Урок – познавательная игра Путешествие по городам-героям


Цель: развивать у учащихся умение
самостоятельно находить и обрабатывать нужную
информацию, воспитывать патриотизм, любовь к
Родине и её прошлому.

1. Подготовительный этап.

1.1 Разбить класс на 3 группы – экспедиции.

1.2 На столах литература, карточки – задания по
математике, атласы России, план составления
доклада, чистые листы, карандаши, краски.

На доске: карта России (звездочки,
иголочки), пронумерованные с закрытыми буквами
карточки (как на “Поле чудес”)

Вопросы для открытия карточек и определения
темы урока.

География:

1. Какой населенный пункт считается (имеет право
называться) городом? (12 тыс. человек) (Буква Г)

2. Какие функции может выполнять город?
(Промышленные, транспортные, научные,
города-курорты и т.д.) (Буква О)

3. Что такое агломерация? (Слияние городов) (Буква
А)

4. Что такое урбанизация? (Рост городов и
городского населения) (Буква Р)

Математика: Знаете ли вы:

5. Сколько дней и ночей длилась Великая
Отечественная война?

Решите уравнение: 2(х-26)=2784

(Буква Д) (1418)

6. За дни блокады по дороге жизни из Ленинграда
было эвакуировано более миллиона человек – дети,
женщины, больные. Сколько?

Упростите выражение: (х-3)(х+3)+(10,4-х2)

(Буква
Е)

7. Одна из величайших битв Великой
Отечественной войны – Сталинградская битва.
Сколько дней и ночей она длилась?

Решите уравнение: 2(х-20,5)=441

(Буква И)

1.4 План составления доклада.

  • Географическое положение.
  • Историческая справка (заслуги в годы ВОВ,
    количество погибших, уничтожено техники и т.д.).
  • Цифры и факты (площадь, численность населения).
  • Промышленные предприятия, культура, наука.

2. Организационный этап

Вступительное слово учителя.

Урок необычный.
Тема урока “Путешествие …”. А вот где, по каким
местам мы будем путешествовать вы определите
сами. Нужно открыть карточки на доске, ответив
правильно на вопросы. (Дети отвечают на вопросы)

Да, верно будем путешествовать по городам –
героям, потому что в этом 2010 году страна отмечает
65-летие Победы. Наш урок посвящается этому
событию.



С самого начала Великой Отечественной войны
советский народ вступил на защиту своей Родины
на огромном фронте, продолжительностью почти 4
тыс. км. Развернулись напряженные и ожесточенные
бои. Неприступной стеной на пути фашистских
захватчиков вставали советские воины, жители
городов и сел, защищая каждую пядь земли. Родина
признательна своим героям. За массовый героизм,
мужество и стойкость, проявленные советскими
воинами и трудящимися городов в борьбе с
немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой
Отечественной войны 13 городов удостоены звания
“ГОРОД-ГЕРОЙ” с вручением ордена Ленина и
медали “Золотая Звезда”.

Обратимся к карте. Назовите и отметьте на карте
звездочкой города – герои. (Учащиеся называют
города и находят их на карте)

Обратите внимание на скопление звездочек на
западе России, в её европейской части. Почему?
(Немцы с ожесточенными боями проникли в эту часть
страны, дальше их не пустили. Защищаясь, русские
проявляли героизм и отвагу. Города стали
городами – героями)

Каждая группа учащихся это экспедиция, которая
отправится в город-герой (Волгоград, Ленинград,
Мурманск). Задачи экспедиций: собрать материал о
городе-герое из литературы, решить задачи и
подготовить краткий доклад по плану. Можно
выполнить эскиз рисунка по теме “Город-герой в
годы ВОВ”.

Подсказка: проводить работу по специальностям,
т.е. разведчик – ищет нужный материал по книгам;
математик – решает задачу; оформитель –
выполняет эскиз; литературный сотрудник – пишет
текст доклада.

3. Творческая работа в группах



Задания для 1 группы

1. За оборону Ленинграда свыше 350 тысяч воинов
были награждены орденами и медалями, 1,5 млн.
человек награждены медалью “За оборону
Ленинграда”. Многие удостоены звания “Герой
Советского Союза”. Сколько человек удостоены
этого звания за оборону города Ленинграда?

Решите уравнение: 2(х-26)=400

2. За дни блокады по дороге жизни из Ленинграда
было эвакуировано более миллиона человек – дети,
женщины, больные. Сколько?

Упростите выражение: (х-3)(х+3)+(10,4-х2)



3. С самого начала войны немецко-фашистские
агрессоры рассматривали Ленинград как один из
первоочередных объектов нападения. Ожесточенные
бои на подступах к Ленинграду развернулись с
середины мюля 1941 года. Более 40 фашистских дивизий
натолкнулись на непреодолимую преграду. 8
сентября город был взят в кольцо, но немцев в
город не пустили. Ленинград на многие месяцы стал
крепостью. Сколько дней длилась блокада
Ленинграда?

Упростите выражение

и найдите его значение
при а=900, с=1:

Задания для 2 группы

1. Одна из величайших битв Великой
Отечественной войны – Сталинградская битва.
Сколько дней и ночей она длилась?

Решите уравнение: 2(х-20,5)=441

2. Сталинград за время этой битвы был разрушен
до основания. После разгрома фашистских войск
под Сталинградом в городе осталось несколько
строений. Весь город после войны отстраивали
заново. Но как память об этой страшной войне
оставили 2 здания6 руины мельницы и “дом
Павлова”. За обычный жилой дом взвод лейтенанта
Павлова сражался много дней. Сколько?

Упростите выражение: (х — 4)2 - х(х — 8)+42

3. Всего за годы Великой Отечественной войны 11
тысяч воинов были удостоены звания Героя
Советского Союза. За оборону Сталинграда так же
много бойцов было удостоено этого высокого
звания. Сколько?

Упростите выражение

и найдите его значение
при х=900, у=1:

Задания для 3 группы

1. Мурманчане героически сражались на фронтах
Великой Отечественной войны. Важнейшей же
заслугой было то, что в жестоких боях с
самолетами и кораблями противника моряки-
североморцы обеспечивали условия для плавания
судов союзников, доставляющих грузы в Мурманск.
Сколько боевых кораблей и транспортов было
уничтожено моряками-североморцами за годы войны?

Решите уравнение: 3(х-200)=2х = 265

2. Северный флот нес большие потери. И было
решено перебазировать6 подводных лодок с
Дальнего Востока в 1942 году. Одна из лодок, под
командованием капитан-лейтенанта Щедрина была
награждена Орденом Красного Знамени. Эта лодка
участвовала в 8 боевых походах, на её счету 10
потопленных и 4 поврежденных корабля и
транспорта. Название лодки “С-…”. Найдите номер
лодки.

Упростите выражение

и найдите его значение
при х=112, а=2:

3. Немецко-фашистский вермахт большое значение
придавал морским путям в Заполярье. Через порты
Северной Норвегии в Германию доставлялось
стратегическое сырье, шло снабжение немецкой
горной армии, в норвежских портах базировался
военно-морской флот. Гитлеровскому командованию
победа в Заполярье представлялась легкой. Здесь
не было наших войск, специально обученных для
ведения боя в гористой местности. Молодой
северный флот только становился на ноги. Но
жители Мурманска защитили свой город. Сколько
тысяч своих солдат и офицеров гитлеровское
командование потеряло в заполярных сопках?

Упростите выражение: (а + 3)2 – 3а(а +2)+ 2а2
+ 91

Выполнение творческого отчета экспедиции
“Путешествие по городу-герою”.

4. Итог урока.

  • Защита творческих докладов.
  • Показ презентаций городов-героев.
  • Чтение стихотворения А. Твардовского (звучит
    музыка).

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду – большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над темным лесом – алый.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!”

Домашнее задание:

приготовить сообщение о
другом городе-герое.




Следующий: