Урок-практикум с использованием ИКТ Реки – артерии Земли. 6-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,45 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В тематическом и поурочном планировании «
География. Гидросфера. 6 класс» необходимо
провести 4 практические работы, тогда как на
изучение темы отводится всего 5 часов. Так как в 6
классе формируются базовые географические
знания и умения, то очень сложно соотнести
количество отведенных часов на изучение и
формирование умений и навыков. Поэтому, я
предлагаю презентацию урока-практикума, на
котором поэтапно учащиеся добывают новые знания,
через выполнение обучающей практической работы
на контурной карте. Данная практическая работа
эффективна тем, что развивает умение работать с
картами атласа, учащиеся выполняют задания в
группах и вступают в контакт друг с другом,
помогая и корректируя работу группы. Кроме этого,
при проведении данной работы преследуется цель,
направленная на выполнение домашней
практической работы по выполненному образцу на
уроке с помощью плана, который создается по мере
выполнения практической работы на уроке.

А так же, при огромном количестве программных
практических работ, необходимо учитывать, что
география в 6 классе – это «азбука школьной
географии», способствующая развитию
познавательного интереса к предмету. Поэтому
развитие мотивации изучения географии,
формирование практических умений и способов
деятельности, применение их в повседневной жизни
являются важными педагогическими задачами
учителя на современном этапе. И чем
разнообразнее будет подход к выполнению
практических работ, тем интереснее будет
процесс добывания знаний у учащихся.

Цель урока: познакомить с понятием
«река» как составная часть воды суши.

Задачи:

  • Образовательные:
    • узнать, что такое река и ее части;
    • учить находить географические объекты на карте;
    • учить применяют географические координаты для
      определения истока и устья изучаемых рек на
      географических картах;
    • научить работать с контурной картой для
      обозначения изучаемых рек;
    • сформировать понимание значения рек в природе и
      жизни человека.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес;
    • научить выделять главную мысль, пересказывать,
      обобщать.
  • Воспитательные:
    • научить работать в группах.

Планируемый результат: каждый
учащийся выполняет обучающую практическую
работу «Обозначение на контурной карте
крупнейших рек» и одновременно готовятся к
выполнению итоговой практической работе
«Описание реки по плану», которую необходимо
будет выполнить дома.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе. Взаимное
приветствие, комплектование групп.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Мы продолжаем изучать тему
«Гидросфера». Для определения темы урока
предлагаю группам отгадать загадки:

1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.

4. С горы пришла,
В море ушла.

5. Я начинаюсь с ручейка,
Теку сквозь страны и века,
Дорогу к морю находя,
Ты знаешь, что такое я?

6. Я – часть тебя,
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною,
Крутые берега, играя, мыть.

Учащиеся отгадывают загадки.

Учитель: О чем эти загадки? Назовите
тему урока.

Учащиеся называют тему урока и ставят перед
собой цели урока. Учитель записывает тему
урока на доске и обращает внимание на то, что
сегодня урок-практикум.

– В ходе урока мы будем выполнять задания
практической работы «Обозначение крупнейших рек
мира» и одновременно готовиться к
практической работе «Описание реки по плану»,
которую нужно будет сделать дома.

III Изучение нового материала

Слайды 3-4



– Какое значение имеют реки для человека? Вам
знакомо это место на снимке? На какой реке
расположен наш город? Что вы еще знаете о реке?
Какие еще реки Нижегородской области вы знаете?
Как используют реки?

Слайд 5

– Что такое река?

Слайд 6

– Что такое исток? Определить истоки
предложенных рек, отметить их на к/к.

Слайд 7

– Что такое устье? Определить устье
предложенных рек, отметить на к/к

Слайд 8

– Что такое русло?

Слайд 9

– Что такое притоки? Как можно определить:
какой приток левый, а какой – правый?

Слайд 10

– Речная система – это …
– Подписать притоки рек.

Слайд 11

– Бассейн реки – это …
– Отметить бассейны рек, от истока до устья
синим цветом.

Слайд 12

– Что такое водораздел? Подписать формы
рельефа, которые служат водораздела между
реками.

Слайды 13-14

– Питание рек. Все реки имеют смешанный тип
питания.

Задание: из списка выберите реки со
смешанным питанием, только с дождевым питанием:
Миссисипи, Амазонка, Обь, Амур, Енисей, Нил, Волга,
Конго, Лена; подчеркните на к/к одной чертой –
смешанный тип питания, двумя- дождевой тип
питания.

Слайд 15

«Правила», по которым живет река. Работа с
учебником, стр. 119-120.



1. Что такое режим реки? От чего зависит? (1
группа)
2. Кратковременный подъем уровня воды …? К каким
последствиям может это привести? (2 группа)
3. Продолжительный подъем уровня воды …? Когда
происходит? Может ли сопровождаться стихийным
явлением ? (3 группа)
4. Уровень воды снижается и вода не выходит из
русла …? Когда это происходит? Как вы думаете на
реках нашей области в это лето наблюдался это
процесс? (4 группа)
Определить в какое время года будет половодье на
реках, которые указанны в карточках, на к/к
написать словами.

Слайд 16

По отрывкам из стихотворений, узнать о какой
реке идет речь: горной или равнинной. [Приложение
1
]

IV. Подведение итогов

Слайды 17-18

– Закрепление изученного материала.
– Учащимся предлагается через слайды проверить
выполнение работы на контурной карте друг у
друга.

V. Информация о домашнем задании

Слайды 19-20

Информация о выполнении домашнего задания [Приложение 2]




Следующий: