Урок-практикум Гидролиз солей


Приложение 1

Цель урока: Продолжить формирование
представлений о сущности и значении гидролиза
солей;составлять уравнения реакций гидролиза
солей в молекулярном и ионном виде, определять
реакцию и тип среды раствора электролита на
основании состава каждой соли.
Приложение 2

Задачи урока: Формировать умения
теоретически обосновывать результаты
эксперимента по гидролизу солей; научить
составлять ионные уравнения реакций гидролиза
солей по первой стадии; сформировать понимание
практического значения гидролиза в природе и
жизни человека; совершенствовать умения
работать с лабораторным оборудованием и
реактивами; продолжить формирование умений
оформления результатов эксперимента.

Оборудование: Таблица растворимости кислот,
оснований и солей в воде; таблица “Окраска
индикаторов в различных средах”; растворы солей:
хлорида цинка, фосфата натрия, хлорид калия;
универсальная индикаторная бумажка;
мультимедийное устройство

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация знаний учащихся:

Гидролиз

– реакция обмена между
растворимыми солями и водой

Сильные кислоты

– кислоты, являющиеся
сильными электролитами (H2SO4, HCl, HNO3,
HBr, HI, HClO4 и другие)

Слабые кислоты –

кислоты, являющиеся
слабыми электролитами (H2CO3, H2SO3,
H2S, H2SiO3, H3PO4 и другие)

Сильные основания

– сильные электролиты -
щелочи (NaOH, KOH, Ca(OH)2 и другие)

Слабые основания

– нерастворимые
основания, слабые электролиты (Cu(OH)2, Al(OH)3
и другие) Приложение 3

III. Выполнение упражнений.

Задание



: По материалам видеосюжета заполнить
таблицу Приложение 4


Формула соли Уравнение реакции гидролиза Среда раствора

Таблицу заполнить по вариантам.

I вариант.

Записать уравнения реакции для
следующих солей: Na2SiO3, Na2SO4,
NH4Cl

II вариант.

Записать уравнения реакции для
следующих солей: ZnSO4, NaCl, Na2CO3 Приложение
5

Экспериментальная задача:

Исследуйте
реакцию среды растворов солей: КCl, Na3PO4,
ZnCl2, результаты занесите в таблицу и на
основании наблюдений сделайте вывод о типе соли,
типе гидролиза (по какому иону) и среде раствора
соли. Приложение 6

I этап

выполнения работы:Определитьхарактер
среды в растворах солей с помощью
индикатора.(Работа с таблицей) Приложение 7

II этап



выполнения работы: Записать уравнения
реакций гидролиза предложенных солей. Все данные
оформить в таблице. Приложение 8


Уравнение реакции гидролиза Тип гидролиза
КCl
Na3PO4
ZnCl2

По результатам выполненных заданий назвать
типы известных нам солей по силе исходных кислот
и оснований.

Классификация солей. Приложение 9

1 тип: Соли, образованные сильным основанием и
сильной кислотой

KNO3, Na2SO4, …

2 тип

: Соли, образованные слабым основанием и
сильной кислотой

Сu(NO3)2, FeSO4, …

3 тип: Соли, образованные сильным основанием и
слабой кислотой

Na2CO3, K2S, …

4 тип: Соли, образованные слабым основанием и
слабой кислотой

ZnS, FeSO3, …

Рассмотрим, каковоместо гидролиза солей в
заданиях ЕГЭ. Приложение 10

Задания А-24 (ЕГЭ)

Кислую среду имеет водный раствор:

  1. K3PO4
  2. NaCl
  3. Na2CO3
  4. ZnSO4

Задания В-4 (ЕГЭ-2013)

Установите соответствие между составом соли и
реакцией среды её водного раствора.


Формула соли Среда раствора
А) KNO2 1) кислая
Б) Al2(SO4)3 2) щелочная
B) KNO3 3) нейтральная
Г) KCN

Гораздо более значим и многообразен гидролиз
обратимый. Например, в результате гидролиза
алюмосиликатов происходит разрушение горных
пород. Гидролиз карбоната натрия, фосфата натрия
применяется для очистки воды и уменьшения её
жёсткости. Приложения 11,12,13

Значение гидролиза в природе

  • Преобразование земной коры
  • Обеспечение слабощелочной среды морской воды

Значение гидролиза в народном хозяйстве

  • Порча производственного оборудования
  • Выработка из непищевого сырья ценных продуктов
    (бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи)
  • Очистка промышленных стоков и питьевой воды
  • Подготовка тканей к окрашиванию
  • Известкование почв

Значение гидролиза в повседневной жизни
человека

  • Стирка
  • Мытье посуды
  • Умывание с мылом
  • Процессы пищеварения

IV. Закрепление

Задание:

Приложение 14

Исключите лишнюю соль из списка:

А) ZnCl2, CuSO4, KNO3, Ni(NO3)2

Б) K2S, AgNO3, CrCl3, Pb(NO3)2

В) Na2S, CaCl2, Li3PO4, K2CO3

Г) KNO3, MgBr2, Na2SO4, CaI2

Д) SnCl2, Al(NO3)3, PbSO4, Fe2(SO4)3



Напишите уравнения реакций гидролиза
выбранных вами солей.

V. Домашнее задание

Параграф 16, упр. 3 — 8 стр. 186.

По вопросу приложений обращайтесь к автору
статьи.




Следующий: