Урок-практикум по географии для 9-го класса Характеристика металлургических баз России

Данная работа, является итоговой
работой по теме “Металлургический комплекс
России”. Выполняя данную работу, учащиеся
закрепляют изученный материал по теме,
отрабатываются навыки и умения работать с
тематическими картами, а также развиваются
умения анализировать полученный результата.

Цели работы:

используя
географические карты атласа, теоретические
знания по металлургическому комплексу России,
план характеристики металлургической базы,
научиться составлять характеристику
металлургической базы сформированной на
территории России; развивать аналитические
умения, делать выводы, продолжить формирование
умений работать с тематическими и контурными
картами атласа, оценивать экологическую
обстановку на данной территории, на основе
географической карты, умение работать в группе,
слушать и высказывать своё мнение.

Оборудование:

дополнительный
статистический материал, географические карты
на странице 12-13, 6-7, 23; настенную карту
“Металлургия России”; контурные карты, простой
карандаш и цветные карандаши, эластик.

Ход работы

1.Используя, данное оборудование
составьте характеристику металлургической базы
по предложенному плану, и данные запишите в
таблицу:


Название
металлургической базы

Элементы
характеристики металлургической базы.

Географическое положение

Сырьё (своё или привозное)

Месторождения руды

Вид топлива (уголь)

Крупные заводы и факторы
размещения

Проблемы базы

2.Обсудите в группе полученные результаты,
ответив на следующие вопросы:

  • Как влияет развитие металлургического
    комплекса на плотность населения на данной
    территории?
  • Какие причины вы можете назвать, объясняющие
    такую плотность населения?
  • Оцените какова экологическая обстановка в
    данной базе? Как это может повлиять на дальнейшее
    развитие данной базы? Как отрасли
    металлургического комплекса, влияют на
    окружающую среду?
  • Назовите факторы формирования, которые
    способствовали развитию данной базы.
  • Имея представления о том, как развивается
    металлургический комплекс, машиностроение,
    топливная промышленность в России,
    спрогнозируйте дальнейшее развитие
    металлургической базы.

3.На контурную карту нанесите данные
металлургической базы.

4.Оформите легенду карты.

В начале урока вместе с классом
составляем характеристику одной из
металлургических баз, где знакомимся с планом
характеристики, тематическими картами и
предложенными образцами работ. Затем класс
разбивается на группы, можно по рядам, по желанию
ребят, можно использовать цветные карточки и
другие приёмы.

Каждая группа получает свою
металлургическую базу и начинает работать. После
того, как группы выполнят предложенные задания,
они начинают отчитываться перед классом.
Остальные группы являются не просто слушателями,
а прослушав выступление, заполняют таблицу по
этой базе и затем задают вопросы, если таковы
имеются у членов группы. При отчёте группы,
выступающих может быть несколько учащихся.

Подведение итогов работы:

учащиеся
представляют результаты своей работы –
заполненная таблица и контурная карта.

Критерии оценок:

Оценка отлично – работа выполнена в
полном объёме, правильно заполнена таблица и
сделаны выводы. На контурной карте нанесены
границы металлургических баз, центры сырья,
топлива и производства, а также грузопотоки.
Оформлена легенда карты. Под таблицей имеется
вывод.

Оценка хорошо – при заполнении
таблицы допущены ошибки, неточности в сделанном
выводе и имеются недочёты на контурной карте.

Оценка удовлетворительно – при
заполнении таблицы допущены ошибки, отсутствует
вывод, не оформлена легенда карты и имеются
недочеты на контурной карте.

Оценка неудовлетворительно – работа
вообще не выполнена.

Если группа выполнила работу быстро,
то можно предложить следующее задание, пока
другие группы выполняют своё.

Дополнительное задание.

Заполните
схему межотраслевых связей металлургии.

Следующий: