Урок – практическое занятие с элементами лабораторной работы на тему Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

Тип урока:

практическое занятие с элементами
лабораторной работы.

Форма работы на уроке:

фронтальная и
групповая.

Образовательная цель:

Знакомство с
особенностями социально-экономического
развития России в первой половине XIX века.

Развивающая цель:

Совершенствование
умений работы с картой, историческими
источниками, анализировать и делать выводы на
основании таблиц и диаграмм. Развитие
самостоятельной познавательной деятельности
учащихся.

Воспитательная:

развитие чувства
коллективизма, самоконтроля и самооценки,
воспитание чувства уважения к истории своей
страны.

Межпредметные связи: экономика, МХК,
изобразительное искусство

Структура урока:

  • организационный момент;
  • практическое занятие с элементами лабораторной
    работы;
  • подведение итогов работы;
  • информация о домашнем задании;
  • рефлексия.
  • Организационный этап

    Учитель обращает внимание на тему урока и его
    место в курсе “История России. XIX век”.

    Учащиеся разбиваются на 4 группы, которые
    выполняют задания практического занятия с
    элементами лабораторной работы. Итоги работы
    групп и всего класса оформлены в презентации,
    которая, с некоторыми дополнениями учителя,
    демонстрируется всему классу (см. Приложение).

    План урока:

    1. Территория России в первой половине XIX века.
    2. Состав населения.
    3. Социальная структура российского общества.
    4. Экономическое развитие России в первой
      половине XIX века.


    Ход урока

    Каждая группа получает свое задание.


    I группа


    1. Территория России в первой половине
    XIX века.


    Задание

    Покажите на карте области, присоединенные к
    России в 17-18 вв.Вспомните, каким способом
    происходило присоединение этих территорий?

    Ответ:

    В начале XIX века Российская империя занимала 6-ю
    часть суши и простиралась от Балтийского моря до
    Аляски в Северной Америке.

    (Каждая группа называет и показывает
    территории, присоединенные к России в первой
    половине XIX века).

    Грузия – добровольно, защищаясь от завоеваний
    персов и турок.

    Финляндия, Царство Польское и Бессарабия – в
    результате войн.

    Слайд 4

    II группа

    2. Состав населения.

    Задание.

    В первой половине XIX в. Население России
    увеличилось с 45 млн. чел. В 1815 г. до 69 млн. в 1851 г.

    Составьте схему роста населения России в
    первой половине XIX в.

    Во сколько раз увеличилось население России?

    Россия превратилась в многонациональное
    государство.

    Назовите и покажите районы расселения народов,
    населявших Российскую империю.

    Многонациональный состав населения России
    обусловил ее многоконфессиональный характер,
    т.е. существование множества вероисповеданий.

    Слайд 5

    III группа

    Задание

    Какие религии вы знаете? Заполните таблицу и
    покажите на карте районы преобладания той или
    иной религии?

    Слайд 6

    IV группа

    3.Социальная структура российского
    общества.

    Задание

    В начале XIX века в России господствовал
    сословный строй.

    Вспомните, что такое сословие?

    Заполните таблицу, ответив на вопросы:

    • какие сословия существовали в России к началу XIX
      в.?
    • Чем отличались друг от друга эти сословия?

    Слайд 7

    Работа учащихся всего класса


    4. Экономическое развитие России в
    первой половине XIX века.

    Задание

    В результате изучения необходимо выяснить, в
    чем проявился кризис феодально–
    крепостнического строя и что говорит о
    зарождении и развитии капиталистических
    отношений.

    Задание.

    Проанализируйте таблицу (слайд 9)

    “Увеличение числа предприятий и изменение
    характера труда на них”.

    • О чем говорят данные таблицы?
    • Как изменилось количество предприятий?
    • Каким образом меняется число рабочих?
    • Каково соотношение крепостного и наемного
      труда в разные годы?
    • Почему число вольнонаемных рабочих
      увеличивается быстрее, чем крепостных?


    Задание

    Проанализируйте таблицу (слайд 10)

    “Классификация мануфактур с разделением их по
    владельцам и характеру труда на них”.

    • Каковы основные черты развития промышленности
      в первой половине 19 века?
    • В чем проявился кризис подневольного труда в
      промышленности?

    Вывод:

    (слайд 11-12)

    В первой половине XIX в. в России
    продолжался рост мелкотоварного ремесла,
    развитие крестьянских промыслов. Ремесло
    постепенно меняло свой характер. Теперь
    ремесленники были тесно связаны с мануфактурами,
    а позднее и с фабриками, что позволяет
    говорить о его капиталистическом характере.
    Но капиталистическое производство в России не
    развивается, потому что существовало крепостное
    право и на мануфактурах применялся подневольный
    труд, который не был эффективный.


    Материал для учителя

    Особенности формирования российского
    пролетариата

    Большинство русских наемных рабочих
    оставались крепостными, ушедшими в города
    на заработки. Заработную плату
    предприниматель вынужден был устанавливать
    на таком уровне, чтобы она обеспечивала
    выплату рабочими оброка помещику.
    Крестьянин-отходник с трудом превращался
    в кадрового рабочего, поневоле сохранял
    прочную связь с деревней, где оставалась его
    семья. Да и сам он в любой момент мог
    быть отозван помещиком. Приток рабочей силы
    на фабрики и мануфактуры был сезонным:
    во время массовых сельскохозяйственных работ
    многие возвращались в деревню. Интересы
    развития российской промышленности требовали
    освобождения рабочей силы, то есть ликвидации
    крепостного права в стране.

    Специфика русской буржуазии

    Российская буржуазия первой XIXв. половине
    формировалась из купцов и капиталистых
    крестьян. Крепостной предприниматель начинал
    с нескольких ткацких станков, на которых
    работал вместе с сыновьями. Затем после ряда
    удачных сделок нанимал первых рабочих
    из числа односельчан, постепенно расширяя
    производство. Однако несмотря на свое
    богатство они оставались крепостными
    и продолжали всецело зависеть от помещика,
    что нередко крайне затрудняло
    их предпринимательскую деятельность.
    Большинство помещиков предпочитали
    не отпускать крепостных богачей на волю
    даже за огромный выкуп, а ежегодно взимали
    с них многотысячный оброк.

    Слайд 14

    В первой половине 19 в. Россия оставалась
    аграрной страной с экстенсивным путем развития
    с?х. Основными формами феодальной эксплуатации
    оставались барщина и оброк. Кроме того в
    некоторых случаях вводится месячина. Появляются
    “капиталистые” крестьяне.

    Слайд 30

    Работа с документом всеми
    учащимися.

    Слайд 15

    Задание по группам

    Слайд 16

    Вспомните понятия “протекционизм” и
    “меркантилизм”.

    Слайд17

    Что вы можете сказать о положении во внешней
    торговли России в первой пол. 19 века?

    Какие товары составляли экспорт и импорт
    России?

    Слайд 18

    Рост городов, подъем промышленного
    производства способствовали развитию
    внутренней торговли.

    Задание

    Покажите на карте наиболее известные
    российские ярмарки.

    Слайд 19

    Задание

    Пользуясь текстом учебника составьте
    диаграмму “Изменение торгового оборота
    Нижегородской ярмарки”.

    Слайд 20-22


    Задание по группам

    1 группа

    На основе текста учебника составить таблицу
    “Водные каналы в России в начале 19 века”.

    2 группа

    Используя цифры, составьте диаграмму
    “Увеличение протяженности шоссейных дорог”.

    3-4 группы

    На основании текста учебника заполните таблицу
    “Железнодорожное строительство в России в
    первой половине XIX века”.

    Слайд 23-24

    Обобщающий вывод делают сами ученики и
    записывают выводы в тетрадь.


    Закрепление

    Слайд 25

    Проверочная работа.


    Рефлексия

    Ученики оценивают свою работу на уроке и своё
    эмоциональное состояние. Оставляют на столе
    кружок “красный” – все хорошо, “синий” –
    многое непонятно.


    Информация о домашнем задании

    Написать эссе на тему:

    “Итоги социально-экономического развития
    России в первой половине XIX века”.

    Презентация

    Следующий: