Урок по теме Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе

Цели урока:

обобщить предпосылки
перехода к абсолютной монархии, раскрыть её
характерные особенности на примере Франции и
Англии; развивать умения анализировать
исторические явления, установить связи между
ними; показать отношение абсолютной монархии к
своему народу.

Тип урока:

изучение нового
материала.

Новые термины:

абсолютизм, сословное
представительство.

План урока

  • Организационный момент, целеполагание.
  • Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  • Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  • Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и
    их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  • Монарх – помазанник Божий.
  • (рассказ учителя).

  • Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

    VII. Домашние задание п. 3, учебник
    “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская.
    Таблица “Значение установления абсолютизма”
    для:


    государства

    личности

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог.

    I.

    Сегодня, мы познакомимся с
    характерной для ряда стран Западное Европы,
    периода Раннего Нового времени формой
    феодального государства – абсолютной
    монархией или абсолютизмом.

    Рассмотрим и сравним возникновение
    абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в
    Англии и во Франции. Именно в этих государствах
    он ярче всего проявился.

    Записываем тему урока.

    II.

    Определение понятия “
    абсолютизм”.

    Что такое абсолютизм или абсолютная
    монархия? Чтобы выяснить это обратимся к
    историческим документам. (Приложение
    1)

    Задание: 1) “О чём идёт речь?”

    “Что такое абсолютизм?”

    2) привести отрывки, где говорится об
    установлении абсолютной власти короля.

    Вывод: абсолютизм-власть одного
    человека в государстве.

    Что пишут об абсолютной власти в
    словаре? (Работа со словарями)

    Запись в тетрадях определения
    “Абсолютизм”.

    Абсолютизм — форма правления
    государством, при которой верховная власть
    неограниченно принадлежит одному лицу — монарху
    и передается по наследству.

    III.

    Последствия абсолютизма.

    Вопросы для беседы:

    1) Как вы думаете, каким будет положение
    феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли
    они свою независимость? Почему?

    2) Абсолютизм и междоусобные войны,
    возможно ли их сосуществование? Почему?

    3) Как, по вашему мнению, должен
    относиться монарх в эпоху абсолютизма к
    сословно-представительным органам? Почему?

    Обобщение ответов учащихся и
    дополнительный рассказ учителя.

    -Действительно, при абсолютизме
    продолжается присоединение окраинных
    территорий и пресекаются попытки старой
    феодальной знати сохранить свою независимость.

    Так, например, во Франции королевской
    власти были подчинены провинция Нормандия и
    Бургундия.

    В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил
    независимости и подчинил Лондону северные
    графства и Уэльс.

    Чтобы не допустить повторения
    кровавых событий подобных войне Алой и Белой
    розы, английские короли распустили феодальные
    войска, сравняли с землёй замки бунтующих
    феодалов.

    Окрепнувшая монархическая власть
    всегда стремилась избавиться от
    сословно-представительных органов.

    Ученики делают вывод с последующей
    записью в тетрадь.

    “Последствия усиления королевской
    власти в XVI-XVII вв.”:

    1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
    2. Прекращаются междоусобные войны.
    3. Ограничивается деятельность
      сословно-представительных органов.

    IV

    . Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и
    во Франции и их функции.

    Рассмотрим органы власти в Англии и во
    Франции существовавшие в XVI — XVII веках. (Рисунок 1,
    Рисунок 2)

    Изобразим в виде схем, для удобства
    сравнения.

    Задание:

    1. – класс делится на 2группы: “Англия” и
      “Франция”;
    2. – работа с текстом учебника;

      – составление схемы;

      – запись в тетрадь.

    3. “англичане” — работают по страницам 24-27;

    “французы” — работают по страницам
    28-29.

    Рисунок 1. Органы власти в
    XVI-XVII вв. в Англии и их функции.

    Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во
    Франции и их функции.

    Сравнить и сделать вывод.

  • В каком государстве власть короля была более
    сильной. Почему?
  • Вывод: ФРАНЦИЯ.

    СРАВНЕНИЕ:

    1. Парламент и Генеральные штаты:

    а) полномочия;

    б) когда созывались и как созывались;

    2) Тайный совет – Совет (правительство).

    3) Судебные органы Англии и Франции;

    4) Местная власть:

    а) как выбиралась;

    б) полномочия.

    Итог

    : по схемам вы видите, что
    королевская власть стоит над всеми властями:
    исполнительной, законодательной, судебной, а во
    Франции даже, законодательная власть была в
    руках короля.

    В управлении государством монархи
    опирались на армию, полицию, чиновников.

    V

    . Монарх – помазанник Божий.

    В XVI веке начинают складываться учения,
    обосновывающие необходимость абсолютизма.

    Власть короля провозглашалась
    божественной по происхождению. Религиозным
    учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции
    уже была развита наука о государстве и праве, где
    главным положением являлось положение о том, что
    верховная законодательная власть
    сосредотачивалась в руках монарха.

    В XVI – XVII веках был сильно развит культ
    короля. О жизни королевского двора, придворной
    службе в Версале, во Франции прочитаете
    самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе
    Людовика XIV”, стр. 30).

    VI

    . Абсолютизм и личность.

    Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с
    точки зрения государства, интересы которого он
    защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей,
    личности в государстве.

    Работа с текстом учебника, страница 27.

    Отвечаем на вопрос 4, страница 30.
    Способствовало ли укрепление абсолютизма
    усилению личных прав человека в обществе?

    VII

    . Домашние задание п. 3, таблица
    “Значение установления абсолютизма” для:


    государства

    личности

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог: выводы учеников и учителя;
    выставление оценок.

    Следующий: