Урок по теме Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»



Тема урока: Спрятанная война  в  Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики».

Тип урока:  Интегрированный урок (история, литература).

Цель урока: Расширить знания учащихся по  истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы его отдельных участников.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с освещением темы Афганской войны в литературе на примере произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики».
  • Развивать умение вести  поисковую работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывать у учащихся гражданскую позицию.

Методы и приемы, используемые на уроке  беседа, монолог, ролевая игра, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом.

Оборудование урока:

Музыка: Моцарт «Реквием», песни Розенбаума, политическая  карта  мира, карта  Афганистана.
Иллюстрации, фото афганской жизни, таблички: «историк», «политолог», «журналист».

Эпиграфы  к  уроку:  

«За  ошибки  политических  деятелей  расплачивается  нация» 
Н. Бердяев

«Состраданья  не  ждем  от правителей,  партий  и  судей,
Но  хотелось бы  знать,  кто,  куда  и  зачем  нас  пошлет?
Не  пристало  нам быть  на  ролях  бессловесных  орудий,
Выполняя  приказы,  которых  не  отдал  народ»  

А.  Коволев

Ход урока

1. Вступительное слово учителя литературы и  истории , сообщение учащимся темы, цели и задач урока. Учитель  истории  зачитывает  эпиграфы   к  уроку.

2. Чтение учеником эпиграфа к уроку (из стихотворения, посвященного Афганской войны).

Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться
И костыли уже вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

 Учитель истории:

Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
9 мая народ будет праздновать 57 лет со дня победы над фашисткой Германией.
57 лет, казалось бы, мирной жизни. Но продолжает литься кровь наших солдат, Это Афганистан.  А сегодня- Чечня.

3. Историческая справка об Афганской войне.

Учитель литературы:

Мы живем в переломное время. Это время прозрения от слепоты, когда вечные истины оборачиваются для нас новой стороной.
Мы узнаем о «белых» пятнах истории нашего государства. Одной из трагических страниц истории нашей страны стала «спрятанная» война в Афганистане.

Ученик- «историк».

1979 год- начало Афганской войны.
Это было время «застоя» в нашей стране, время правления, как тогда говорили «величайшие» деятели эпохи Л.И.Брежнева. Отвечая корреспонденту газеты «Правда» в январе 1980 г., о причине ввода советских войск в Афганистан, он сказал: «Непрекращающиеся вооруженные интервенции, далеко зашедший заговор внешних сил реакции создали реальную угрозу утраты Афганистаном своей независимости превращения его в империалистический  военный плацдарм на южных  границах нашей страны. Иными словами, настал момент, когда мы уже не могли не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана. Поступить иначе означало бы отдать Афганистан на растерзание империализму».
Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины.
В декабре 1979 года ограниченный континент советский войск  был введен в Афганистан.

 Учитель истории:

Что такое Афган?
Афган- это спрятанная война. Зачем и кто ее спрятал? И от кого? Наверное, от нас с вами. Чтобы мы не знали о коллекциях засушенный ушей, об обгоревшей коже, которая сворачивается в трубочку, точно лопнувший капроновый чулок, о солдате в целлофановом мешке…отдельно голова, отдельно руки…сдернутая кожа. Может, поэтому мы называем ее спрятанной?
О чем говорили все тогда?
О воинском долге, об интернационализме державных интересах и южных рубежах нашей Родины?
Но глухо ходили слухи о похоронах в панельных домах и цинковых гробах.

Учитель литературы:

Афганская война- это часть биографии нашей. И какая бы она ни была –героическая, кровавая, позорная- такой теперь она останется навсегда. Наша задача, изучая историю своей страны, не повторять ошибок прошлого.
Посмотрим на эпиграф нашего урока. Он как нельзя точно выражает суть того, о чем мы будем сегодня говорить.

Звучит песня А. Розенбаума «Черный тюльпан».

Учащийся- «историк»:

Еще в 19 веке Афганистан стал объектом английской экспансии, однако, покорить его и превратит в колонию не удалось. Еще не раз были предприняты попытки со стороны Великобритании покорить Афганистан, но и они все заканчивались победой Афганского народа.
Англичане укрепились во мнении, что афганский народ победить нельзя. И когда Советский Союз был втянут в войну в Афганистане, английские политики и пресса предупреждали наше руководство об этом.

Учащийся- «политолог»:

В огненный 1978-79 гг. лидеры Афганистана неоднократно обращались за военной помощью для удержания завоеваний апрельской революции. СССР снабжал Афганистан боевой техникой и оружием, посылал туда военных специалистов. Однако, этого для удержания власти было недостаточно.

Учащийся- «политолог»:

25 декабря 1979 года на территорию суверенного государства Афганистан был введен «ограниченный континент» советский войск. Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе.

Учитель истории:

Но афганский народ — храбрый и свободолюбивый народ, и поэтому он воспринял вмешательство Советского Союза в свои внутренние дела как оккупацию. Весь афганский народ поднялся на борьбу с советскими оккупантами.

4. Работа с произведением «Цинковые мальчики».

  
Учитель литературы:

Каждый момент истории находит свое отражение на  страницах художественной литературы. Есть в истории нашей страны события, которые необъяснимы сточки зрения здравого смысла, неоправданны (потерей, жертвами, слишком большой ценой). Один из таких моментов нашей истории- война в Афганистане 1979-1980 гг. Эта война во всей своей обнаженности представлена в произведении С.Алексиевич «Цинковые мальчики».
Это документальная повесть. Сама автор определила жанр своего произведения как «жанр голосов». Повесть построена на дневниковых записях , воспоминаниях очевидцев, участников войны, их матерей, их родственников. Мы слышим голоса рядовых солдат, младших и старших офицеров, военных советников, медсестер, военврачей, служащих…
Вот как автор объясняет, почему она решила написать о закрытой теме, об Афганской войне.



Ученица(от имени С.Алексиевич):

-Не думала, что еще буду писать о войне. Когда окончила «У войны не женское лицо», долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червя. Мой запас боли был израсходован.
И вдруг!
На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой Афганистан? А может, еще раньше? Когда на кладбище молодая мать на коленях перед свежей могилой и кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери.
Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка..- и бросали в ад, в грязь. 18-летних мальчиков, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет «Хотел стать героем, а теперь не знаю кого из меня сделали» Прозрение придет, но не скоро и не ко всем.
О войне, которая оказалась в два раза длиннее ВОВ, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, каким мы есть, не испугаться.
И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, двадцатилетним вдовам, 19- летним калекам-пенсионерам.

Песня А.Розенбаума «На войне как на войне».

Вот они перед нами- участники войны. Послушаем их рассказы, постараемся увидеть настоящее лицо этой войны.

 Художественный пересказ монологов подготовленными учениками на фоне «Реквием» Моцарта:


  • Монолог рядового- мотострелка
  • Монолог матери погибшего солдата
  • Монолог жены погибшего офицера
  • Монолог командира взвода пехоты
  • Монолог медсестры.



Монолог  матери  читает  ученица  в  черном  платье  с  черным  шарфом  на голове. Все  герои,  выступающие  с  монологами  одеты  в  соответствующие  костюмы.

Учитель  литературы:

Спрятанная  война  страшна  и  тем,  что не  только  матери,  но  и  девочки,  девочки в  17  лет  стали  не венчанными  вдовами.

Звучит  песня  в  исполнении  И. Шведовой  « Белый  вальс».   
Под  звуки  вальса  в  классе  появляется  девочка  в белом  платье,  это  символ  песни,  символ  невесты,  юности,  ожидания. Она  вальсирует,  движется  по  классу  и  невольно  останавливается   перед  траурной  фигурой  матери,  замирает,  глядя  на нее.  Девушка  в  черном  накидывает  на  нее  свой  черный  шарф,  как  черную  отметину,  знак  беды.  Печально  и  скорбно  уходит   девочка  в  белом  платье.

Учащийся  читает  стихотворение  Е. Евтушенко «Афганский  муравей»

Русский  парень  лежит  на  афганской  земле.
Муравей- мусульманин  ползёт  по  скуле.
Очень  трудно  ползти.…Мёртвый  слишком   не брит,
И , тихонько  ему  муравей  говорит:
« Ты  знаешь,  где  точно  скончался  от  ран,
Знаешь  только  одно -  где – то  рядом  Иран.
Почему  ты  явился  с  оружием  к  нам,
Здесь впервые  услышавши  слово  «ислам»?
Что  ты  дашь  нашей  родине – нищей,  босой?
Если  в  собственной – очередь  за  колбасой.
Разве  мало  убитых  вам,  чтобы  опять
К  двадцати   миллионам  ещё  прибавлять?
Русский  парень  лежит  на  афганской  земле
Муравей – мусульманин  ползёт  по  скуле…

5. Анализ прослушанных монологов (дискуссия)

- Как вы относитесь к событиям войны и поступкам героев?
- Какую правду вы узнали об афганской войне и ее участниках?
- Как вы понимаете слова автора: «Война не делает человека лучше, только хуже? Какими еще эпизодами повести вы можете проиллюстрировать эти слова?
- Проследите, как война меняет психологию людей?
- Какой след она оставляет в душах людей?
- От каких иллюзий избавились воины- афганцы?
- Что означает выражение «Афганский синдром»?

В ходе проведения дискуссии проводится словарная работа:

«Пересылка», «учебка», «черный тюльпан», «зеленка», «бочкаревки», бочата», «груз-200» …

Ученик- «журналист».

Книга С.Алексеивич  «Цинковые мальчики»   вызвала разноречивые отклики, шквал писем, телефонных звонков. От угрозы о физической распрве до слов благодарности за правдивый и честный рассказт о событиях в Афганистане.
И во мне, и, думаю в вас всех эта книга вызвала разные противоречивые чувства.
Л.Н.Толстой окончил «Войну и мир» на границах Отечества. Русский солдат пошел дальше, а великий писатель за ним не пошел. Всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых уже нет, с памятью о нашей наивной доверчивой вере.

Несколько учащихся  (от лица участников Афганской войны):

Татарченко Игорь Леонидович (1961-1981)
Выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб в Афганистане. Любимый Игорек, ты ушел из жизни, не познав ее. Мама, папа.

Бобков Леонид Иванович (1964-1984)
Погиб при исполнении интернационального долга. Зашла луна, погасло солнышко дорогой сыночек, без тебя. Мама, папа.

Козлов Андрей Иванович (1960-1982)    Погиб в Афганистане. Единственному сыночку. Мама.

Загуги Виктор Сергеевич (1960-1980).
Погиб при защите Родины. Опустела без тебя земля.

6. Итог урока:

Учитель литературы и истории:

Подводят  итог урока.  Дают  домашнее  задание.
Выразите свое отношение к героям произведения в домашней творческой работе — напишите отзыв об этой книге — «Размышление над прочитанной книгой». Учитель  истории: собрать  материал  о  воинах-афганцах,  являющихся  жителями  п. Малиновка.

 Звучит  «Реквием»  Моцарта    

 Учащийся  читает  стихотворение А. Твардовского

Я  знаю, никакой  моей  вины
В  том, что  другие  не  пришли  с  войны.
В  том,  что  они – кто  старше,  кто  моложе –
Остались  там,  и  не  о  том  же  речь,
Что  я  их  мог,  но  не  сумел  сберечь,-
Речь  не  о  том,  но  все  же,  все  же,  все  же…





Следующий: