Урок Погода и климат. Климатообразующие факторы

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Разобрать понятия «погода», «климат», их
    отличия. Причины, влияющие на формирование
    климата и изменение погоды.
  • Научить устанавливать
    причинно-следственные связи между элементами
    погоды и явлениями погоды.
  • Продолжить формировать аналитические
    способности и познавательный интерес
    учащихся, умение работать с разными
    источниками информации.
  • Поднять эмоциональный настрой учащихся,
    используя музыку и стихи. Прививать любовь к
    географии и заинтересованность в изучении
    предмета.

Оборудование: Презентация,
музыкальные фрагменты – Чайковский «Времена
года», песня «У природы нет плохой погоды»,
видеофрагмент «прогноз погоды», раздаточный
материал – стихи о временах года, кроссворды,
календарь.

ХОД УРОКА

– Прежде чем мы запишем тему сегодняшнего
урока, послушайте, пожалуйста, музыкальный
фрагмент и подумайте, какая сегодня у нас тема
урока.
Ребята слушают фрагмент песни «У природы нет
плохой погоды» и отвечают, что тема урока
«Погода». После этого записывают тему урока в
тетрадь.
Мы часто в повседневной жизни используем слово
погода в нашей разговорной речи. А что вы
понимаете под словом «погода»? (Ребята дают
свои варианты ответов, обсуждаем)
Подводим
итог и записываем –

Погода – это состояние тропосферы в
данное время в данном месте

Далее обсуждаем – а с помощью каких
показателей мы характеризуем погоду. Чтобы вы
смогли ответить на этот вопрос, посмотрите
фрагмент видеозаписи «Прогноз погоды» и схему –
«элементы погоды».

После просмотра ребята отвечают, какие
элементы характеризуют погоду и записывают их в
тетрадь.

Далее переходим к обсуждению понятия климат. Мы
иногда слышим – «у нас такой -то климат», «мне не
подходит этот климат». А что такое климат? Ребята
затрудняются ответить на этот вопрос, записываем
вместе.

Климат (в переводе с греч. –
«наклон») – многолетний режим погоды,
характерный для данной местности.

– Как вы думаете, есть ли на Земле места, где
погода и климат всегда одинаковые?
Ребята отвечают, что да, есть такое место – это
экватор. Записываем.

Погода и климат – одинаковые на экваторе! Там
всегда тепло и жарко.

– А у нас?
Ребята отвечают, что у нас выделяют сезоны
года.
Есть следующие сроки наступления сезонов года:

  • Календарные – 1 марта, 1 июня, 1 сентября, 1
    декабря.
  • Астрономические – 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22
    декабря.
  • Фенологические – зависят от географической
    широты (главные показатели весны –дата начала
    разрушения устойчивого снежного покрова и
    переход температур через — 5)
  • Климатические – весна начинается со
    среднесуточной температуры выше 0, лето выше + 15,
    осень ниже + 15, зима ниже 0.

В каждой местности в основном используют
фенологические сроки. На Урале – это:


Время года Срок наступления Продолжительность
Лето 5 июня
Осень 24 августа
Зима 30 октября
Весна 26 марта

Давайте посчитаем по календарю
продолжительность каждого сезона.
Лето – 80 дней. Осень – 67. Зима – 147. Весна – 71.
Такой видят погоду метеорологи. А какой видят
ее поэты? У вас на столах листочки со стихами. (Приложение 1).Выделите,
как описывают погоду поэты. На работу 3 минуты.
Через 3 минуты проверяем. Пока ребята работают,
звучит музыка Чайковского «Времена года».

Зима

берега с недвижною рекою, блеснул мороз, метели,
нет голой земли, морозы затрещали, сковали пруды,
снег падает, ложится белой пеленою, иней
сверкает, вихри снежные крутя, буря воет,
мороз и солнце, блестя на солнце снег лежит,
ели сквозь иней зеленеет, речка подо льдом
блестит, горят снежинки, волшебница зима, матушка
зима, ведьма злая

Весна

снега сбежали, мутными ручьями,
потопленные луга, снег последний тает, воды
шумят, кувшинчик зацветает,
воздух чист,
шумят ручьи, бегут ручьи,
река несет лед,
весна –краса природы,
утро года,
прекрасное дитя

Лето

лег загар, золотится пшеница, палит отвесными
лучами, солнце жжет, от зноя бледен небосклон, ни
облачка, толчется сеткой мошкара, завтра вновь
жара, теплых зорь, щедрых рос, лето красное, дожди
июльские

Осень

короче день, листья
пожелтелые, леса
обнажились, гусей караван,
скучная пора, унылая пора
природы увяданье, в багрец и золото одетые леса,
очей очарованье, туман и непогоды, румянит клены,
осинник желтый, осыпался березы лист,
обсыпается сад, дожди грибные, кисти ярко красные
рябин, осень золотая, проливной дождь, листья
опадают

А теперь давайте подумаем, почему изменяется
погода? Иногда она меняется прямо на наших глазах
– почему?

Ребята отвечают, что из-за смены ветра.
Записываем:
1. Главная причина изменения погоды –
смена направления ветра.

– А почему климат разный на разных территориях?
Ребята отвечают, из-за географической
широты. Записываем.

2. Климат зависит от географической широты

Чем дальше от экватора, тем меньше угол наклона
солнечных лучей и тем холоднее.

– Что происходит с температурой с поднятием в
горы (с высотой)?

3. Климат зависит от высоты местности над
уровнем моря. Чем выше, тем холоднее
.

Обсуждаем – как зависит температура воздуха и
количество осадков в направлении от океана
вглубь материка. Записываем.

Чем дальше от океана,
тем холоднее зима,
теплее лето
и меньше осадков.

4. Климат зависит от океанических
течений.
А как будет если – теплое
течение. Сделайте схему сами.

5. Зависимость климата от направления
господствующих ветров.

Екатеринбург

1. с севера, Северного Ледовитого океана –
приносит похолодание
2. с запада – с Атлантического океана – летом
–похолодание, зимой –потепление
3. с юга – потепление

– Итак, мы с вами рассмотрели основные причины,
от которых зависит климат. Назовите эти
причины:

1.
2.
3.
4.
5.

(ребята перечисляют)

Подводим итоги урока. Выставляем
оценки за работу на уроке.

– А теперь в качестве закрепления давайте
заполним кроссворд (Приложение
2
, Приложение 3,
Приложение 4)

Задание на самоподготовку:

  • Выучить конспект
  • Подобрать пословицы, поговорки, приметы погоды.

Следующий: