Урок по теме Теория электролитической диссоциации

Цель: продолжить формирование знаний об основных понятиях теории электролитической диссоциации. Показать универсальность данной теории, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ.Показать необходимость знаний для сохранения своего здоровья.

Оборудование: персональные компьютеры (или интерактивная доска), мультимедиа проектор, презентация.  ЦОРы  по химии 11 кл, по программе Габриелян О.С., Химические реактивы.

Тип урока  — изучение нового материала.

Ход урока

Организационный момент.
1.Вызов.
«Every time you eat… Каждый раз, когда вы едите….» — эту фразу выучили наизусть даже те, кто раньше ни слова не знал по – английски.  А следом за ней на экране появляется график изменения рН в полости рта – впечатляющая кривая, призванная нас убедить в необходимости немедленно приобрести жевательную резинку. О значении рН мы узнаем изучая тему следующего урока, а для этого мы подготовимся к восприятию этой информации сегодня на уроке.
Для этого разгадаем кроссворд и назовём тему нашего  урока.
Слайд1.
Слайд 2. Проверка ответов.

2.Осмысление.
Учащиеся самостоятельно называют тему урока и ставят пред собой цель. Тема и цель урока озвучивается учащимися. Тему записывают в тетрадь.
Слайд 3. Историческая справка.
Слайд 4. Учащимся в парах предлагается выполнить задание в течение 10  — 15 минут, обсуждая, проговаривая.
Использование ЦОР химия 11 кл, п.15. Демонстрация механизма электролитической диссоциации.
Д.О. Демонстрируются свойства гидратированных и негидротированных ионов, их отличия.
CuSO4   5H2O – голубого цвета,     CuSO4-  бесцветные кристаллы.
- Чем отличаются по свойствам атомы и ионы? ( Рассматриваем на примере молекулы водорода и иона водорода , который существует в водном растворе в виде иона гидроксония Н3О+
-Какие виды химической связи имеют электролиты?
Слайд 5. Степень электролитической диссоциации. Учащиеся отвечают на вопрос задания. Записывают в тетрадь определение, формулу. Комментируют.
Учащиеся отвечают на вопросы №3, №4 задания. Представляют свои схемы,  изображая их на интерактивной доске.
Слайд 6. Константа диссоциации.  Рассматривается зависимость значения константы диссоциации от силы электролита. Приводятся примеры.
Какая кислота является более сильным электролитом? Почему? Рассматриваем ступенчатую диссоциацию.
Пример: Кд. (СН3СООН) = 2  10-5
Кд. (Н2СО3) = 4,5 10-7
Кд. (НСN) = 8  10-10
Вывод: Чем больше константа диссоциации, тем сильнее электролит. В спиртах полярность связи О-Н недостаточна для диссоциации, они неэлектролиты. Из органических соединений электролитами являются карбоновые кислоты, аминокислоты, фенол.

3. Рефлексия.
На данном этапе учащиеся работают индивидуально  с презентацией, выполняя в интерактивном режиме задания. При необходимости можно вернуться к информации в презентации. Правильность выполнения заданий проверяет учитель.
Интерактивные задания выполняют из цифровых образовательных ресурсов по химии 11 класс, программа О.С. Габриелян.
П.15, название разделов:
1.  «Расчёты с использованием константы диссоциации»,
2. «Реакции ионного обмена»
3. «Сильные и слабые электролиты»
4. «Уравнения реакций ионного обмена».

Оценивание. Проводится рефлексия по содержанию урока и по структуре.
Домашнее задание. Изучить материал п. 15. Используя материал учебника и урока составить задачу, представить решение.

Литература:

  1. О.С. Габриелян, учебник химии 11 класс, профильный уровень.
  2. А.А. Дроздов, Поурочное планирование по химии к учебнику О.С. Габриелян, Г.Г.Лысовой, «Химия. 11 класс».
  3. Настольная книга для учителя по химии, 11 класс. О.С. Габриелян.
  4. Цифровые образовательные ресурсы по химии 11 класс по программе О.С. Габриеляна.

Следующий: