Урок-практикум по географии. Тема: Сравнение природных зон по 40-й параллели в Европе и Северной Америке

Цели урока:

Дидактический аспект: сформировать знания о
причинах, влияющих на чередование природных зон
в Евразии на репродуктивном и частично-поисковом
уровнях.

Развивающий аспект: развивать умение
сравнивать через с равнение расположения
природных зон в Евразии и Северной Америке по 40-й
параллели.

Воспитательный аспект: воспитывать
коммуникативные способности через работу в
группах.

Методы обучения: словесный,
фронтальный, графических упражнений; по
характеру познавательной деятельности –
объяснительно–иллюстративный, репродуктивный,
частично– поисковый.

Оборудование: физическая карта
полушарий, карта географических поясов и
природных зон мира; план проведения практической
работы; карточки – инструкции; лист – схема для
отчёта по практической работе для каждого
обучающегося; макеты условных знаков для
обозначения природных зон при демонстрации на
доске; атласы для 7 класса.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Структура
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Примечание

1

Организационный
момент

Приветствует обучающихся,
предлагает школьникам занять своё место в
группе, проверить готовность к работе в группе.
Приветствует учителя.

Рассаживаются
по творческим группам (8-9 человек), проверяют
готовность к уроку.

Затраченное
время – 1?.

2

Целеполагание и
мотивация

Поясняет, что в ходе
работы необходимо ответить на вопросы,
записанные на доске:

1. Какие

природные зоны Евразии на 40-й параллели
отсутствуют на этой же широте в Северной Америке
и наоборот?

2. В чём вы видите главные причины различия в
расположении природных зон на данных материках?

Определяют для себя объём
работы, прогнозируют возможный результат своей
деятельности.

Затраченное
время –

2-3?.

3.

Актуализация знаний Задаёт вопросы, помогающие
включиться в работу:

1. В чём заключаются
особенности географического положения Евразии?

2. Какие факторы влияют на формирование
природной зоны?

Отвечают на вопросы
учителя.
Затраченное время – 2?.

4.

Ход урока 1. Организует
самостоятельную работу.

2. Выдаёт пакеты с
заданиями для групп (смотри приложение № 1).

3. Напоминает, что школьники имеют право
обратиться к учителю с вопросами по содержанию
работы или по её организации.

Уточняет время самостоятельной работы 7 – 10
минут.

4. Через отведённое на самостоятельную работу
время учащимися предлагается отчитаться о
работе в группах, оформляя на доске результаты
своей работы, используя макеты условных знаков и
магниты.

5. Уточняет время для отчёта каждой группы – не
более 5 минут.

1. Получают задание на
группу.

2. Читают задание, формулируют цель своей
работы: выписать и сравнить природные зоны
Евразии и Северной Америки.

3. Задают учителю вопросы уточняющего
характера, выполняют работу в группах, оформляя
её на листах – схемах практической работы
(смотри приложение №2) и готовят отчёты.

4. Формируют группу для отчёта и защищают
проделанную работу у доски.

5. Заполняют ЛОС на рабочих листах (для учащихся
других групп) по образцу на доске.

Затраченное время – 7-10?.

Затраченное время – 12-15?.

5.

Заключение урока 1. Возвращает учащихся к
началу урока, когда были поставлены вопросы ко
всему уроку.

2. Просит записать ответ на вопрос, заданный в
начале урока: “В чём вы видите главные причины
различия в расположении природных зон на данных
материках?”

Предлагают свои варианты
ответов и записывают их в листах – отчётах:

1.В
Евразии на широте 40?с.ш. нет природных зон
смешанных и широколиственных лесов и зоны тайги.
В Северной Америке нет природной зоны переменно
– влажных муссонных лесов.

2. Сравнив чередование природных зон вдоль 40
–ой параллели можем сказать, что на размещение
природных зон в Евразии и Северной Америке
наиболее влияет постоянный ветер — западный
перенос, в Евразии дополнительно на востоке –
муссон.

В Евразии больше зона пустынь в центре материка
из – за большой протяжённости с запада на восток,
с уменьшением влияния Атлантического океана; на
востоке материка под влиянием Муссонного типа
климата формируется переменно – влажные леса.

Затраченное время – 8?.

6.

Домашнее задание Задаёт задание на дом: § 73
учебник Крыловой О.В. “Материки и океаны”,
нанести на контурную карту Евразии границы
природных зон Евразии.
Записывают в дневнике
домашнее задание, задают вопросы по нему.
Затраченное время – 2?.

7.

Итог урока Подводит итог урока,
комментирует оценки за урок, благодарит за
работу.
Затраченное время – 2?.

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: