Урок по теме Химические реакции

Цель урока:

способствовать формированию
знаний учащихся об отличии физических явлений от
химических реакций.

Задачи урока:

  • обучающая: содействовать формированию различий
    между физическими и химическими явлениями;
    повторить признаки и условия протекания
    химических реакций; дать первоначальное
    представление о классификации химических
    реакций по тепловому эффекту;
  • развивающая: развивать навыки вести
    сравнительный анализ, обобщать и делать выводы,
    формулировать определения понятий; развитие
    логико-смыслового мышления учащихся, памяти,
    химического языка, а также умения осуществлять
    самостоятельную деятельность на уроке;
  • воспитательная: воспитывать культуру
    умственного труда, положительную мотивацию к
    учению; способствовать воспитанию гуманности,
    дисциплинированности, эстетического восприятия
    мира, продолжить формирование убеждения
    учащихся в необходимости привлечения средств
    химии к пониманию и описанию процессов,
    происходящих в окружающем мире.
  • Методы, приемы работы:

    Метод словесной
    передачи информации, слухового и зрительного
    восприятия информации (беседа, рассказ,
    презентация), демонстрация опытов,
    самостоятельная работа.

    Оснащение урока:

    презентация “Химические
    реакции
    ”, опорный план-конспект, компьютер,
    проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь.

    Оборудование и реактивы

    . Лабораторный штатив
    с пробирками, пробирка с газоотводной трубкой,
    спиртовка, спички, тигельные щипцы, растворы
    хлорида железа FeCL3, роданида калия KNCS,
    медного купороса (сульфат меди) CuSO4,
    гидрооксида натрия NaOH, соляной кислоты HCL;
    карбоната кальция СаCO3, порошок железа,
    порошок серы S.

    Интеграция:

    физика

    Литература:

  • О.С. Габриелян. Химия. 8 класс Учебник для
    общеобразовательных учреждений Москва
    “Дрофа”, 2006 г.
  • М.Ю. Горшковенко, Химия. 8 класс: поурочные
    разработки. – М.: ВАКО, 2004
  • О.С. Габриелян., А.В. Яшукова. Химия. 8-9 классы:
    метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008
  • Е.В. Савинкина. Сборник задач и упражнений по
    химии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2010
  • Единая коллекция образовательных ресурсов.
  • Коллекция: естественнонаучные эксперименты.
  • Этапы урока:

  • Организационный момент 1-2 мин.
  • Вводная часть – 5 мин.
  • Основной этап – 28 мин.
  • Заключительный этап:
    • Закрепление изученного материала урока – 8 мин.
    • Домашнее задание – 1 мин.
    • Подведение итогов урока – 2 мин


    Ход урока

    Расскажи мне, и я забуду,
    покажи
    мне, и я запомню,
    вовлеки
    меня, и я научусь.
    Китайская
    мудрость


    I. Организационный момент.

    Приветствие.


    II. Вводная часть

    На прошлых уроках мы изучали основные классы
    неорганических веществ. Рассмотрели их
    классификацию, состав, строение. Но наши знания
    будут неполными, если мы не изучим явления
    происходящие с ними. Презентация

    Мы приступаем к изучению новой главы
    “Изменения, происходящие с веществами”. При
    изучении новой темы:

    • определим – сущность физических и химических
      явлений;
    • выявим – признаки химических реакций;
    • отметим – условия протекания реакций;
    • познакомимся – с видами химических
      реакций.

    Сегодня на уроке, используя опорный план –
    конспект (приложение 1)
    и имеющиеся у вас знания из курса физики, отметим
    отличия физических явлений от химических
    реакций, признаки и условия протекания реакций и
    дадим первоначальное представление о
    классификации химических реакций по тепловому
    эффекту.


    III. Основной этап

    Человек, и все, что его окружает – живая и
    неживая природа непрерывно изменяются. Вся живая
    и неживая природа состоит из веществ. Изменения,
    происходящие с веществами, называются явлениями.

    – А как классифицируются явления? (Явления
    делятся на физические и химические).

    В чём отличие химического явления от
    физического? (В результате химического явления
    изменяется состав вещества, а в результате
    физического явления состав вещества остается
    без изменения, а меняется лишь его агрегатное
    состояние или форма и размеры тел).

    Учащиеся выполняют задание, а затем
    осуществляют взаимопроверку (работа в парах)

    Задание.

    Укажите, о каких явлениях
    (физических или химических) идет речь:

    1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
    2. Приготовление порошка из куска мела.
    3. Скисание молока.
    4. Ковка меча.
    5. Гашение чайной соды уксусом.
    6. Вытягивание алюминиевой проволоки.
    7. Таяние снега.
    8. Образование ржавчины.
    9. Горение дров.
    10. Растворение сахара в чае.
    11. Гниение растительных остатков.
    12. Горение угля.
    13. Образование инея на деревьях.
    14. Замерзание воды.
    15. Протухание яйца.

    Физические явления:2,4,6,7,10,13,14

    Химические явления:1,3,5,8,9,11,12,15

    Проверь себя (на слайде высвечиваются
    правильные ответы).

    С физическими явлениями вы знакомились при
    очистке и получении чистых химических веществ.

    – Какими способами можно получать чистые
    химические вещества?

    1. Дистилляция или перегонка.
    2. Кристаллизация.
    3. Выпаривание.
    4. Фильтрование.
    5. Возгонка или сублимация.
    6. Отстаивание.
    7. Центрифугирование.

    Предложите способы разделения следующих
    смесей?

    а) соль и вода,
    б) бензин и вода,
    в) чаинки и кипяток,

    (а – выпаривание, кристаллизация, б –
    отстаивание, в – фильтрование)

    Со способами разделения смесей мы часто
    встречаемся в повседневной жизни. Например,
    фильтрование – это основа работы бытовой
    техники (пылесосов). Его используют хирурги
    (марлевые повязки на операциях), домохозяйки
    процеживают молоко, работниками очистных
    сооружений очищают питьевую воду и т.д. Но не
    только физические явления стоят на службе
    человека, происходит вокруг масса и других
    явлений, при которых из одних веществ образуются
    другие, новые вещества. Такие явления
    называются химическими. Их еще
    называют химическими реакциями.

    Нам сегодня предстоит выяснить, какие внешние
    признаки сопровождают химические реакции?

    – какие явления мы называем химическими?
    (Явления, при которых из одних веществ
    образуются, другие вещества называются
    химическими).

    • Что мы называем химической реакцией? (Любое
      химическое явление называется химической
      реакцией).

    В отличие от физических явлений при химических
    явлениях, или химических реакциях, происходит
    превращение одних веществ в другие. Главным
    итогом химической реакции является образование
    новых веществ, а у новых веществ, конечно же,
    будут и новые свойства.

    Поэтому, химические реакции часто
    сопровождаются внешними признаками. Для того
    чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я
    проведу ряд демонстрационных опытов. Вам
    нужно определить признаки, по которым можно
    сказать, что произошла химическая реакция.
    Обратите внимание на то, какие условия
    необходимы для протекания этих химических
    реакций. (Учащиеся отмечают признаки и условия
    протекания реакций в опорном плане-конспекте)

    В ходе демонстрации опытов, учащиеся в опорном
    конспекте отмечают признаки и условия
    протекания реакций.

    ДО №1

    В первом опыте нужно выяснить, что
    происходит с хлоридом железа (III) при добавлении к
    нему раствора роданида калия KNCS (реакция
    сопровождается изменением окраски).

    ДО №2

    В пробирку нальём 2 мл медного купороса, добавим
    немного раствора гидрооксида натрия (выпадает
    осадок голубого цвета Cu(OH)2).

    ДО №3

    К полученному раствору Cu(OH)2vдобавить
    раствор кислоты HCL (осадок растворяется).

    ДО №4

    В пробирку с раствором карбоната кальция
    прильём раствор соляной кислоты HCL и выделяемый
    газ пропустим через раствор гидроксида кальция
    (выделяется газ, а раствор мутнеет).

    ДО №5

    Горение магниевой ленты (выделяется тепло и
    свет).

    ДО №6

    Нагревание смеси серы и железа.

    Учащиеся перечисляют признаки протекания
    химических реакций:

    1) Изменение окраски
    2) Появление запаха
    3) Образование осадка
    4) Растворение осадка
    5) Выделение газа
    6) Выделение или поглощение теплоты, иногда света

    И наконец, давайте выясним вопрос – какие
    условия необходимы для того чтобы прошла
    химическая реакция?

    1. Соприкосновение (измельчение, перемешивание)
    2. Нагревание
    3. Действие электрического тока, света.

    Самостоятельное изучение классификации
    реакций по тепловому эффекту, используя учебник.

    Рассмотрим классификацию реакций по тепловому
    эффекту. Откройте учебник стр. 137.

    Этап первичной проверки понимания
    классификации реакций по тепловому эффекту.

    Как классифицируют реакции по тепловому
    эффекту?

    (Реакции, идущие с выделением теплоты и света
    называются реакциями горения. Реакции
    горения это частный случай большой группы
    химических реакций, идущих с выделением теплоты.

    Но есть реакции, которым для их протекания
    необходимо теплота.

    В связи с этим реакции можно разделить на
    экзотермические и эндотермические)

    Демонстрация видеоопытов:

    растворение
    веществ с выделением тепла и
    растворение
    веществ с поглощением тепла.

    IV. Заключительный этап

    Проверь свои знания

    (учащиеся самостоятельно
    выполняют предложенные задания, а затем на
    слайде появляются правильные ответы).

    Задание 1.

    К экзотермическим реакциям
    относятся:

    А) ржавление железа

    Б) разложение мела при нагревании

    В) горение природного газа

    Г) окисление питательных веществ в живом
    организме

    Задание 2.

    Закончите фразу: “В отличие от
    экзотермических реакций, для эндотермических
    необходимым условием является…”

    Задание 3

    . Для наиболее эффективного
    осуществления реакции горения твердого топлива
    необходимо:

    А) брать крупные куски топлива
    Б) измельчить топливо
    В) обеспечить доступ воздуха

    Г) ограничить доступ воздуха
    Д) обеспечить постоянное нагревание
    Е) Нагреть для начала реакции


    Рефлексия.

    1. Сегодня я понял …
    2. Теперь я могу…
    3. Я приобрел….
    4. Меня удивило …
    5. Я попробую …
    6. Мне захотелось…


    Домашнее задание

    .

    • § 25, 26;
    • творческое задание: найти стихи, загадки,
      пословицы о химических и физических явлениях;
    • подготовиться к практической работе стр. 180-181.


    Подведение итогов урока.

    Приложение

    Следующий: