Урок-повторение Сила. Силы в природе


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,22 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • создание условий для осмысления понятия сила;
    углубления знаний о силах;
  • содействие формированию познавательных
    интересов, развитию внимания, памяти, умению
    логически мыслить, работать с текстом,
    сравнивать, обобщать, анализировать;
  • создание условий для воспитания
    самостоятельности.

Ход урока

I. Активизация внимания.

(Учитель приветствует детей, предлагает сесть
и нарисовать свое настроение в виде смайлика).

Актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация принятия учащимися целей
урока
Повторить знания по теме «Сила. Силы в
природе».

Закрепить и углубить знания по теме
«Сила. Силы в природе».

Выяснить где и как можно использовать эти
знания.

1. Входящий тест


Вариант 1 Вариант 2
А1. В каких случаях возникает сила
упругости?
  1. при равномерном движении тела
  2. при деформации тела
  3. при полете тела
  4. правильного ответа нет

А2. Сила тяжести, действующая на люстру, равна 120
Н. Какова масса люстры?

  1. 12 кг
  2. 120 кг
  3. 1200 кг
  4. правильного ответа нет

А3. В гололедицу тротуары посыпают песком. При
этом сила трения подошв обуви о лед :

  1. уменьшается
  2. увеличивается
  3. не изменяется
  4. правильного ответа нет
А1. Камень массой 300 г падает без
начальной скорости. Выберите правильное
утверждение.
  1. вес камня равен 3 Н
  2. при падении камень находится в состоянии
    невесомости
  3. сила тяжести, действующая на камень,
    увеличивается
  4. правильного ответа нет

А2. Сила 20 Н растягивает пружину на 4 см. Какова
жесткость пружины?

1) 5 2) 80
3) 500 4) 0,8

А3. При смазке трущихся поверхностей сила
трения :

  1. уменьшается
  2. увеличивается
  3. не изменяется
  4. равна нулю

2. Взаимопроверка

Вариант 1 Вариант 2
А1 2 А1 2
А2 1 А2 3
А3 2 А3 1

3. Подведение итогов

«5″
«4″
«3″
«2″

III. Повторение, закрепление и углубление
знаний.

1. Составление рассказа о силе


Деятельность учителя Деятельность ученика
Организует деятельность
учащихся по повторению и закреплению знаний
(учитель начинает рассказ, а ученики по очереди
продолжают его).

«Сила является :»

Направляет деятельность учащихся,
корректирует ее (заранее подготовленные
сообщения учащимися, учитель вставляет в
рассказ).

1 ученик :мерой взаимодействия тел.
2 ученик Результат действия силы на тело зависит
от ее модуля, числового значения, направления и
от площади той поверхности перпендикулярно
которой она действует.
3 ученик Сила является векторной величиной, так
как имеет направление.
4 ученик Сила — физическая величина, значит, ее
можно измерить. Прибор для измерения силы -
динамометр.
5 ученик Единица измерения силы в системе
интернационал — 1 Н. Мы знаем, что любую силу
можно измерять в кН, МН. 1кН=1000 Н, 1МН=1000000 Н.
6 ученик (сообщение) Из истории мы знаем, что вес тела
измеряли в каратах, талантах, скилях, гривнах.

1
карат = 0,2 грамма,

1 талант содержал 3600 скилей,

1 скиль примерно 10 грамм,

1 гривна примерно 409,5 грамм.

Исследователи считают, что эта мера занесена с
востока, из Ирака. Впоследствии гривна получила
на Руси название фунта. К XIX веку в нашей стране
образовалась следующая система мер веса,
применяющаяся до 1917 года

1 гривна = 1 фунт

1 берковец = 40 фунтам



1 фунт = 32 локтям = 96 золотникам

1 золотник = 96 долям

1 пуд = 16 кг

На самом же деле этими единицами измеряли массу
тела, а чтобы найти его вес необходимо их
перевести в килограммы и рассчитать по формуле P =
m·g.

7 ученик Мы знаем разные виды сил: сила
Всемирного тяготения, сила тяжести, вес тела,
сила трения, сила упругости.
8 ученик Притяжение всех тел Вселенной друг к
другу называется всемирным тяготением.
9 ученик Сила, с которой Земля притягивает к себе
тело, называется силой тяжести.
10 ученик Вес тела — это сила, с которой тело
вследствие притяжения к Земле действует на опору
или подвес.
11 ученик Сила, возникающая в теле в результате
его деформации и стремящаяся вернуть тело в
исходное положение, называется силой упругости.
12 ученик Сила, возникающая между
соприкасающимися поверхностями и направленная в
противоположную сторону движения тела,
называется силой трения.
13 ученик (сообщение) Знания о силах широко применяются в
повседневной жизни человека: в быту, в тяжелой и
легкой промышленности; в ряде профессий.
Например: 1) инспектору ГИБДД необходимы эти
знания при аварийных ситуациях, для оценки
повреждений, расчета тормозного пути по следам,
оставшихся на дороге; 2) криминалисту для расчета
силы удара, при снятии отпечатков пальцев; 3)
строителю при возведении разного вида построек;
4) архитектору при планировке зданий, мостов,
любых конструкций; 5) автомеханику при ремонте
любой техники; 6) врачу при выполнении
искусственного дыхания, при проведении
различного рода операций; 7) водителю, электрику,
инженеру и так далее.

(Учащиеся записывают старинные единицы массы в
тетрадь)

Тренинг внимания

Найди ошибку.

Найди ошибку.

3. Решение задачи

Установите соответствие между силой и причиной
ее появления.

А. Сила тяжести

Б. Сила упругости

В. Сила трения

  1. Шероховатости соприкасающихся поверхностей
  2. Притяжение тел к поверхности Земли
  3. Изменение характера взаимодействия между
    молекулами при деформации тела
А Б В

4. Работа с текстом

Учитель говорит: «Лауреат Нобелевской премии,
швейцарский физик Шарль Гийом сказал:

«Вообразим, что трение может быть устранено
совершенно, тогда никакое тело, будь оно
величиной с каменную глыбу или мало, как
песчинка, никогда не удержится одно на другом,
все будет скользить и катиться, пока не окажется
на одном уровне. Не будь трения, Земля была бы без
неровностей, подобно жидкости».

Учитель говорит: «Я вам предлагаю прочитать
отрывок из текста и составить сравнительную
таблицу о пользе и вреде трения. Выделите в
тексте карандашом пользу, и синей пастой вред».

(Дети читают предложенный им текст, выделяют
главную мысль, составляют сравнительную
таблицу).

Из-за отсутствия хорошего трения ежегодно в
мире происходят миллионы транспортных
катастроф. Из-за слишком сильного трения на обувь
ставятся ежедневно тысячи новых набоек.

Ни один бантик нельзя завязать без помощи силы
трения. Трение со временем разрушает движущиеся
детали, поэтому, чем больше их в механизме, тем он
менее долговечен. Лианы, хмель, горох, бобы и
другие вьющиеся растения благодаря трению
могут цепляться за находящиеся
поблизости опоры, удерживаются на них и
тянутся к свету. У растений, имеющих
корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква,
сила трения о грунт способствует удержанию их в
почве. С ростом корнеплода давление окружающей
земли на него увеличивается, а это значит, что
сила трения тоже возрастает. Поэтому так
трудно вытащить из земли большую свеклу,
редьку или репу. Таким растениям, как
репейник, трение помогает распространять
семена, имеющие колючки. Эти колючки
зацепляются за шерсть животных и вместе с ними
перемещаются.

Учитель.

Прочитайте положительные моменты,
которые вы выделили? Ученик зачитывает.

Учитель.

Прочитайте отрицательные моменты,
которые вы выделили? Ученик зачитывает.

Учитель.

Давайте посчитаем, сколько
положительных и сколько отрицательных моментов
вы выделили.

Сравнительная таблица.

+ _
4-5 4-5

(Ребята делают вывод)

Вывод.

Трение может быть как полезным для
человека, так и вредным.



5. Экспериментальное задание

(Демонстрация движение тела на наклонной
плоскости вверх).

Задание. На рисунке расставьте силы,
действующие на движущееся тело.

Ответ.



IV. Итог, релаксация (интернет
ресурсы).

Просмотр видеозаписи «Поющие цветы».

Учитель предлагает детям нарисовать свое
настроение.

V. Задание на дом.

Составить кроссворд, ребус, шарады или
презентацию по теме «Силы в природе».




Следующий: