Урок познания мира во 2-м классе по теме: Тайны осеннего леса

Обучение школьников проектной деятельности
может осуществляться в рамках различных
общеобразовательных дисциплин, в том числе в
начальном образовании. На уроке познания мира во
2 классе обучение школьников проектной
деятельности осуществляется в процессе
“путешествия” по осеннему лесу. Материалы к
уроку в “папку исследователя” дети готовили на
уроках ИЗО, чтения, внеклассного чтения и
индивидуально, что позволило обеспечить
интегративную основу обучения. Ведущим
принципом урока является обучение посредством
“делания”, а не только повторения действий
учителя. Учащиеся в группах сами отбирают
необходимый материал (из “папки
исследователя”), оформляют страницу книги о
жизни зверей осенью, представляют ее перед
классом, при этом еще и оживляют картину осеннего
леса, закрепленную на доске. В процессе
выполнения проекта у учащихся появляется
внутренне вознаграждение от самого процесса
работы, чувства достижения результата,
содержательности и значимости выполняемой
работы, возрастает самоуважение, признание со
стороны окружающих, ожидание успеха в достижении
результата.

Тема: Жизнь зверей осенью

Цель:

создать условия для целостного
представления мира природы; создать проект:
книга о жизни животных осенью; коллективная
картина “Тайны осеннего леса”.

Задачи:

  1. на основе житейского опыта, знаний, полученных
    на уроках чтения, внеклассного чтения закрепить
    и обобщить знания об особенностях жизни зверей
    осенью;
  2. формировать межличностные отношения, умение
    контролировать собственное поведение, организуя
    групповую работу как условие самостоятельного
    добывания знаний;
  3. создать условия для развития творческих
    способностей и творческого мышления;
  4. формировать познавательные мотивы учения на
    видении конечного результата своей
    деятельности, который возвеличивает их в
    собственных глазах и вызывает желание учиться и
    совершенствовать свои знания, умения и
    личностные качества.

Наглядность и оборудование:

  • на доске огромный рисунок пустого осеннего
    леса;
  • ширма с заголовком: “Ноябрь – вечер года”;
  • на каждую группу белые листы форматом А-4;
  • иллюстрации: дикие животные, мини – тексты о них
    в сезон осени, колосья, грибы, шишки, жёлуди;
  • дети сидят группами.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята! Сегодня мы вместе с
волшебницей – осенью отправимся путешествовать
по осеннему лесу, который перед вами. Грустно в
этом лесу, голо, сыро, пусто. Спряталось куда-то
всё живое, но жизнь в лесу продолжается.
Волшебница – осень приоткроет нам сегодня тайны
леса.

II. - Отгадайте, какое слово зашифровано
в названиях осенних месяцев? (на ширму
вывешивается плакат: Сентябрь, октябрь
, ноябрь) Дети: сон.

- Георгий Граубин так и назвал своё
стихотворение “Сон”, послушайте его:

Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.



- Ребята, волшебница – осень приглашает вас
открыть тайну осеннего Леся самим, а она будет
помогать вам своими приметами, стихами,
загадками, пословицами. Мы начнём путешествовать
и во время него все открытия будем фиксировать на
чистых листах, чтобы потом составить книгу,
названием которой будет первый лист с загадкой.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Почему ноябрь
называют вечером года?”

(ответы детей)

- Каждая группа будет оформлять лист о том, кого
подскажет загадка:

1 группа.

В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)

2 группа.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

3 группа.

Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголки очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)

4 группа.

Тише, дети, дети, тише:
Там в шкафу скребутся ….(мыши).
Мыши в поле очень ловки,
А зовут их так – полёвки.

5 группа.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (Заяц).

- Вы выбрали себе лесного жителя и ваша задача –
помочь ему устроиться к зиме. Чтобы это сделать,
выберите себе о нём из папки исследователя
необходимый материал, оформите его на лист
вместе с иллюстрациями и подготовьтесь
представить его для нашей книги.

(Ребята отбирают о своём животном всевозможный
материал и включаются в работу.)

III.

- А теперь приоткроем тайну осеннего леса и
заселим его жителями, а лист для книги закрепим
на ширму.

1 группа: рассказывает о белке,
заселяют её в дупло сосны, на ветки развешивают
грибы, жёлуди.

2 группа: рассказывают о медведе,
заселяют его в берлогу под сломанным деревом, а
барсука в нору.

3 группа: рассказывают о еже, прячут
его в нору под пень, выстилают её осенними
листьями.

4 группа: расселяют мышей, суслика по
норам, кладут им запасы – колоски.

5 группа: рассказывают о зайце и
оставляют его у дерева.

IV. – Молодцы, ребята, вы помогли
разгадать тайну осеннего леса, правильно
расселили его жителей, помогли им с припасами на
зиму. Пока вы всё это делали, пришла телеграмма:

“ПРОСИМ НЕ ТРЕВОЖИТЬ. МЫ ПРИГОТОВИЛИ СЕБЕ
ТЁПЛЫЕ ЗИМНИЕ ЖИЛИЩА И ЛОЖИМСЯ СПАТЬ ДО ВЕСНЫ. МЫ
ВАС НЕ ТРОГАЕМ, И ВЫ ДАЙТЕ НАМ ОТДОХНУТЬ
СПОКОЙНО”

МЕДВЕДЬ, БАРСУК, СУСЛИК И ПОЛЕВЫЕ МЫШИ.

- Как мы должны вести себя в осеннем лесу?

V. Рефлексия.

Какие чувства испытали во время путешествия?

О ком бы ещё хотели узнать?

Кому подарим нашу книгу?

VI. Домашнее задание: прочитать книгу
осени, проверить себя по учебнику.




Следующий: