Урок-портрет Д. И. Менделеев

Ведущий:

Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных и смелых догадок.
Как чудо природы, является гений,
И в хаосе этом наводит порядок.

Д.И. Менделеев… В чем причина гениальности этой
многогранной личности? Кто он? Откуда пришел в
этот мир? Каков круг его интересов?

Ученик 1: Более 150 лет назад в Тобольске
жила большая семья. Отец Иван Павлович Менделеев
был директором гимназии. Мать Мария Дмитриевна
воспитывала детей. Она была дочерью Тобольского
купца Корнильева, очень умная, образованная
женщина, добрая и заботливая мать.
8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 г. в семье
родился семнадцатый ребенок. В то время много
детей рождалось, но много и умирало. Трое
младенцев Менделеевых умерли, не дожив до
крещения. В церковной книге последний сын
Менделеевых записан 14 ребенком. Вскоре его
крестили и нарекли Митей. К этому времени у
Менделеевых осталось 7 детей 5 дочерей и 2 сына.
Митя стал 8 ребенком. Семья занимала несколько
комнат в здании гимназии. Содержать большую
семью на одно жалованье было непросто. А в год
рождения последнего сына семью постигло
несчастье. Отец семейства полностью ослеп. Ему
пришлось оставить должность директора гимназии
и освободить квартиру. Положение Менделеевых
было крайне тяжелым.

Ученик 2: У брата Марии Дмитриевны,
недалеко от Тобольска, в селе Верхние Аремзяны,
был небольшой стекольный завод. Он предлагает
сестре управление этим заводом, который не
приносил почти никакой прибыли. Семья
Менделеевых переезжает в Верхние Аремзяны и
поселяется в просторном барском доме. Работать
Марии Дмитриевне первое время было очень трудно.
Поставщики и купцы пытались обмануть женщину,
незнакомую с делопроизводством, крестьяне ей не
доверяли. Не принято было, чтобы женщина
руководила. Но очень скоро Мария Дмитриевна
завоевывает доверие. Она разобралась в делах
завода, по ее указанию в селе начинают строить
школу для крестьянских детей и церковь.

Ученик 3: В семье Менделеевых было два
культа книги и труд. Каждый имел свои
обязанности. Дети помогали взрослым. Вместе с
крестьянскими детьми они ходили в лес за грибами
и ягодами. Маленький Митя очень любил прогулки в
лесу. Он с любопытством рассматривал разные
растения, наблюдал за насекомыми и птицами. С
ранних лет у мальчика развивались такие черты,
как любознательность, наблюдательность. В
свободное время Митя много читал, а значит, много
узнавал. Очень любил купаться с крестьянскими
ребятишками в реке Аремзянке. И еще одно любимое
занятие было у мальчика: он приходил на
стекольный завод и часами наблюдал, как варят
стекло. Из песка и соды поднималась расплав
ленная, пузырящаяся масса, она бурлила, меняя
цвета. Мастер подхватывал длинной трубкой каплю
расплавленного стекла и выдувал различную
посуду. Наверное, именно здесь, наблюдая за
чудесными превращениями, увлекся маленький Митя
наукой, которой посвятил всю свою жизнь. В селе
Верхние Аремзяны Менделеевы прожили 6 лет.

Ученик 4: В 1841 г. семья возвращается в
Тобольск. Ивану Павловичу сделали операцию, он
стал видеть и может работать, правда, уже не в
должности директора. Здесь, в возрасте 6 лет, Митя
поступает в гимназию. Первые годы его учебы не
отличаются особыми успехами. Оценка
«посредственно» частая гостья в его табеле.
Особенно не любил Митя латынь и закон божий, где
нужно было заучивать длинные, скучные молитвы.
Латынь преподавал Редькин. Ребята дали ему
прозвище «Редька». Он на уроках постоянно
дремал, заставляя гимназистов читать латынь.
После окончания гимназии латыни была устроена
показательная «казнь». Сложив все учебники
латыни в кучу, гимназисты забросали их камнями.
Были у Мити и любимые предметы: литература,
которую преподавал Петр Павлович Ершов (автор
«Конька Горбунка»), математика и физика.
Несмотря на то, что учился Митя не блестяще, он
хорошо окончил гимназию. Директор гимназии
отметил его эрудицию, начитанность, стремление к
познанию. За 2 года до окончания гимназии умер
Иван Павлович Менделеев. Мария Дмитриевна
распродает небогатое имущество, и с младшими
детьми Лизой и Митей отправляется в Москву. Не
поездом, и не самолетом, а на лошадях через
Уральские горы, семья отправляется в трудное, но
интересное путешествие. Так закончились детские
годы Д.И. Менделеева и Тобольский период в его
жизни.

Ученик 5: Мария Дмитриевна очень
хотела, чтобы ее любимец Митя учился в Московском
университете. Но его не приняли, так как гимназия,
в которой он учился, принадлежала к Казанскому
округу. Лишь через год, в 1850г он вынужден
поступить в Петербургский педагогический
институт. В институте была строжайшая
дисциплина: вставали в 6 утра, через полчаса, уже в
формах, все выстраивались в классах для
самостоятельных занятий. Через 2 часа завтракали
и с 9 до 12 были лекции. Отдыхать было запрещено. В
течение всего дня все спальни были закрыты. Здесь
Дима увлекается минералогией, пишет свою первую
научную работу. Но и беда не забыла его. Умирает
мать Мария Дмитриевна. Дима осиротел. Однако,
несмотря ни на что, Д.И. Менделеев окончил
институт с золотой медалью, блестяще выдержал
экзамены. Академик Фрицше написал ходатайство в
институт о направлении Менделеева за границу, на
учебу. Но это было невозможно. По закону
выпускник должен отслужить 3 года учителем. Он
направлен в Симферопольскую гимназию, но,
вследствие военных действий, гимназия
закрывается.

Ученик 6: У Менделеева направление в
Одессу. Он получил там место преподавателя. У
него есть своя небольшая лаборатория. Здесь, в
южном городе, он начинает искать причину
химического сродства. Полгода в Одессе. И вот
Менделеев опять в Петербурге. Он привез свою
диссертацию. В 1856 г. ему всего 22 года, и он
получает свою первую ученую степень магистра
физики и химии. В октябре того же года он защищает
вторую диссертацию. А потом молодой ученый едет
на почтовой карете в свою первую командировку за
границу в знаменитый Гейдельберг. Здесь он обрел
новых друзей Александр Бородин, Иван Сеченов.
Трое великих русских, маленькая «могучая
кучка», они работали не покладая рук.
А в Петербурге Менделеев вдруг ощущает острую
радость возвращения. Он часто встречается с
Феозовой Лещовой, подругой его сестры, и вскоре
женится. Через 3 года у Менделеевых родился сын.
Дмитрий Иванович покупает небольшое именьице
Боблово и с пылом начинает заниматься сельским
хозяйством. В Боблово ему хорошо. Он много гуляет,
ездит верхом, хлопочет на своем опытном поле,
возится с сыном. Но в то же время в нем зреет
великий ученый.

Ведущий: И вновь Петербург. Мысль о
химическом сродстве элементов опять занимает
его. Непременно должен быть закон, который
определяет сходство и различие элементов,
населяющих мир. В 1869 г. появляется первое
сообщение об открытии периодического закона.
– А сейчас история про таблицу Менделеева и про
то, как непросто утверждаются великие открытия.

ИНСЦЕНИРОВКА

Случилось в Петербурге это
(появляется Менделеев, садится за стол и
работает, на столе – книги, карточки с элементами)

Профессор университета
Писал учебник для студентов…
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали 60)
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье,
И вера в то, что он найдет
Он так работал целый год.
Но вот дела отложены,
(Менделеев изображает)
Расчеты прерываются.
С утра в дорогу дальнюю
Ученый собирается.
Все чемоданы собраны,
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается!»
А барин одевается
И к двери направляется
Он к двери направляется…
И вдруг!..

Шляпа брошена в углу.
Он бросается к столу
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он –
В чем разгадка, в чем закон.
Но все ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон…
(Девушка обмахивает Менделеева легким платком,
исполняется танец химических элементов.)

Менделеев (просыпается): «Ученый должен
отдыхать,
Но и во сне не знать покоя,
Тогда открытие любое
Вовек не сможет он проспать.»
(Менделеев продолжает работать.)
Был четвертый ряд нарушен.
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен.
Тот, что в этой клетке нужен.
Но напрасно беспокойство,
Существует где-то он!
Менделеев: «Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе, иль нет,
Как плавится, в чем растворим,
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!



Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденых нигде!»

(Уходят.)

Ведущий: А мы переместимся в Париж. 1875
г., квартира Лекока Де Буободрана.

(За столом Лекок Де Буободран, весы и пр.)

Вот как-то раз узнали ученые всех стран,
Металл чудесный Галлий
(В честь Франции назвали)
Открыл Буободран.
Довольный и счастливый,
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал!
(Заходит почтальон с письмом)
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?! Ошибся я!
Слыхали?!» Француз был удивлен,
«В глаза не видел Галлий,
А свойства знает он! Вес высчитал удельный
Точней, чем я стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой Галлий
Он кинул на весы…
Ответ в Россию мчится (пишет):
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь Галлий был один из трех,
Предсказанных заранее!..
И следом, как из-под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет Германий извлекли
(Естественно, в Германии)
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен!

Ученик 7: После открытия
периодического закона были и другие открытия. В
1877 г. публикуется теория происхождения нефти. Во
время первой своей поездки в Баку ученый пишет
жене и дочери: «К богатствам края принадлежат
источники нефти и газ, выходящий из-под земли.
Нефть вытекает ключами вместе с соленой водой,
для сбора ее вырывают колодцы или ямы. Эту нефть
тут жгут в лампах, ее везут в степи для смазки
колес, отправляют в Персию в большом количестве.
Нефть перегоняют. Чтобы перегнать нефть,
устраивают большие кубы, в которых кипятят нефть
и собирают пары, выходящие из куба. Чтобы
нагревать нефть, для этого здесь используют газ,
идущий из земли, под которой разлагается дерево…
Этот газ идет из-под земли во многих местах…»
С целью изучения нефтяного дела Д.И. Менделеев
совершает поездку в Америку. Он первым из ученых
указал на необходимость полной переработки
нефти. «Топить нефтью все равно, что топить
ассигнациями». Эта крылатая фраза принадлежит
Д.И. Менделееву.
Есть у Менделеева работа по изучению Северного
ледовитого океана для освоения Северного
Морского пути. Получив известие о гибели русской
эскадры в Цусимском проливе, Менделеев заплакал,
а потом с горечью произнес, что этого бы не
случилось, если бы мы освоили путь северными
морями.
Подводный хребет в Северо-Ледовитом океане
назван именем Менделеева.

Ученик 8: Научная деятельность Д.И.
Менделеева многогранна. Им напечатано более 400
фундаментальных работ: 40 посвящены химии, 106
физической химии, 99 физике, 22 географии, 99 технике
и промышленности, 36 экономике, 29 проблемам
воспитания и другим проблемам.
Опыты его по сельскому хозяйству были настолько
удачны, что профессора сельскохозяйственной
академии привозили к нему, в имение Боблово,
студентов на практику, а окрестные крестьяне
приходили к Дмитрию Ивановичу за советом.
Д.И. Менделеев писал: «Я сам хозяйничал над землей
и хлеб в изобилии умел производить, знаю даже, что
легко увеличить обычные у нас урожаи даже в три, и
в четыре раза».

Ведущий: Все дела, дела… А как же с
любовью? Настоящая любовь случилась не сразу…

Ученик 9: Они познакомились в доме его
старшей сестры. Ее звали Анной, и она так не
походила на всех девушек, которых он встречал
раньше. (рассказ идет на фоне музыкальной
пантомимы) Она была стройна, нетороплива, под
густыми черными бровями светились большие серые
глаза, а голову украшали длинные, тяжелые косы.
Она приехала в Петербург, чтобы поступить в
академию художеств, и нашла здесь то, о чем не
смела и мечтать.
Ему за сорок… Он влюбился в нее, как мальчишка.
Сначала он даже не понимал, что с ним происходит:
рядом с ней он ощущал острые приступы
одиночества. Это было очень похоже на то, как
человек, исстрадавшийся от жажды в пустыне, рядом
с источником острее ощущает мучения. Он избегал
ее, прятался на своей половине дома, но никак не
мог заставить себя не думать о ней. Отец ее, узнав,
сколь холодно она обошлась со своим женихом,
встревоженный, приехал в Петербург и здесь узнал
то, что знали все: его дочь и Менделеев любят друг
друга. Однако надежд у них не было. Бывшая жена не
давала Менделееву развод, и отец Анны потребовал
у Менделеева не встречаться с его дочерью.
Менделеев обещал. Но обещал зря. Он не смог
сдержать слово. Его влекло туда, где была она. Он
выжидал ее, прячась за колоннами, скрываясь в
тени залов. Он вел себя, как мальчишка. Отец Анны
предпринимает еще один шаг: он отправляет дочь на
зиму в Италию.
Стоял морозный декабрь, а Менделеев, глядя в окно
вагона, сжимал шляпу в руках. Было туманно, и ему
казалось, что они никогда не увидятся… Она
уехала, а он писал ей письмо за письмом и опускал
их в ящик стола, за которым работал. Ведь он
обещал не напоминать о себе…
Потом ему пришло время ехать в Алжир, на
химический съезд. Его друг Бекетов, видя
безнадежное положение Менделеева, помчался в
Боблово. Он убеждает бывшую супругу дать свободу
мужу. Заручившись согласием на развод, Бекетов
спешит в Петербург, и едва застает Менделеева
перед отъездом на пристань.
Пароход причалил в Алжире, но Менделеева на борту
не было. Он был в Риме. Возле нее. Но до полного
счастья еще далеко. Церковь наложила на брак
Менделеева епитимью запрет, и он 7 лет не имел
права жениться. Через год кронштадский священник
нарушил этот запрет. Он обвенчал Дмитрия
Ивановича с Анной Ивановной и в наказанье был
лишен своего сана. Вот такая была у них любовь.
Трудная, мучительная и счастливая.

Ученик10: Были у Дмитрия Ивановича и
увлечения, но часто и они превращались в
серьезное, большое дело.
7 августа 1887 г. Менделеев собрался полететь на
воздушном шаре для наблюдения солнечного
затмения. Был серый дождливый день. Все небо
затянуло тучами. К Менделееву подошел его
ассистент и сказал: «Дмитрий Иванович, лететь
нельзя, у аэростата нет подъемной силы, уверяю
вас…»
Менделеев ответил: «Слишком многие следят за
научным опытом. Я не могу подорвать у них веру в
науку». Он решает лететь один. В полете
хладнокровен, все делает по науке, а, закончив
наблюдения, обнаруживает, что веревка от
выпускного клапана запуталась. Тогда Менделеев
выбирается из корзины, взбирается по строповке и
распутывает ее. Полет ученого на воздушном шаре
закончился удачно.

Ученик 11: Характерная черта Д.И.
Менделеева не любил, когда при нем про кого-либо
говорили дурно. Не любил в характере
неуверенность, необдуманность, торопливость в
действиях. Любимые качества: правда, труд,
прощение. В свободное время Менделеев любил
клеить чемоданы, общаться с друзьями, а также
любил пошутить. Знаменитый художник Репин,
посещавший ученого, много курил и вот однажды…

СЦЕНКА

Менделеев: Любезный друг, хочу вас
попросить… Не могли б вы закурить?

Репин: Как можно, профессор, тут дамы…

Менделеев:

Курите, батенька, не думайте об этом всем,
Ведь дым мы в банку соберем.

Репин закуривает, Менделеев закрывает банку.

(Опыт «Дым без огня»)

Репин:

Вам, профессор, не ново удивлять…
А можно этим подышать? (Пытается дышать,
кашляет)

Шутить, изволите, вы так?

Менделеев: Простите, друг мой, сей
пустяк!

Ученик 12: С университетом Менделеев
прощался в 1890 г., и это были тоскливейшие дни в его
жизни. Он поддержал студентов в их требованиях к
начальству. После этого ему пришлось подать в
отставку. Курс он прочитал до конца. Последнюю
лекцию прочел великолепно. Аудитория его была в
тот день заполнена, как никогда: прощаться с ним
пришли студенты и других факультетов. В зале
появились жандармы. Увидев их, Менделеев
опустился на стул и, положив свою большую голову
на руки, беззвучно заплакал.
Но это был далеко не конец. Он не сдался. Он еще
много работал. Он изобретает бездымный порох, он
становится ученым хранителем Депо образцовых
мер и весов, занимается литературной
деятельностью.

Ведущий: Гений… Услышав однажды, как
кто-то из его учеников произнес это вслух,
рассердился всерьез, замахал руками и крикнул
сварливо: (появляется Менделеев) «Какой там
гений! Трудился всю жизнь, вот и гений!» (Уходит)

Ведущий: Нет, все-таки – гений. Именем
Менделеева названы: кратер на обратной стороне
луны, подводный хребет, вулкан на Камчатке,
химический элемент101, уравнение состояния газов,
улицы и поселки.
Мы гордимся, что Дмитрий Иванович Менделеев –
русский ученый!

Приложение




Следующий: