Урок-поход Природные комплексы нашей местности

Учебно – воспитательные задачи урока:

  • Расширить знания учащихся о природных
    комплексах своей местности, сформировать умение
    выделять главные компоненты П.К., указать меры по
    охране окружающей среды. Научить фиксировать
    результаты наблюдений.
  • Дать представление об особенностях природы
    Шолоховского района и своего хутора.
  • Развивать у учащихся умения называть и
    показывать особенности компонентов природы
    устанавливать причинно-следственные связи,
    прогнозировать тенденции в изменении природы
    под влияние деятельности человека.
  • Воспитательная:

    1. Создать условия для повышения мотивации к
      обучению, для понимания необходимости охранять
      природу родного края.
    2. Помочь учащимся осознать практическую
      значимость изучения природы Шолоховского района
      и своего хутора.
    3. Способствовать формированию
      эмоционально-ценностного отношения к миру и
      чувства товарищества, дружбы, умения работать в
      коллективе.

    Оборудование: полевые дневники,
    карандаши, ластик, линейка, компас, папка для
    гербария.


    I этап. Подготовка к уроку

    Вводная беседа в классе:

    1. Сообщение целей работы во время урока – похода.
    2. Вычерчивание плана местности с указанием
      остановок во время похода.
    3. Создание творческих групп по ведению полевых
      дневников.
    4. Сообщение методики проведения практических
      работ на каждой из остановок похода.
    5. Записывание заданий в полевой дневник.

    Задание № 1

    Опишите П.К. своей местности по плану:

    а) Географическое положение;

    б) Особенности рельефа, горных пород, изменение
    рельефа под действием человека.

    в) Особенности поверхностных вод, находящихся
    на территории нашего хутора; особенности озер
    поймы Дона ( питание озера, изменение уровня воды
    в озере по временам года, меры по охране).

    г) Особенности почв С.П.К. имени Шолохова, их
    использование, меры по сохранению и повышению
    плодородия.

    д) Растительный мир, изменение растительности
    под влиянием хозяйственной деятельности
    человека, меры по охране растительного мира.

    Маршрут урока-похода

    Остановки:

    1. Поле. Изучение почв.
    2. Курган.
    3. Лесополоса.
    4. Степной участок.
    5. Озеро.

    Задание 2

    1. Описать, как может измениться П.К. нашей
    местности если:

    • Резко уменьшится среднегодовое количество
      осадков;
    • Повысится уровень грунтовых вод;

    2. Что можно изменить в П.К. нашей местности,
    чтобы улучшить условия для жизни и отдыха людей?
    Это задание творческое. Его можно выполнить дома.

    Выполнение практической части работы по
    группам. Деление класса на группы по 4 человека.


    II этап

    Остановка №1. Изучение почвенного покрова
    нашей местности

  • Беседа о выполнении заданий по изучению почвы.
  • Общая характеристика почв.
  • Строение почвы ( изготовление и рассматривание
    почвенного монолита).
  • Особенности почв Ростовской области и своего
    населенного пункта. Сравнение почв.
  • Использование почв.
  • Меры по охране и повышению плодородия.
  • Остановка № 2. Курган.

    1. Наука археология. ( беседа с классом)
    2. Рассказ о содержании курганов, которые были
      раскопаны на территории С.П.К. имени Шолохова.
      Этот курган можно использовать для описания
      склона, измерения высоты кургана.

    Остановка № 3. Лесополоса.

    1. Для чего человек сажает лесополосы?
    2. Определение основных видов деревьев.
    3. В полевой дневник зарисовать формы листьев 5
      видов деревьев, или собрать небольшой гербарий
      из листьев, а на уроках биологии определить и
      описать эти виды деревьев.
    4. Ответить на вопросы: Какова польза лесополос в
      нашей местности? Как давно они были посажены? Кто
      их сажал? Что будет, если они погибнут?

    Остановка № 4. Растительность степного
    участка.

    1. Определить основные виды растительности.
    2. Указать сроки цветения степных растений.
    3. Собрать гербарные образцы 5 видов степных
      растений.
    4. Указать основные меры по охране и использовании
      растительного покрова степей Ростовской области
      и нашего хутора.

    Остановка № 5. Изучение озера.

    1. Записать в полевой дневник общие данные об
      озере ( площадь, глубина, связь с рекой, как
      называется озеро).
    2. Исследовать водную растительность. Определить
      видовой состав растений.
    3. Животный мир озера: водоплавающие птицы,
      промысловые животные, рыбы и другие обитатели
      озера.
    4. Определить, нуждается ли это озеро в охране?
      Какие мероприятия по охране данного озера могут
      провести учащиеся во время похода.
    5. Зарисовать план – схему озера.


    III этап. Подведение итогов урока-похода

    Сделать общий вывод об основных компонентах
    П.К. нашей местности. Как используются природные
    комплексы на территории нашего хутора. Обратить
    внимание на экологическое состояние природных
    объектов в окрестностях хутора.

    Наметить пути решения некоторых экологических
    проблем.

    Задание на дом: привести в порядок записи в
    полевом дневнике, оформить гербарий растений
    степи и рисунки листьев деревьев лесополосы.
    Зарисовать схему озера и надписать растения и
    животные, которые обитают в данном озере.

    Следующий: