Урок-практикум по теме Физико-географическое положение Южной Америки

Цель урока:

1. Продолжить формирование  приема составления
характеристики физико-географического  положения материка с самостоятельным
выбором карт нужного содержания и их   анализа.

2. Совершенствование умений работать с градусной сетью
карты,  и с контурной картой.

3. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества и
ответственности за свою работу и работу группы.

Оборудование:

  • физическая карта мира,
  • физическая карта Южной Америки,
  • раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие к третьему южному
материку. Он занимает четвёртое место по площади среди всех континентов Земли и
второе среди южных материков. Площадь этого материка составляет 17,8 млн.кв.км.
Если внимательно посмотреть на карту, то этот материк похож на огромный
треугольник, гроздь винограда, а быть может и православный крест.

 - Как вы думаете, о каком материке идёт речь? (Южная
Америка).

Южная Америка значительно удалена от других материков, кроме
Северной Америки и Антарктиды. С Северной Америкой она образует единую часть
света – Америку, с которой она соединена узким Панамским перешейком. От
Антарктиды она отделена самым большим проливом Дрейка. Южную Америку называют
материком рекордов, а мы знаем, что все рекорды занесены в Книгу рекордов
Гиннеса. Давайте и мы попробуем составить книгу рекордов Южной Америки.

2. ЗАДАНИЕ: Используя карты атласа, физической карты Южной
Америки заполните таблицу

НОМИНАЦИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

Самая длинная горная страна, км.

Самая высокая вершина Западного полушария и Южной Америки,
м

Самая большая низменность

Самая длинная полноводная река, км

Самый высокий вулкан, м

Самое высокогорное озеро

Самый высокий водопад, м

3. Дифференцированная  групповая работа.

Теперь мы отправимся в путешествие вдоль берегов Южной
Америки. Для этого мы разделимся на три команды. Каждая команда получит путевой
лист, в котором определён план действий каждой команды. К путевому листу каждой
команды прилагаются  маршрутные листы и набор карточек географического конструктора,
клеящий карандаш. Отвечая на вопросы путевого листа, выберите необходимые для
ответа карточки и наклейте их на маршрутный лист. Результатом вашей работы
будет заполненный маршрутный лист, на котором будут отмечены необходимые
географические объекты.

Путевой лист №1

ЗАДАНИЕ.  Используя карты атласа, определите положение
материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану).



1. Выясните положение Южной Америки по отношению к экватору
– пересекает ли

материк линия экватора или нет? Если пересекает, то в какой
части? Определите,

в каких  полушариях расположен материк – в северном или
южном? На   контурной

карте маршрутного листа Южная Америка выделите линию
экватора и подпишите полушария.

2. Определите крайнюю северную и южную точку материка и
обозначьте их на контурной карте маршрутного листа.

3. Определите положение материка по отношению к нулевому
меридиану – пересекает ли нулевой меридиан или нет? Если пересекает, то в какой
части материка. Определите крайнюю западную и восточную точку материка и
обозначьте их на контурной карте маршрутного листа.

4. Какие океаны омывают материк Южная Америка, расположите и
подпишите их на контурной карте маршрутного листа.

5. Сделайте вывод о том, в каких трёх полушариях расположен
материк Южная Америка. В каком полушарии северном или южном расположена большая
часть материка?

Путевой лист №2

ЦЕЛЬ.  Используя карты атласа, определите положение
материка относительно других материков
.

1. Какие материки расположены по близости с Южной Америкой,
в каком направлении они расположены от материка, как отделяются они от Южной
Америки?

2. В маршрутном  листе  используя карточки конструктора 
наклейте каналы и проливы, которые разделяют Южную Америку с другими материками.

3. Определите, какие океаны, моря, заливы, проливы омывают
берега Южной Америки. Используя карточки конструктора  наклейте их на
маршрутном  листе.

4. Найдите крупные острова у берегов материка Южная Америка
и  используя карточки конструктора на контурной карте маршрутного листа и
наклейте  их.

5. Определите характер береговой линии Южной Америки:  сильно
 изрезаны берега (много островов, полуостровов, заливов, проливов), или слабо
(мало островов, полуостровов, заливов, проливов).

Путевой лист №3

ЦЕЛЬ.  Используя карты атласа, определите крайние точки
материка, протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток, сделайте
вывод о природе материка.

1. Определите крайние точки материка, соберите цепочку МЫС –
КООРДИНАТЫ, используя карточки конструктора,  и наклейте их на маршрутный лист.

2. Вычислите протяжённость материка в километрах по экватору
и 70 з.д. Подпишите результат на маршрутном листе.

3. В каких полушариях расположена Южная Америка?

4. Зная широтное расположение материка, сделайте вывод о его
природе.

IV. Отчёт групп

Используя составленный маршрутный лист,  результаты
наносятся на настенную контурную карту. Учащиеся информацию переносят в свои
контурные карты.

V. Подведение итогов

Приложение.




Следующий: