Урок по теме Строение атомов галогенов поурочный план третьего уровня

(Поурочный план с учетом уровня знаний)

Цель урока

– научить применять знания о строении атомов химических
элементов на примере атомов галогенов и их зависимости от положения в
Периодической системе, от строения молекул и способах образования связи.

Образовательные задачи
урока
1-й уровень (компенсирующий) 2-й уровень (репродуктивный) 3-й уровень (творческий)
1. На систему знаний
Познакомить с химическими знаками
галогенов, положением их в периодической системе, строением атомов и
молекул.
Продолжить формирование умения
учащихся работать ПСХЭ.

Выявить

общие признаки в электронном
строении атомов галогенов.

Проблема. Атомы галогенов присоединяют по одному
электрону, проявляя степень окисления -1. Однако галогены, кроме фтора,
могут проявлять и положительную степень окисления: +1, +3, +5, +7.
Почему это происходит? Почему галогены образуют двухатомные молекулы.

2. На систему специальных умений и навыков

Научить определять положение
галогенов в ПСХЭ, составлять схемы образования молекул галогенов.
Выработать навык составления схем
строения атомов галогенов, схем образования молекул галогенов.
Применять навык составления электронных формул
галогенов и определять валентные возможности атомов галогенов.

3. На систему общеспециальных умений и навыков

Отработать умение сравнивать
строение
атомов галогенов, определять сходство и различие в их
строении.
Отработать навык давать
характеристику семейства элементов по положению в ПСХЭ, используя
предметные и межпредметные знания и умения изучать вещества в сравнении
друг с другом.
Отработать навык сравнения веществ, умение
устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать причины
изменения основных характеристик элементов.

4. На систему общеучебных умений и навыков

Продолжить работу по отработке
умения учащихся работать с Периодической системой химических элементов
Отработка умений выделять главное из
текста учебника, работать с таблицами.
Расширить знания о галогенах, используя
информацию учебника и Интернета, способствующую расширению знаний по
теме.

Развивающие задачи урока

Развитие памяти и внимания. Выучить
наизусть химические знаки и формы молекул галогенов.
Развитие мотивации изучения предмета в
роцессе активной познавательной деятельности. Развитие научного
мировоззрения школьников.
Развитие навыков химического мышления, логики.

Ход урока

1. Актуализация ЗУН или опрос

(Фронтальная беседа)

1. Что такое химический элемент. Дайте
определение (определенный вид атомов).

2. Как обозначают
химические элементы (при помощи символов (знаков)).

Учитель показывает карточки с химическими знаками галогенов,
вспоминает с учащимися названия элементов и их произношение.

1. Из каких маленьких “кирпичиков”
построены вещества Земли, Вселенной? (из атомов).

2. Сколько
видов атомов (“кирпичиков”) известно в настоящее время? (110).

1. Какое открытие сделал великий русский ученый – химик
Д.И. Менделеев в области естествознания (систематизировал известные
тогда 63 химических элемента и назвал “Периодический закон и
периодическая система химических элементов”).

2. Какие структурные
элементы ПСХЭ вы знаете? Охарактеризуйте их. (Период, группа,
подгруппа).

3. Где находятся химические элементы (их
знаки), собранные в единую систему (в ПСХЭ).

4. Из каких
структурных единиц состоит ПСХЭ. (период, группа, подгруппа).

5. Где в ПСХЭ находятся галогены.

6. Что такое атом? Из каких элементарных частиц он состоит? (нейтральная
частица, состоящая из положительно-заряженного ядра и отрицательных
электронов, вращающихся вокруг ядра по электронным оболочкам (уровням,
слоям)).

7. Какие сведения о строении атомов элементов можно взять из ПСХЭ:
Что показывают порядковый номер элемента, номер периода, номер
группы в ПСХЭ? Учитель показывает карточку с химическим знаком
галогена, ученик конкретизирует повторенные только что знания для
каждого галогена.

8. Почему атомы практически всех химических элементов вынуждены
соединяться между собой и образовывать химические соединения? Чем это
объясняется? (незавершенностью внешнего электронного уровня атома
элемента).

9. Какие виды химической связи вы знаете?

10. Какую способность атома элемента называют электроотрицательностью
(ЭО).

Как она изменяется в ПСХЭ. (Способность атома элемента смещать на
себя электронную пару от соседних атомов. Она увеличивается в ПСХЭ слева
направо и снизу вверх. Самый ЭО – элемент-фтор.)

11.Что называют степенью окисления атома? Определите степень
окисления атомов элементов в следующих соединениях:

HI, Cl2O7, KClO3, HF, Br2O3
(степень окисления атома (СО) – условный заряд атома
химического элемента в соединении).

3. Как называют определенные виды атомов?
(химический элемент).

4. Существует ли единая система,
объединяющая все известные химические элементы? (ПСХЭ).

5. Перечислите основные структурные единицы ПСХЭ. (период, группа,
подгруппа).

6. Какое строение имеет атом? Назовите его основные составные
элементы. (Ядро, электроны).

7. Какие сведения о строении атомов элементов можно взять из ПСХЭ:
Что показывают порядковый номер элемента, номер периода, номер
группы в ПСХЭ?

8. Приведите схемы строения атомов фтора и хлора. (Два ученика
работают у доски, остальные в тетрадях).

9. Почему практически все атомы в природе вынуждены соединяться друг
с другом и образовывать химические соединения? Что их толкает на это?
Какие виды химической связи вы знаете? (ионная, ковалентная
(неполярная, полярная)).

10. Какие электроны атома участвуют в образовании химических связей?
(валентные электроны).

11. Какую способность атома элемента называют электроотрицательностью
(ЭО). Как она изменяется в ПСХЭ. (Способность атома элемента смещать
на себя электронную пару от соседних атомов. Она увеличивается в ПСХЭ
слева направо и снизу вверх. Самый ЭО-элемент – фтор.)

12.Что называют степенью окисления атома? Определите степень
окисления атомов элементов в следующих соединениях:

F2, HF, OF2, CaF2
Cl2, HCl, Cl2O7, KClO3,
NaCl
Br2, HBr, Br2O5, Br2O3

I2, HI, I2O7, KI, CuI2
(степень окисления атома (СО) – условный заряд атома химического
элемента в соединении).

3. Что включает понятие “химический элемент” и сколько
их известно в настоящее время. (Определенный вид атомов, 110).

4. Какую элементарную частицу называют атомом? Дайте определение этому
понятию.

(нейтральная частица, состоящая из положительно-заряженного ядра и
отрицательных электронов, вращающихся вокруг ядра по электронным
оболочкам (уровням, слоям)).

5. Какие сведения о строении атома элемента можно взять из положения
его в таблице?

6. Приведите схемы строения атомов галогенов фтора. (4 ученика
работают у доски, остальные в тетрадях).

7. Почему практически все атомы в природе вынуждены соединяться друг
с другом и образовывать химические соединения? Что их толкает на это?
Какие виды химической связи вы знаете? (ионная, ковалентная
(неполярная, полярная)).

8. Какие электроны атома участвуют в образовании химических связей?
(валентные электроны).

9. Какую способность атома элемента называют электроотрицательностью
(ЭО).

Как она изменяется в ПСХЭ. (Способность атома элемента смещать на
себя электронную пару от соседних атомов. Она увеличивается в ПСХЭ слева
направо и снизу вверх. Самый ЭО-элемент – фтор.)

10. Что называют степенью окисления атома? Определите степень
окисления атомов элементов в следующих соединениях:

F2, HF, OF2, CaF2
Cl2, HCl, Cl2O7, KClO3,
NaCl
Br2, HBr, Br2O5, Br2O3

I2, HI,I2O7, KI, CuI2
(степень окисления атома (СО) – условный заряд атома химического
элемента в соединении).

2. СТРОЕНИЕ АТОМОВ ГАЛОГЕНОВ. Изучение нового
материала


Табл. 1. “Сходства и различия в строении
атомов галогенов”
Параметры F Cl Br I
Порядковый номер 9 17 35 53
Заряд ядра и
число электронов в атоме
+9
-9
+17
-17
+35
-35
+53
-53
Число электронных уровней 2 3 4 5
Число электронов на внешнем уровне 7 7 7 7
Радиус атома 0,072 0,099 0,114 0,133
Значение ЭО 4 3 2,8 2,5
Степень окисления -1 -1+1
+3+5
+7
-1+1
+3+5
+7
-1+1
+3+5
+7

Табл. 2. “Особенности свойств галогенов в
ряду F, Cl, Br, I, At
Параметры Увеличиваются Уменьшаются
Радиус атома +
Значения ЭО +
Неметаллические
Свойства
+
Металлические свойства +
Окислительные свойства +

1. Учитель проводит презентацию “Галогены”.
(По ходу презентации, после просмотра каждого слайда., школьники
работают в тетради с таблицей, предварительно написанной на доске.
Учитель помогает им.)

Табл. 1. “Сходства и различия в строении
атомов галогенов”.

Вопросы (фронтальная работа):

1. В чем сходство атомов галогенов?

2. В чем различие атомов галогенов?

3. Исходя из строения атома, какие свойства будут проявлять галогены:
металлические или неметаллические и почему? Ответ обоснуйте.

4. Как будут изменяться неметаллические свойства в ряду: фтор, хлор,
бром, йод, увеличиваться или уменьшаться и почему?

5. Подумайте, почему атом фтора проявляет только одну степень
окисления (-1), а остальные атомы могут проявлять другие степени
окисления (вопросы задаются после просмотра соответствующего слайда).

II. ГАЛОГЕНЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА.

Задание (после просмотра соответствующего слайда презентации).
Запишите формулы молекул галогенов и определите вид химической связи в
молекулах.

1. Учитель проводит презентацию “Галогены”

(Ученики отвечают на вопросы, предварительно написанные на доске.)

а) Назовите положение галогенов в ПСХЭ.

б) Как называют каждый галоген в переводе с греческого языка?

в) Что означает слово “галогены” в переводе с греческого языка?

2. Самостоятельная работа с табл. 1 и 2. (заполнить
таблицы, приведенные на доске).

3. Вопросы (Фронтальная беседа):

1. В чем сходство и различие атомов галогенов?

2. Почему атом фтора проявляет только одну степень окисления (-1), а
у остальных галогенов она может быть как отрицательной, так и
положительной.

3. Обоснуйте результат по каждому параметру табл. 2.

II. ГАЛОГЕНЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА. Задания (после просмотра
соответствующего слайда презентации:
1. Запишите формулы молекул
галогенов и определите вид химической связи в молекулах. 2. Приведите
схемы образования молекул фтора и хлора.

1. Учитель проводит презентацию “Галогены”. После
просмотра всех слайдов ученики работают самостоятельно с таблицами на
доске, и отвечают на вопросы.

2. Самостоятельная работа с таблицами
1 и 2.

(заполнить таблицы, приведенные на доске).

3. Вопросы

(Фронтальная беседа):

1. Приведите элементный состав семейства галогенов.

2. Приведите положение галогенов в ПСХЭ.

3. Назовите особенности строения атомов галогенов.

4. Почему у фтора высшая валентность 1, а у остальных элементов 7.

5. Почему для фтора характерна постоянная отрицательная степень
окисления и равна -1, а у остальных элементов она может быть как
отрицательной, так и положительной.

6. Почему фтор является самым электроотрицательным элементом?

7. Почему в подгруппе галогенов сверху вниз ослабевают
неметаллические свойства и усиливаются металлические свойства химических
элементов. (Каждый ответ обосновывается учеником.

II. ГАЛОГЕНЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА. Задания (после просмотра
соответствующего слайда презентации:
1. Запишите формулы молекул
галогенов и определите вид химической связи в молекулах. 2. Приведите
схемы образования молекул фтора и хлора. 3. Объясните с позиции строения
атомов двух атомность молекул галогенов.

3. Закрепление ЗУН

Вопросы для закрепления:

1. Перечислите
галогены с указанием порядкового номера и относительной атомной массы
каждого.

2. Продолжите фразу “Молекулы галогенов состоят из …”. (Атомов)

3. Какое значение степени окисления характерно для галогенов. (-1)

4. Как изменяется радиус атомов в подгруппе галогенов:

F, Cl, Br, I, At

. (Увеличивается)

5. Как изменяются окислительные свойства от фтора к астату.
(Уменьшаются)

6. Какой тип связи в молекулах галогенов? (Ковалентная неполярная)

III. ИТОГИ УРОКА. Обобщение и выводы. Комментарии оценок.

Кроссворд.

По горизонтали. 1.

Радиоактивный элемент, не имеющий
долгоживущих изотопов, может быть получен только искусственно. (Астат)
2. Ядовитый газ, раздражающий слизистые оболочки даже в
очень малых дозах. (Хлор) 3. Вещество, служащее реактивом
на йод. (Крахмал) 4. Группа химических элементов, атомы
которых содержат на внешнем уровне 7 электронов. (Галогены) 5.
Самый активный из галогенов, вода горит в нем фиолетовым цветом. (Фтор)
6. Галоген, в свободном состоянии являющийся жидкостью.
(Бром) 7. Галоген, находящийся в нашем организме в виде
соединений в щитовидной железе. (Йод)

По вертикали.

Если вы правильно ответили на все вопросы, то по
вертикали должно получиться слово “галогены” в переводе с греческого
языка. (Солероды)

III. ИТОГИ УРОКА. Обобщение и выводы. Комментарии оценок.

Тестовые задания по теме “Строение атомов галогенов”
(раздается на каждый стол)

1. Что общего в строении
атомов галогенов

? (3 и 4)

1) заряд ядра атома; 2) радиус атома; 3) одинаковое число электронов
на наружном электронном слое; 4) до октета (восьми электронов) на
наружном электронном слое недостает по одному электрону.

2. В чем различие в строении атомов галогенов?

(1, 2 и 4)

1) заряд ядра атома; 2) радиус атома; 3) наружный электронный слой
близок к завершенному уровню; 4) относительная атомная масса

3. Особенности в строении атомов галогенов, обусловливающие их
принадлежность к типичным неметаллам.

(4)

1) заряд ядра атома; 2) радиус атома; 3) общее число электронов,
вращающихся вокруг ядра атома; 4) близкое к завершению общее число
электронов, находящихся на наружном электронном слое атома, и
способность атома легко принимать недостающие для этого электроны.

4. Неметаллические свойства галогенов в группе с увеличением
порядкового номера химического элемента.

(3)

1) усиливаются; 2) не изменяются; 3) ослабевают; 4) усиливаются
только от химического элемента с порядковым номером 17 к элементу с
порядковым номером 9, остальные – без изменения.

5. Как изменяется электроотрицательность в группе галогенов?

(1)

1) ЭO(F) > ЭО(Cl) > ЭО(Br) > ЭО(I)
2) ЭO(F) = ЭО(Сl) = ЭО(Br) = ЭО(I)
3) ЭО(I) > ЭО(Br) > ЭО(Cl) > ЭО(F)
4) ЭО(F) < ЭО(Сl) = ЭО(Br) > ЭO(I)

6. Галогены являются

(2);

1) сильными восстановителями; 2) сильными окислителями; 3)
переходными элементами; 4) как восстановителями, так и окислителями

7. Галогены в своих соединениях могут проявлять переменную степень
окисления. Выберите правильные ответы.

(1→В; 2→Г; 3→А; 4→Б)

Вещества:

1. F2, HF, O2F, CaF2
2. Cl2, HCl, Cl2O7, HClO4
3. Br2, HBr, Br2O5, Br2O3
4. I2, HI, I2O7, KI

Степени окисления галогенов:

A.

0, -1, +5, +3
Б. 0, -1, +7, -1
В. 0, -1, -1, -1
Г. 0, -1, +7, +7

III. ИТОГИ УРОКА. Обобщение и выводы. Комментарии оценок.

Домашнее задание

(прочитать текст
параграфа)

1. Повторить химические знаки галогенов и формулы
молекул.

2. Определите степень окисления элементов следующих
соединения: Cl2O, HClO, Cl2O7, HClO4,
F2O, KClO3, HBr, HI.

1. Определите степень окисления элементов
следующих соединения: Cl2O, HClO, Cl2O7,
HClO4, F2O, KClO3, HBr, HI.

2.
Задача. Сколько потребуется бромида калия KBr (г) и воды (мл) для
приготовления 200 г 15% раствора.

3. Подготовить сообщения о характерных особенностях каждого галогена
(материал у учителя).

1. Определите степень окисления элементов
следующих соединения: Cl2O, HClO, Cl2O7,
HClO4, F2O, KClO3, HBr, HI.

2.
Объясните причину многообразия степени окисления у Cl, Br, I.

3. Как изменяется окраска галогенов с увеличением молекулярной массы?
Предположите, какого цвета должен быть астат.

4. Задача. Вычислите массу хлора объемом 0,56 л при н. у.

5. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовить
сообщение по каждому галогену.

Литература:

Боровских Т. А. “Тематическое и поурочное планирование по
химии. 8 класс”. М.: “Экзамен”, 2005.

  • Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. “Химия”, 8 класс, М.: “Вентана-Граф”,
    2010.
  • Презентация “Галогены” (подборка из Интернета на усмотрение учителя).
  • Следующий: