Урок Поволжье; ЭГП и население, 9-й класс


Цели:

  1. Продолжить формирование знаний о районах
    России на примере Поволжья. Показать
    районообразующую роль Волги.
  2. Изучить влияние природных условий и ресурсов на
    развитие и размещение хозяйства Поволжья.
  3. Сформировать представление о населении
    Поволжья.

Оборудование:

карта “Экономика Поволжья”,
контурная настенная карта России, атласы и
контурные карты, дидактический материал
(приложения №1,2,3), проектор.

(на доске план урока:

1. Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Приодные ресурсы.
5. Население.)

Ход урока

Презентация

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала

.

1) . ЭГП района.

А) Название района связано с рекой — величайшей
реки Русской равнины , самой длинной реки Европы
– Волги.

- Состав Поволжского экономического района:
один ученик работает на настенной контурной
карте, учитель на проекторе показывает субъекты ,
входящие в состав района, все- на к/к отмечают
границы ПЭР

- Что такое ЭГП района?

Приложение №1.



(ЭГП — отношение экономико-географического
объекта к природным и историко-экономическим
объектам, находящимся вне него, но оказывающим
влияние на его развитие.

План характеристики ЭГП района.

1. Положение в стране (окраинное , пограничное,
центральное, к каким морям имеет выход);
конфигурация территории.

2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.

3. Положение по отношению к другим государствам.

4. Транспортные связи

5. Положение по отношению к сырьевым и
энергетическим базам.

6. Влияние ЭГП на развитие и размещение
хозяйства территории.)

Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории
Поволжья на проекторе,

затем учащиеся
заполняют таблицу:

Приложение №2

“Заполните пропуски:

1. Стержень района –_______________,связующее звено
субъектов федерации , образующих экономический
район.

2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500
км.).

3. Находится между двумя индустриальными
ядрами: ___________________________________ и Уралом.

4. Граничит с ________________________________ районом,

Северо-Кавказским районом, Уральским районом,
__________________________________ районом, ____________________районом

(Пензенская область.)

5. Имеет внешние границы с _____________________________, но
граница “прозрачная”-_________________________________________,
________________________________________________, рынок сбыта;
наркотики.

6. Транспортное положение:

А) ___________________________________________________;

Б) транзитные_____________________________________________________,
____________________проводы и газопроводы;

В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога;

Г) По Волге и системе волжских каналов выход к
морям: Каспийскому,
____________________________________________________________________

Сделайте вывод : ________________________________________________________

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны
особенности природы после их обсуждения
заполняют таблицу и делают выводы.)

Приложение №3

Природные условия.


Природные условия Характеристика природных условий
1. Рельеф
2. Климат
3. Природные зоны

Вывод:

условия достаточно благоприятны для
хозяйственной деятельности и проживания людей.

В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации
показаны основные виды ресурсов , после
обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод)

Работа с Приложением №4.

Ресурсы ПЭР

Заполните таблицу:


Ресурсы Местонахождение Отрасли специализации

(эта часть
таблицы заполняется на втором уроке ,
посвященном хозяйству Поволжья)

Вывод:

ресурсы есть , но их недостаточно.

Г) Население. (презентация и работа
с приложением №5) :

Приложение №5.

Население.

1.Назовите коренные народы
Поволжья:___________________________
____________________________________________________________.

2.Какие государства существовали на территории
Поволжья?__________
_____________________________________________________________

3.Какое значение имел выход к Волге ,для
формирующегося Русского государства ?

а) _____________________________________________________;

б) _____________________________________________________;

в) ______________________________________________________.

4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ
веке?_____________
_____________________________________________________________________.



5. Когда в Поволжье появились немцы?
___________________________________.



6. Найдите соответствие :

народ религия
а) русские А) ислам
б) калмыки Б) православие
в) татары В) буддизм

7. Заполните таблицу:


Численность населения Поволжья
Плотность населения
% урбанизации
Города -миллионеры

8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод.


Регион Численность населения 2002 год (по данным
переписи населения)
Численность населения 2005 год
Татарстан 3 779 265 3 768 500
Пензенская 1 452 941 1 408 000
Самарская 3 239 737 3 195 100
Саратовская 2 668 310 2 608 300
Ульяновская 1 382 811 1 329 000
Астраханская 1 005 276 992 100
Волгоградская 2 699 223 2 718 157
Калмыкия 292 410 314 300


Название региона рождаемость смертность Естественный прирост (естественная
убыль)
Миграционный прирост
Татарстан 10,2% 13,8 % 2,1%
Пензенская 8,6% 17,3% -0,8%
Самарская 9,7% 16,8% 4,5%
Саратовская 8,2% 16,3% -0,2%
Ульяновская 8,7% 16,4% 0,5 %
Астраханская 8,6% 15,3% 4,2%
Волгоградская 8,4% 17,5% 5,7%
Калмыкия 13,5% 11,9% -0,9%

Посчитайте естественный прирост, сделайте
столбчатую диаграмму, сделайте
вывод._______________________________________________________________________
______________________________________________________________

Вывод

: население многонационально,
территория одна из самых освоенных и
густозаселенных, но много проблем.

IIІ. Заключение

.

1. Сколько субъектов РФ. входят в состав ПЭР?

2. Имеет ли преимущества в ЭГП ПЭР по сравнению с
ЭГП Ленинградской области?

3. Основные черты природно-ресурсного
потенциала ПЭР. (благоприятные природные условия
для ведения хозяйства; много ресурсов, но запасы
их истощаются)

4. Почему население ПЭР не сокращается так
стремительно , при отрицательном естественном
приросте?

ІV. Д/З :

в к/к отметить минеральные ресурсы
ПЭР, проработать записи в тетради.




Следующий: