Урок-повторение и обобщение в 10-м классе по теме Основные положения МКТ


Цели урока:

обучающие

  • обобщить и углубить знания по теме « Основы МКТ и теории о строении вещества»
  • углубить знания истории МКТ и вклад отдельных ученых, а её развитие
  • привести в систему знания учащихся о МКТ тепловых явлений
  • углубить навыки решения расчетных задач в рамках учебной темы
  • формировать понятия научной теории, показать роль эксперимента в создании научной теории

развивающие

  • развитие логического мышления (умения выделять главное и второстепенное, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы)
  • развивать общеучебные умения и навыки
  • развивать умения применять полученные знания на практике
  • развивать интерес к предмету
  • развивать у учащихся увлечения связанные с самостоятельной обработкой информации её поиском

воспитывающие

  • воспитание эстетического отношения к природе и окружающему миру
  • воспитание патриотизма

 Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала:

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока повторение и обобщение пройденной нами темы «Основные положения МКТ и тепловых процессов».

Давайте вспомним ребята Основную цель МКТ

Ученик: ЦЕЛЬ МКТ: объяснение свойств макроскопических тел и тепловых процессов, протекающих в них на основе представлений о том, что все тела состоят из отдельных беспорядоченно, движущихся частиц.

Молодцы. На каких основных положениях основывается теория

Ученик:

  1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы.
  2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом (тепловом) движении.
  3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами притяжения и отталкивания.

Учитель: Ещё в 4-5 веке д.н.э. древние греки предположили, что окружающий нас мир состоит из отдельных частиц, которые невозможно более разделить на более мелкие их назвали «неделимые» — атом. Это предположение было основано всего лишь на философских измышлениях.

С развитием науки атомарная теория атомарная теория получила дальнейшее развитие. И в течение веков основываясь на наблюдениях, опытах, математических расчетах, лабораторных исследованиях учёные доказали истинность предположений сделанных греками.

И хотя сейчас не многие лаборатории в мире имеют микроскопы, которые могут дать чёткое изображении атома, мы точно знаем об их существовании.



Давайте вспомним, ребята, что такое атом и из чего он состоит

Ученик.

Атом — электрически нейтральная микрочастица, состоящая из положительного ядра и окружающей его электронной оболочки.

Учитель: Каков размер атома?

Ученик. Размеры атома порядка 10 -10 м.

Учитель: Из каких элементарных частиц состоит атом и какова его структура?

Ученик. Атом состоит из трёх элементарных частиц: протонов, электронов и нейтронов.

Учитель: Большой вклад в развитие этой теории внесли многие учёные, давайте вспомним их:



Ученики.

  • Джон Дальтон – ввёл понятие атома, как частицы вещества
  • М.В. Ломоносов – развил молекулярно – кинетическую теорию теплоты, в его трудах предвосхищались законы сохранения массы и энергии
  • Роберт Броун – объяснил движение взвешенных в газе и жидкости частиц
  • Жан Батист Перрен – экспериментально доказал броуновское движение
  • Альберт Эйнштейн создал теорию броуновского движения

Учитель: Вторым положением МКТ является что, Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом (тепловом) движении.

Какие явления известные вам доказывают этот факт?

Ученик: диффузия и броуновское движение

Учитель: Хорошо, давайте вспомним об этих явлениях:

  • Броуновское движение — что это за движение?

Ученик: Это тепловое движение мельчайших микроскопических частиц, взвешенных в жидкости или газе.

Учитель: Как объясняется это движение?

Ученик: Броуновские частицы движутся под влиянием беспорядочных ударов молекул.

Учитель: Пронаблюдаем за этим движением на видео фрагменте.

  • Какое явление мы называем диффузией?

Ученик: Диффузией называется явление проникновения двух или нескольких соприкасающихся веществ друг в друга.

Учитель: При каких условиях процесс диффузии будет происходить наиболее интенсивно?

Ученик: От температуры и состояния вещества.

Учитель: Приведите примеры диффузии в газах и жидкостях.

Ученик: Заварка чая, распространение аромата духов.

Учитель: Пронаблюдаем процесс диффузии на опыте (видео фрагмент).

Третье положение МКТ говорит нам, Частицы взаимодействуют друг с другом силами притяжения и отталкивания.

 

В зависимости от сил притяжении и отталкивания действующими между молекулами и атомами существуют три агрегатных состояния вещества, какие и каковы их свойства?

Ученик 1: В твердых телах молекулы совершают беспорядочные колебания около

фиксированных центров. Эти центры могут быть расположены в пространстве

нерегулярным образом (аморфные тела), образовывать упорядоченные объемные

структуры (кристаллические тела)

Ученик 2: В жидкостях молекулы имеют значительно большую свободу для теплового движения. Они не привязаны к определенным центрам и могут перемещаться по всему объему. Этим объясняется текучесть жидкостей. Близко расположенные молекулы жидкости также могут образовывать упорядоченные структуры, содержащие несколько молекул.

Ученик 3: В газах расстояния между молекулами обычно значительно больше их размеров. Силы взаимодействия между молекулами на таких больших расстояниях малы, и каждая молекула движется вдоль прямой линии до очередного столкновения с другой молекулой или со стенкой сосуда. Слабое взаимодействие между молекулами объясняет способность газов расширяться и заполнять весь объем сосуда.

Учитель: Пронаблюдаем анимационный фрагмент и ещё раз повторим, как отличаются друг от друга агрегатные вещества (фрагмент).

Молекулярно – кинетическая теория характеризуется основным его уравнением, какие величины входят в это уравнение?

Ученик: Давление, концентрация молекул газа, масса одной молекулы, квадрат средней скорости.

Учитель: Верно (наблюдение фрагмента).

Данный раздел содержит большое количество формул давайте вспомним их( у детей на столах лежат незаполненные таблицы в течение 1-2 минут они заполняют её).

Обменяётесь с соседом по парте листками и проверим ваши знания формул. (Дети проверяют и ставят отметку) Собираются заполненные листы.

3. Решение задачи

Учитель: Следующим этапом нашего урока является решение задачи.

В озеро, имеющее глубину 10м и площадь 20км², бросили кристаллик поваренной соли массой 0.01г. Сколько этой соли оказалось бы в напёрстке воды объёмом 2см³, зачёрпнутой из озера. Если полагать, что соль, растворившись, равномерно распределилась во всём объеме.

4. Выполнение тестового задания.

В течение 10 минут дети выполняют тест на компьютерах, получают отметки за тест.



5. Итог урока.

6. Домашнее задание:

Каждый ученик получает задачи разного уровня сложности, повторить параграфы 58-61.

Приложение 1




Следующий: