Урок-повторение Литосфера. 6-й класс


Цели урока:

  • повторить изученный материал по теме;
  • развивать умения применять имеющиеся знания
    при выполнении заданий практического
    характера;
  • формировать у учащихся чувство товарищества,
    умение работать в коллективе.

Форма урока: игра «Интеллектуальный
ринг».

Среди учащихся класса формируется 2 команды
(«Красные» и «Зеленые») по 5 человек. Выбирается
жюри (2-3 человека) из числа сильных учеников.
Остальные ученики – болельщики.

ХОД УРОКА

Слово учителя: Наш урок сегодня
пройдет не совсем обычно, мы проведем игру
«Интеллектуальный ринг». Я думаю, что всем будет
интересно. Смысл игры заключается в её названии.
Интеллект – ум, рассудок, способность мыслить. На
этой игре надо блеснуть эрудицией.
Ринг – место для борьбы. Борьбы двух команд и
болельщиков.
Итак, слева от меня команда «Зеленых». И
болельщики, которые сидят с левой стороны, болеют
за эту команду. Справа от меня команда «Красных».
И соответственно, её болельщики.
Если команда затрудняется ответить, она может
обратиться за помощью к болельщикам, ответ тогда
будет оцениваться на 0,5 балла ниже.
Речь пошла о баллах и самое время представить
наше уважаемое жюри.
Прежде чем начать игру, я ещё немного задержу
ваше внимание. Наша игра будет состоять из 4
раундов. Каждый раунд длится 8 минут. Перед
раундом – небольшая разминка. Команды и
болельщики отвечают на вопросы и выполняют
задания по теме «Литосфера». Правильный ответ
команды оценивается в 1 балл, помощь болельщиков
– 0,5 балла, конкурс болельщиков – 0,5 балла.
Команды готовы? Жюри? Болельщики? Начинаем
первый раунд!

1 раунд. «Минералогический»

В этом раунде выполняются задания по теме
«Горные породы».

Разминка: загадки о полезных
ископаемых.

Команде «Красных»:

Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Команде «Зеленых»:

Он черный и блестящий,
Помощник настоящий;
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)



Задания командам:

1) Дополнить схему «Горные породы»

2) Определить названия горных пород по образцам
(выдаются образцы трех горных пород, например,
гранит, мрамор, известняк)

Конкурс болельщиков: Шифротелеграмма.
Захар Загадкин прислал своему другу Фоме
Отгадкину следующую шифротелеграмму:Прошу
выслать почтой 12 образцов горных пород и
минералов: штат, мель, плотина,
долото, графин, угорь, мера,
цирк, слово, упал, январь,
г.Пенза.
Названия каких горных пород и минералов здесь
зашифрованы?



2 раунд. «Вулканический»

В этом раунде мы отвечаем на вопросы о движении
земной коры, вулканах, гейзерах.

Разминка:

Команде «Красных»:

Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла?
Ещё вопрос вам от меня. (Вулкан)

Команде «Зеленых»:

Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен? (Гейзер)

Задания командам. Вопросы «ромашки»,
за каждый правильный ответ – 1 балл.

1 лепесток. Какие вулканы называют
действующими? Назвать и показать на карте 3
действующих вулкана.
2 лепесток. Какие факты доказывают
существование медленных вертикальных колебаний
земной коры?
3 лепесток. Назовите три внутренних оболочки
земного шара, дайте им краткую характеристику
(мощность, состояние вещества).
4 лепесток. Что такое землетрясение? От чего
они происходят? Покажите на карте районы
распространения землетрясений.
5 лепесток. Что такое вулкан? Нарисуйте
схематический разрез вулкана, укажите его
составные части.
6 лепесток. Что такое гейзер? Как образуются
гейзеры? Почему районы их распространения
совпадают с районами интенсивного вулканизма?

Итоги первого и второго раундов



3 раунд. «Горы и равнины»

В этом раунде нужно вспомнить основные формы
рельефа и, используя свои знания, составить
описание рельефа своей местности.

Разминка:

Команде «Красных»:

От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг, как зовут его? (Овраг).

Команде «Зеленых»:

По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (барханы)

Задание командам: Составить описание
рельефа своей местности по плану.

А) Частью какой равнины является ваша
местность?
Б) К какому виду равнин по высоте относится
равнина?
В) Какие горные породы слагают вашу местность?
Г) Какова хозяйственная деятельность человека в
вашей местности, как человек изменяет её рельеф?

Конкурс болельщиков.

Болельщикам «Красных»:

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?

Болельщикам «Зеленых»:

А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин.
Ну, какой они окраски?

Болельщикам обеих команд заполнить кроссворд
«Литосфера».

  1. Высочайшая вершина Кавказских гор.
  2. Форма рельефа.
  3. Внутренняя часть Земли.
  4. Горы, образовавшиеся в результате вторичных
    горообразовательных процессов.
  5. Равнина с абсолютной высотой более 500 метров.
  6. Выветривание под воздействием колебаний
    температуры.
  7. Горячие источники, бьющие из земли.
  8. Группа гор, расположенная в ряд на многие
    километры.
  9. Расплавленная каменная масса в недрах Земли.

4 раунд. «Картографический»

Разминка.

Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята
На каких материках
Гор вершины в облаках.

Команде «Красных»: 620 с.ш. 1500 з.д.
(г.Мак-Кинли, Северная Америка)

Команде «Зеленых»: 310 ю.ш. 700 з.д.
(г.Аконкагуа, Южная Америка)

Задание командам. «Картографическая
дуэль». Каждый участник команды выходит к карте и
показывает один географический объект (горы или
равнину). За каждый правильный показ – 0,5 балла.
Номенклатура: Анды, Кордильеры, Уральские горы,
Кавказ, Гималаи, Альпы, Западно-Сибирская
равнина, Восточно-Европейская равнина,
Амазонская низменность, Среднесибирское
плоскогорье.

Конкурс болельщиков:

Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.

  1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
  2. Вершина, дюны, барханы, овраг.
  3. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
  4. Каменный уголь, мел, песок, известняк.
  5. Подошва, склон, отмель, вершина.
  6. Жерло, мантия, очаг магмы, кратер.

– Вот и закончился наш «Интеллектуальный
ринг». Пока жюри подводит итоги, выявляет, кто же
сегодня победил, я прошу команды выбрать самого
лучшего знатока литосферы, которого бы вы
премировали «5» за их активную работу, независимо
от результатов игры.

Подведение итогов урока, выставление
оценок победившей команде, активным участникам
игры и болельщикам.




Следующий: