Урок по теме Становление и развитие антифашистской коалиции

Цель: Способствовать созданию яркой и
многоликой картины борьбы народов мира,
ведущих мировых держав с угрозой
фашистского порабощения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с этапами
    становления и развития
    антифашистскойкоалиции;
  • Раскрыть роль и историческое значение
    антифашистской коалиции в борьбе с
    фашизмом;
  • Продолжить работу над формированием
    умения анализировать исторические
    документы, статистические данные; давать
    оценку историческим и политическим
    деятелям.
  • Способствовать ориентации личности
    одиннадцатиклассников на
    гуманистические и демократические
    ценности, выступающие в роли
    консолидирующие фактора в критические
    моменты истории.

Оборудование: карта Второй мировой
войны, презентация
урока, учебник “Отечественная история XX
– начала XXI в.” под
ред. Чубарьяна, раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Форма урока: проблемный семинар.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Давайте познакомимся. Пожелаем друг другу
удачи.

Правила нашего совместного проживания
урока:

  • Закон правой руки.
  • Уважая себя, уважаем других.
  • Слушаем выступление одноклассников до
    конца, не перебивая.
  • Высказываем свою точку зрения по
    обсуждаемому вопросу аргументированно.
  • Суждение и мнение каждого заслуживает
    уважение, даже если это суждение не
    совпадает с вашей точкой зрения.

2. Объявление цели и задачи урока.

3. Ознакомление с планом урока.

4. Актуализация знаний учащихся.

Вы практически закончили изучение
истории Второй мировой войны и ее составной
– Великой Отечественной войны. Для того,
чтобы более понятней и доступней стал
изучаемый материал, нам необходимо
вспомнить значение некоторых понятий.
Задание по группам: в течение двух минут
проговорить друг другу значение терминов,
имеющихся на столах листах с глоссарием,
затем оценить друг друга. Если вам
встретится незнакомый термин, то вам
необходимо об этом сказать, и тогда мы
вместе вспомним все.

Глоссарий темы

  • Коалиция
  • Геноцид
  • Холокост
  • Арийская колонизация
  • Гетто
  • Лагеря смерти
  • Тотальная война
  • Движение Сопротивления
  • Партизанская война
  • Национальный фронт
  • Антифашистское сознание
  • Коллаборационист

5. Изучение нового материала.

1) Что нес человечеству новый порядок?

Фашизм Германии, Италии и
милитаристические планы Японии несли миру,
всему человечеству идею “нового порядка”.
В чем его сущность?

Задание: проанализируйте таблицу
сделайте вывод, на чьи плечи легла основная
тяжесть борьбы с фашизмом?

Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.

Продолжительность дней

2194

Число стран участниц

72

Число нейтральных государств

6

Число государств, на территории
которых проходили боевые действия

40

Численность населения стран-участниц
войны

1700 млн. чел. (80% населения Земли)

Число мобилизованных

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.

2) Какую роль в становлении и развитии
антифашистской коалиции сыграло движение
Сопротивления?

  • Вторую мировую войну называют тотальной,
    то есть задевшей все стороны жизни
    общества и все социальные группы.
  • Подготовить ответ на вопрос: “Движение
    Сопротивления в годы второй мировой
    войны”. В качестве подсказки используйте
    фотографии с экрана. На подготовку ответа
    вам дается 5 минут. Лучший ответ
    оценивается “отлично”.
  • Можно ли движение Сопротивления считать
    фронтом Второй мировой войны? Если да, то
    какова его роль в разгроме фашизма?
  • В каком смысле о движении Сопротивления
    в годы второй мировой войны говорят как о
    движении без границ?

3) Какие этапы в становлении и развитии
прошла антифашистская коалиция?

3.1. Задание: Проанализируйте заявление
премьер-министра Великобритании У.
Черчилля: “Любой человек или государство,
которые борются против нацизма, получат
помощь. Любой человек или государство,
которые идут с Гитлером, — наши враги…,
такова наша политика, таково наше заявление.
Отсюда следует, что мы окажем помощь, какую
только сможем” (1941 г.).

* Проанализируйте факты:

  • 24 июня 1941 г.– заявление Рузвельта о
    поддержке СССР
  • 12 июля 1941 г. – переговоры в Москве (СССР
    – Англия). Принято соглашение “О
    совместных действиях в войне против
    Германии”
  • 14 августа 1941 г. – принятие “Атлантической
    хартии”
  • 24 сентября 1941 г. – межсоюзническая
    конференция представителей СССР,
    Великобритании (включая ее доминионы –
    Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского
    Союза), Бельгии, Чехословакии, Греции,
    Польши, Голландии, Норвегии, Югославии,
    Люксембурга и “Свободной Франции”.
    Представители США присутствовали
    неофициально.
  • 26 сентября – 1 октября 1941 г. – Московская
    конференция (СССР, США, Великобритания).
    Соглашение “О мобилизации ресурсов
    союзных государств для войны против
    фашистского блока.
  • 7 декабря 1942 года – США стали воюющим
    государством.
  • 11 декабря 1942 г. – Германия объявляет
    войну США.

Какой вывод вы можете сделать?

Работа в группах. Познакомьтесь с
документом № 1.

Из текста Атлантической хартии, 12
августа 1941 г.

“Президент Соединенных Штатов Америки и
премьер-министр Черчилль, представляющий
правительство его величества в Соединенном
королевстве, после совместного обсуждения
сочли целесообразным обнародовать
некоторые общие принципы национальной
политики их стран – принципы, на которых
они основывают свои надежды на лучшее
будущее для мира:

  1. их страны не стремятся к
    территориальным или другим
    приобретениям;
  2. они не согласятся ни на какие
    территориальные изменения, не
    находящиеся в согласии со свободно
    выраженным желанием заинтересованных
    народов;
  3. они уважают право всех народов избирать
    себе форму правления, при которой они
    хотят жить; они стремятся к
    восстановлению суверенных прав и
    самоуправления тех народов, которые были
    лишены этого насильственным путем;
  4. соблюдая должным образом свои
    существующие обязательства, они будут
    стремиться обеспечить такое положение,
    при котором все страны, великие и малые,
    победители или побежденные, имели бы
    доступ на равных основаниях к торговле и
    к мировым сырьевым источникам,
    необходимым для экономического
    процветания этих стран;
  5. они стремятся добиться полного
    сотрудничества между всеми странами в
    экономической области с целью обеспечить
    для всех более высокий уровень жизни,
    экономическое развитие и социальное
    обеспечение;
  6. после окончательного уничтожения
    нацистской тирании он надеются на
    установление мира, которые даст
    возможность всем странам жить в
    безопасности на своей территории, а также
    обеспечить такое положение, при котором
    все люди во всех странах могли бы жить всю
    свою жизнь, не зная страха и нужды;
  7. такой мир должен предоставить всем
    возможность свободно, безо всяких
    препятствий плавать по морям и океанам;
  8. они считают, что все государства мира
    должны по соображениям реалистического и
    духовного порядка отказаться от
    применения силы. Поскольку никакой
    будущий мир не может быть сохранен, если
    государства, которые угрожают или могут
    угрожать агрессией за пределами своих
    границ, будут продолжать пользоваться
    сухопутными, морскими и воздушными
    вооружениями, они считают, что впредь до
    установления более широкой и надежной
    безопасности должны быть разоружены. Они
    будут также помогать и поощрять все
    осуществимые мероприятия, которые
    облегчат миролюбивым народам избавление
    от бремени вооружения”

Задание.

- Проанализируйте отрывок из
Атлантической хартии и подумайте, почему
президент США и премьер-министр
Великобритании “после совместных
обсуждений сочли целесообразным
обнародовать некоторые принципы
национальной политики их стран”?

- В чем выразилась всемерная поддержка США
и Великобритании в частности СССР?

Проанализируйте таблицу, иллюстрирующую
роль ленд-лиза в ходе войны:

Оборудование

Получено по ленд-лизу

Построено в СССР

Паровозы

1981

92

Вагоны

11156

1000

Металлорежущие станки

44600

168700

Самолеты

22195

122000

Танки

25% от произведенного в СССР

98300

Автомобили

427000

219000

Используя дополнительную литературу и
данные учебника на с.206 – 207, соотнесите
полученные сведения с данными таблицы.
Сопоставьте эти данные с мнениями западных
и советских историков. Сделайте
собственные выводы о роли ленд-лиза в годы
Великой Отечественной войны для Советского
государства.

Л.Роуз, Р. Лукас, Г. Моль, М. Говард, Г. Инфилд
считали: “Решающую роль в победе СССР над
гитлеровской Германии сыграл ленд-лиз”. “Без
ленд-лиза Советский Союз не мог выстоять
против натиска фашистских армий”.

Советские историки о ленд-лизе: “Поставки
по ленд-лизу составляли всего 4% по
отношению к продукции отечественной
продукции”.

Вывод:

  • Антифашистская коалиция сложилась в
    сравнительно короткий срок после того,
    как основные события второй мировой
    войне развернулись на территории СССР.
  • Отечественная война СССР против
    фашистской Германии стала
    консолидирующей силой, которая сплотила
    многие государства в антифашистский
    военный блок.

Задание: запишите хронологические
рамки первого этапа антифашистской
коалиции.

3.2. II
этап развития антифашистской коалиции

Факты:

  • 1 января 1942 г. – Декларация 26 государств
  • Август 1942 г. – визит У.Черчилля в Москву
  • Октябрь 1943 г. – конференция министров
    иностранных дел СССР, США, Великобритании
    в Москве.
  • Ноябрь 1943 г. – Тегеранская конференция (СССР,
    США, Великобритания).
  • Май 1943 г. – роспуск Коминтерна.
  • 4 – 11 февраля 1945 г. Ялтинская конференция
    (СССР, США, Великобритания).
  • Июль – август 1945 г. – Потсдамская
    конференция (СССР, США, Великобритания).

Назовите главные события этого этапа
развития антифашистской коалиции.

Работа с документами по группам.

1 группа: документ № 2 “Из Декларации
двадцати шести государств (Объединенных
Наций)” и документ №3 “Из Декларации об
ответственности гитлеровцев за
совершаемые зверства, принятой на
Московской конференции министров
иностранных дел СССР, США и Великобритании”.

Документ. “Из Декларации двадцати
шести государств (Объединенных Наций)”

1 января 1942 г.

“Общая Декларация Соединённых Штатов
Америки, Соединённого королевства
Великобритании и Северной Ирландии, Союза
Советских Социалистических Республик,
Китая, Австралии, Бельгии, Индии, Канады,
Коста-Рики, Кубы, Люксембурга, Чехословакии,
Доминиканской Республики, Эль-Сальвадора,
Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса,
Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа,
Норвегии, Панамы, Польши, Южно-Африканского
Сойма и Югославии. Правительства,
подписавшие сие, ранее присоединившись к
общей программе целей и принципов,
воплощённой в общей Декларации Президента
США и премьера Великобритании от 14 августа
1941 г., известной под названием
Атлантической хартии, будучи убеждены, что
полная победа над их врагами необходима для
защиты жизни, свободы, независимости и
религиозной свободы и для сохранения
человеческих прав и справедливости как в их
собственных странах, так и в других странах,
и что они теперь заняты общей борьбой
против диких и зверских сил, стремящихся
покорить мир, заявляют:

  1. Каждое Правительство обязуется
    употребить все свои ресурсы, военные и
    экономические. Против тех членов
    тройственного пакта и присоединившихся к
    нему, с которыми это Правительство
    находится в войне.
  2. Каждое Правительство обязуется
    сотрудничать с другими Правительствами,
    подписавшими сие, и не заключать
    сепаратного перемирия с врагами.

К вышеизложенной Декларации могут
присоединиться другие нации, которые
оказывают или могут оказывать материальную
помощь и содействие в борьбе за победу над
гитлеризмом”

Документ. “Из Декларации об
ответственности гитлеровцев за
совершаемые зверства, принятой на
Московской конференции министров
иностранных дел СССР, США и Великобритании”.

19 – 30 октября 1943 г.

“Таким образом, немцы, которые принимали
участие в массовых расстрелах итальянских
офицеров, или в казнях французских,
нидерландских, бельгийских и норвежских
заложников, или критских крестьян, или же те,
которые принимали участие в истреблении,
которому был подвергнут народ Польши, или в
истреблении населения на территориях
Советского Союза, которые сейчас
отчищаются от врага, — должны знать, что они
будут отправлены обратно на места их
преступлений и будут судимы на месте
народами, над которыми они совершали
насилия…

Эта Декларация не затрагивает вопроса о
главных преступниках, преступления которых
не связаны с определением географическим
местом и которые будут наказаны совместным
решением правительств.

Рузвельт
Сталин
Черчилль”

2 группа. документ № 4 “Из
Декларации трех держав, принятой на
Тегеранской конференции”.

Документ. “… Мы выражаем нашу решимость в
том, что наши страны будут работать
совместно как во время войны, так и в
последующее мирное время.

Никакая сила в мире не сможет помешать нам
уничтожить германские армии на суше, их
подводные лодки на море разрушать их
военные заводы с воздуха.

Наше наступление будет беспощадным и
нарастающим.

Закончив наши дружеские совещания. Мы
уверенно ждём того дня. Когда все народы
мира будут жить свободно. Не повергаясь
действию тирании, и в соответствии со
своими различными стремлениями и своей
совестью.

Рузвельт
Сталин
Черчилль”

Документ № 5 “Из решения конференций
руководителей трех союзных держав –
Советского Союза, Соединенных Штатов
Америки и Великобритании в Крыму от 13
февраля 1943 г.”:

“О результатах работы Крымской
конференции Президент США, Председатель
Совета Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик и Премьер-министр
Великобритании сделали следующие
заявления:

I. Разгром Германии.

Мы рассмотрели и определили военные планы
трёх союзных держав в целях окончательного
разгрома общего врага… Были полностью
согласованы и детально спланированы сроки,
размеры и координация новых и ещё более
мощных ударов, которые будут нанесены в
сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными
силами с востока, запада, севера и юга.

II. Оккупация Германии и
контроль над ней.

Мы договорились об общей политике и
планах принудительного осуществление
безоговорочной капитуляции … вооруженные
силы трёх держав будут занимать в Германии
особые зоны … Франция будет приглашена
тремя державами … взять на себя зону
оккупации и участвовать в качестве
четвёртого члена.

Нашей непреклонной целью является
уничтожение германского милитаризма и
нацизма и создание гарантий в том, что
Германия никогда не будет в состоянии
нарушить мир всего мира… В наши цели входит
уничтожение германского народа.

III. Репарация с Германии.

Мы обсудили вопрос об ущербе, причинённом
в этой войне Германией союзным странам, и
признали справедливым обязать Германию
возместить ущерб в натуре в максимально
возможной мере.

IV. Декларация об
освобождённой Европе.

… Договорились между собой согласовать в
течение периода временной неустойчивости в
освобождённой Европе политику своих трёх
правительств в деле помощи народам,
освобождённым от господства нацистской
Германии, и народам бывших государств –
сателлитов оси в Европе при разрешении ими
демократическими способами их насущных
политических и экономических проблем.

V. О Польше.

… Вновь подтвердили наше общее желание
видеть установленной сильную, свободную,
независимую и демократическую Польшу.

Главы трёх Правительств считают, что
восточная граница Польши должна идти вдоль
линии Керзона с отступлениями от неё в
некоторых районах от пяти до восьми
километров в пользу Польши… Окончательное
определение Западной границы Польши будет
отложено до мирной конференции.

VI. Единство в
организации мира, как в ведении войны.

Наше совещание в Крыму вновь подтвердило
нашу общую решимость сохранить и усилить в
предстоящий мирный период то единство
целей и действий, которое сделало в
современной войне победу возможной и
несомненной для Объединённых Наций.

Уинстон С. Черчилль
Франклин Рузвель
И. Сталин”

Группа № 3. Документ № 6 “Из
протокола Берлинской конференции трех
великих держав”:

“I. Политические
и экономические принципы, с которыми
необходимо руководствоваться при
обращении с Германией в начальный период.

А. Политические принципы.

1. В соответствии с Соглашением о
контрольном механизме в Германии верховная
власть в Германии будет осуществляться
главнокомандующими Союза Советских
Социалистических Республик, Соединённых
Штатов Америки, Соединённого королевства и
Французской Республики, каждая в своей зоне
оккупации.

2. Целями оккупации Германии, которыми
должен руководствоваться Контрольный
совет, являются:

1) Полное разоружение и демилитаризация
Германии и ликвидация всей германской
промышленности. Которая может быть
использована для военного производства,
или контроль над ней.

2) Убедить немецкий народ, что он понёс
тотальное военное поражение и что не может
избежать ответственности за то, что он
навлёк на себя, поскольку его собственное
безжалостное ведение войны и фактическое
сопротивление нацистов разрушили
германскую экономику и сделали хаос и
страдания неизбежными.

3) Уничтожить национал-социалистическую
партию и её филиалы и подконтрольные
организации, распустить все нацистские
учреждения, обеспечит, чтобы они не
возродились ни в какой форме, и
предотвратить всякую нацистскую и
милитаристскую деятельность и пропаганду.

В. Экономические принципы.

II. В целях уничтожения
германского военного потенциала
производство вооружения, военного
снаряжения и орудий войны, а также
производство всех типов самолётов и
морских судов должно быть запрещено и
предотвращено.

III. Репарации с Германии.

Репарационные претензии ССССР
удовлетворены изъятыми из зоны Германии,
оккупированной СССР, и из соответствующих
германских вложений за границей.

IV. Город Кёнигсберг и
прилегающий к нему район.

Конфигурация согласилась … о передаче
Советскому Сюзу города Кёнигсберга и
прилегающего к нему района.

V. Военные преступники.

Три Правительства …. Считают делом
огромной важности, чтобы суд над этими
главными преступниками начался как можно
скорее. Первый список обвиняемых будет
опубликован до 1 сентября сего года.

VI. Заключение минных
договоров и допущение в Организацию
Объединённых Наций.

Три Правительства считают желательным,
чтобы теперешнее аномальное положение
Италии. Болгарии, Финляндии, Венгрии и
Румынии было изменено заключением мирных
договоров.

VIII. Переговоры по военным
вопросам.

Во время конференции происходили встречи
Начальников штабов трёх Правительств по
военным вопросам, представляющим общие
интересы.

И. Сталин
Гарри Трумэн
К.Р. Эттли”

Вопросы:

1. Какие решения принимались на каждой
конференции и каково их значение?

2. Что общего в этих документах.

  • Проверка самостоятельной работы.
  • Оценка самостоятельной работы. (Аплодисменты).

Вывод:

  • На втором этапе развития антифашистской
    коалиции были созданы основные условия
    для консолидации международных сил
    против фашизма.
  • Вместе с тем решения многих вопросов
    требовали огромных усилий со стороны
    советской дипломатии.

3.3. III
этап антифашистской коалиции

Факты:

  • Июнь 1945 г. – создание Организации
    Объединенных Наций (ООН).
  • 16 октября 1946 г. – международный трибунал
    в Нюрнберге вынес смертный приговор 12
    высшим руководителям фашистской империи
  • Международный военный трибунал в Токио
    приговорил к смертной казни 7 высших
    руководителей армии и флота Японии

Задание:

- Что вы знаете о Нюрнбергском процессе?

- Назовите хронологические рамки третьего
периода антифашистской коалиции.

Вывод:

Международное сообщество пришло к выводу
о необходимости сотрудничества государств
с различными идеологиями и политическими
системами в деле сохранения мира.

Подведем итоги.

Была ли альтернатива Второй мировой войне?

Оцените свое участие в уроке.

Домашнее задание.

П.24 с.137 – 140, творческие задания.

Используемая литература:

  1. Арасаланова О.В., Поздеев А.В. “Поурочные
    разработки по истории России. XX
    – начало XXI века”,
    Москва, “ВАКО”, 2005 г.
  2. Бухарева Н.Ю., “Поурочные планы к
    учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т.
    Минакова , Ю.А. Петрова. История России. XX
    – начало XXI века”.
    Волгоград, 2009 г.
  3. Кириллов В.В. Чернова М.Н. “История
    России. 1800 – 2002 гг. Поурочные разработки и
    сценарии уроков”. Ростов-на-Дону, “Феникс”,
    2002 г.
  4. Коваль Т.В. “Конспекты уроков для
    учителя истории. История России.XX
    век”. Москва. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.
  5. Шитов Е.В. Элективный курс “Война
    Германии против Советского Союза. 1941 – 1945
    гг.” поиск ответов на проблемные вопросы.
    Москва “Глобус”, 2007 г.
  6. Щетинов Ю.А., Л.В. Жуков “Новейшая
    история России. Дидактические материалы”.Москва.
    “Просвещение”, 2006 г.

Следующий: