.

3.Учитель заканчивает урок известными словами

“При наших природных ресурсах – водных,
земельных, лесных, минеральных, энергетических, -
если бы мы все эти ресурсы по-настоящему
научились использовать надлежащим образом, ни
одна страна в мире никогда не угналась бы за нами
в экономическом развитии!”

Приложение

Следующий: